Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР | Илюшина Елена Викторовна. Работа №363856. Номер работы: №363856

Дата публикации:
Автор:
Описание:

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ  У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Учитель-дефектолог Илюшина Е.В.

МБДОУ № 8

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом по образованию и воспитанию подрастающего поколения, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей с отклонениями в развитии, в том числе дошкольников с задержкой психического развития. Основа умственного развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одним из центральных вопросов детской психологии и дошкольного образования является выявление средств, методов, условий развития у детей с задержкой психического развития основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Мышление относят к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук – от философии и логики до психологии и медицины.

Наглядно – образное мышление формируется на базе наглядно – действенного мышления, появляется у ребенка к 3 - 3,5  годам и является ведущим до 6-7 лет,  на него-то и нужно опираться, подготавливая ребенка к школе.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления,  трудности в формировании сферы           образов - представлений, в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Они хуже, чем нормально развивающиеся дети решают ряд наглядных задач и особенно затрудняются при решении вербальных задач. Несформированность мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. Таким образом, отставание в развитии мыслительных процессов  у дошкольников с ЗПР говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развитие наглядно-образного мышления, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, основной формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты. Формирование наглядно – образного мышления происходит на  специально организованных занятиях и в ходе индивидуальной работы. Следует отметить, что именно дидактические игры побуждают дошкольников действовать, обследовать, экспериментировать,  делать простейшие выводы и обосновывать их.

В начале учебного года было проведено диагностическое обследование детей старшей коррекционной группы,  в ходе которого использовались  методики:

Методика №1. «Составление целого из частей».  Цель: выявить уровень сформированности наглядно-образных представлений, целенаправленность проб при складывании (первая часть задания), способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания).

Оборудование:

1. Две картинки с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагоналям на 4 части.

2. Картинки с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены.

Процедура проведения.

Задание включает два этапа. На первом этапе поочередно предлагают картинки, разрезанные на 4 части по диагоналям. Части картинок кладут в произвольном порядке. Ребенок по составляющим частям должен узнать изображенный предмет, назвать его, а затем сложить картинку. Детям 6 лет можно положить сразу обе разрезанные картинки. Ребенок должен отобрать части каждой из них и сложить. На втором этапе задания дают рассмотреть картинку и просят найти справа те части, их которых должна получиться изображенная слева геометрическая фигура.

Оценка действий ребенка: принятие задания, характер деятельности, умение в речевом плане назвать изображенный предмет.

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может назвать изображенный предмет.

3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет, задание выполнено с небольшой помощью педагога.

4 балла – принимает и понимает задание, самостоятельно выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет.

 

Методика №2 «Нахождение недостающих деталей». Цель: выявить уровень наглядно – образного мышления, целостного восприятия образов.

Оборудование: рисунки различных предметов, в которых отсутствуют какие-то части.

Процедура проведения: ребенку дают картинки и достаточное время для того, чтобы он мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку. Если ответ неправильный, то взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если и при повторном предъявлении ответ не найден, переходят к следующему заданию.

Оценка действий ребенка: принятие задания, характер деятельности, умение быстро подобрать недостающую деталь.

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может показать подходящую деталь.

3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака с небольшой помощью педагога, в речевом плане показывает подходящее изображение.

4 балла - принимает и понимает задание, все самостоятельно выполняет с учетом основного признака, в речевом плане показывает подходящее изображение.

 

Методика №3. «Определение времени года по картинкам». Цель: выявить способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости.

Оборудование: четыре картинки с изображением времени года. Двенадцать картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года (по три на каждое время года).

Процедура проведения: перед ребенком поочередно выкладывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает? Когда бывает снег?» и т.п. После рассматривания этих картинок ребенку дают двенадцать картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки.

Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия.

1 балл – не понимает цели, не раскладывает картинки.

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времен года с их названиями, т.е. временные представления не сформированы, после обучения выделяет картинки с изображением лета и зимы.

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (лето и зима).

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями.

 

Методика №4. «Серия сюжетных картинок  «Гусеница и яблоко». Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Оборудование: четыре картинки.

Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть в течение 20 – 30 секунд.

Инструкция: «Разложи картинки по порядку: что было сначала, что было потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала гусеница? Положи эту картинку сюда первой», «А что потом?». После того, как ребенок разложит картинки, предлагают составить рассказ по ним.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

1  балл – не понимает условий задачи, действует неадекватно инструкции.

2 балла – принимает задание, раскладывает картинки без учета последовательности событий изображенного на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие, может составить об этом рассказ с учетом основного принципа, может обобщить принцип в своих высказываниях.

 

Итоги проведенного обследования детей  на начальном этапе показали, что основные затруднения у дошкольников с задержкой психического развития в понимании заданий, непосредственно связанные с недоразвитием понятий; затруднения в использовании прошлого опыта для осмысления нового материала; ослабление интеллектуальных интересов и недостатки мотивации; многие дети не поняли инструкции педагога, приступали к заданию не сразу, некоторые ждали помощи, детям требовалось неоднократное повторение  задания.

Изучив содержание литературы по данной теме, было  составлено перспективное планирование,  в котором учитывался  имеющийся запас знаний детей, содержание предлагаемых детям игр усложнялось и видоизменялось. Необходимым и важным условием было внесение в ход занятия игровой мотивации: на  каждое занятие приход различных сказочных  и мультипликационных персонажей,  которые выполняют задания вместе с детьми, выслушивают их ответы, дают задания.

В процессе развития наглядно-образного мышления на занятиях  использовались следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа, дидактические игры, составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок, рисование, игры с мячом, игры со счетными палочками.

Все дидактические игры были сгруппированы следующим образом:

1.Игры на замещение предметов – они формируют у детей умение выполнять действия замещения, умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы.  К этому типу заданий относят и загадки, содержащие словесные обозначения признаков предметов, за которыми необходимо «увидеть» сам предмет. К таким  играм относятся: «Придумай сам», «Сложи узор», «Посади огород»,  «Загадки и отгадки», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Сложи картинку».

2.Игры на анализ строения предметов и  на выделение пространственных отношений, направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях. К таким играм относятся: «Поезд»; «Гномы с мешочками»; «Цветные картинки»; «Найди Незнайку»; «Где спрятался Буратино?»; «Мы – шоферы»; «Звезды на небе»; «Кто сегодня именинник?»; «Найди ошибки»,

3.Игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий. К таким играм относятся: «Нарисуй картину палочками», «На что это похоже?», «Дорисуй»,  «Что сначала, что потом?», «Замри», «Елка с подарками», «Волшебная мозаика». «Поможем художнику», «Перевертыши»,  «Сочиняем сказку»,  «Хитрые картинки», «Разные сказки», «Чудесные превращения», «Кому что нужно?»

В ходе работы были  вовлечены родители дошкольников. Было проведено собрание на тему:  «Значение дидактических игр для развития мышления  детей», семинар – практикум «Развиваемся, играя!», оформление уголка для родителей «Мама, поиграй со мной!». Были подготовлены консультации на темы: «Развитие наглядно – образного мышления старших дошкольников в домашних условиях». «Гимнастика ума». В группе установилась традиция – «Игры в гости к нам» (каждый понедельник кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру, знакомит с ней сверстников; целую неделю игра «гостит» в группе; все желающие в свободное время могут в неё поиграть, после чего её возвращают владельцу). В течение года были проведены праздники и развлечения: «Путешествие в страну Сообразилию», «Остров Любознаек».

Результаты итоговой диагностики в конце учебного года показали, что регулярное целенаправленное использование дидактических игр способствует повышению уровня развития наглядно – образного мышления дошкольников.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков, 1999

2. Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988

3. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание - 2002, №7

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001

6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000

7. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности // Дошкольное воспитание - 2003 - №11

8. Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. - 1998, №5

9. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.

10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л.А. - М., 1989

11. Колесникова Е. В.500 игр для коррекционно-развивающего обучения - Ярославль, 2000.

12. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999

у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3

13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2004

14. Чиркова Т.И. Психологическая служба в д/саду - М., 2000

15. Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Учитель-дефектолог Илюшина Е.В.

МБДОУ № 8

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом по образованию и воспитанию подрастающего поколения, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей с отклонениями в развитии, в том числе дошкольников с задержкой психического развития. Основа умственного развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одним из центральных вопросов детской психологии и дошкольного образования является выявление средств, методов, условий развития у детей с задержкой психического развития основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Мышление относят к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук – от философии и логики до психологии и медицины.

Наглядно – образное мышление формируется на базе наглядно – действенного мышления, появляется у ребенка к 3 - 3,5 годам и является ведущим до 6-7 лет, на него-то и нужно опираться, подготавливая ребенка к школе.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления, трудности в формировании сферы образов - представлений, в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Они хуже, чем нормально развивающиеся дети решают ряд наглядных задач и особенно затрудняются при решении вербальных задач. Несформированность мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. Таким образом, отставание в развитии мыслительных процессов у дошкольников с ЗПР говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развитие наглядно-образного мышления, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, основной формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты. Формирование наглядно – образного мышления происходит на специально организованных занятиях и в ходе индивидуальной работы. Следует отметить, что именно дидактические игры побуждают дошкольников действовать, обследовать, экспериментировать, делать простейшие выводы и обосновывать их.

В начале учебного года было проведено диагностическое обследование детей старшей коррекционной группы, в ходе которого использовались методики:

Методика №1. «Составление целого из частей». Цель: выявить уровень сформированности наглядно-образных представлений, целенаправленность проб при складывании (первая часть задания), способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания).

Оборудование:

1. Две картинки с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагоналям на 4 части.

2. Картинки с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены.

Процедура проведения.

Задание включает два этапа. На первом этапе поочередно предлагают картинки, разрезанные на 4 части по диагоналям. Части картинок кладут в произвольном порядке. Ребенок по составляющим частям должен узнать изображенный предмет, назвать его, а затем сложить картинку. Детям 6 лет можно положить сразу обе разрезанные картинки. Ребенок должен отобрать части каждой из них и сложить. На втором этапе задания дают рассмотреть картинку и просят найти справа те части, их которых должна получиться изображенная слева геометрическая фигура.

Оценка действий ребенка: принятие задания, характер деятельности, умение в речевом плане назвать изображенный предмет.

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может назвать изображенный предмет.

3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет, задание выполнено с небольшой помощью педагога.

4 балла – принимает и понимает задание, самостоятельно выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет.

 

Методика №2 «Нахождение недостающих деталей». Цель: выявить уровень наглядно – образного мышления, целостного восприятия образов.

Оборудование: рисунки различных предметов, в которых отсутствуют какие-то части.

Процедура проведения: ребенку дают картинки и достаточное время для того, чтобы он мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку. Если ответ неправильный, то взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если и при повторном предъявлении ответ не найден, переходят к следующему заданию.

Оценка действий ребенка: принятие задания, характер деятельности, умение быстро подобрать недостающую деталь.

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может показать подходящую деталь.

3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака с небольшой помощью педагога, в речевом плане показывает подходящее изображение.

4 балла - принимает и понимает задание, все самостоятельно выполняет с учетом основного признака, в речевом плане показывает подходящее изображение.

 

Методика №3. «Определение времени года по картинкам». Цель: выявить способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости.

Оборудование: четыре картинки с изображением времени года. Двенадцать картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года (по три на каждое время года).

Процедура проведения: перед ребенком поочередно выкладывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает? Когда бывает снег?» и т.п. После рассматривания этих картинок ребенку дают двенадцать картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки.

Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия.

1 балл – не понимает цели, не раскладывает картинки.

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времен года с их названиями, т.е. временные представления не сформированы, после обучения выделяет картинки с изображением лета и зимы.

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (лето и зима).

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями.

 

Методика №4. «Серия сюжетных картинок «Гусеница и яблоко». Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Оборудование: четыре картинки.

Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть в течение 20 – 30 секунд.

Инструкция: «Разложи картинки по порядку: что было сначала, что было потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала гусеница? Положи эту картинку сюда первой», «А что потом?». После того, как ребенок разложит картинки, предлагают составить рассказ по ним.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

1 балл – не понимает условий задачи, действует неадекватно инструкции.

2 балла – принимает задание, раскладывает картинки без учета последовательности событий изображенного на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие, может составить об этом рассказ с учетом основного принципа, может обобщить принцип в своих высказываниях.

 

Итоги проведенного обследования детей на начальном этапе показали, что основные затруднения у дошкольников с задержкой психического развития в понимании заданий, непосредственно связанные с недоразвитием понятий; затруднения в использовании прошлого опыта для осмысления нового материала; ослабление интеллектуальных интересов и недостатки мотивации; многие дети не поняли инструкции педагога, приступали к заданию не сразу, некоторые ждали помощи, детям требовалось неоднократное повторение задания.

Изучив содержание литературы по данной теме, было составлено перспективное планирование, в котором учитывался имеющийся запас знаний детей, содержание предлагаемых детям игр усложнялось и видоизменялось. Необходимым и важным условием было внесение в ход занятия игровой мотивации: на каждое занятие приход различных сказочных и мультипликационных персонажей, которые выполняют задания вместе с детьми, выслушивают их ответы, дают задания.

В процессе развития наглядно-образного мышления на занятиях использовались следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа, дидактические игры, составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок, рисование, игры с мячом, игры со счетными палочками.

Все дидактические игры были сгруппированы следующим образом:

1.Игры на замещение предметов – они формируют у детей умение выполнять действия замещения, умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы. К этому типу заданий относят и загадки, содержащие словесные обозначения признаков предметов, за которыми необходимо «увидеть» сам предмет. К таким играм относятся: «Придумай сам», «Сложи узор», «Посади огород», «Загадки и отгадки», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Сложи картинку».

2.Игры на анализ строения предметов и на выделение пространственных отношений, направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях. К таким играм относятся: «Поезд»; «Гномы с мешочками»; «Цветные картинки»; «Найди Незнайку»; «Где спрятался Буратино?»; «Мы – шоферы»; «Звезды на небе»; «Кто сегодня именинник?»; «Найди ошибки»,

3.Игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий. К таким играм относятся: «Нарисуй картину палочками», «На что это похоже?», «Дорисуй», «Что сначала, что потом?», «Замри», «Елка с подарками», «Волшебная мозаика». «Поможем художнику», «Перевертыши», «Сочиняем сказку», «Хитрые картинки», «Разные сказки», «Чудесные превращения», «Кому что нужно?»

В ходе работы были вовлечены родители дошкольников. Было проведено собрание на тему: «Значение дидактических игр для развития мышления детей», семинар практикум «Развиваемся, играя!», оформление уголка для родителей «Мама, поиграй со мной!». Были подготовлены консультации на темы: «Развитие наглядно – образного мышления старших дошкольников в домашних условиях». «Гимнастика ума». В группе установилась традиция – «Игры в гости к нам» (каждый понедельник кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру, знакомит с ней сверстников; целую неделю игра «гостит» в группе; все желающие в свободное время могут в неё поиграть, после чего её возвращают владельцу). В течение года были проведены праздники и развлечения: «Путешествие в страну Сообразилию», «Остров Любознаек».

Результаты итоговой диагностики в конце учебного года показали, что регулярное целенаправленное использование дидактических игр способствует повышению уровня развития наглядно – образного мышления дошкольников.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков, 1999

2. Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988

3. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание - 2002, №7

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001

6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000

7. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности // Дошкольное воспитание - 2003 - №11

8. Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. - 1998, №5

9. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.

10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л.А. - М., 1989

11. Колесникова Е. В.500 игр для коррекционно-развивающего обучения - Ярославль, 2000.

12. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999

у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3

13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2004

14. Чиркова Т.И. Психологическая служба в д/саду - М., 2000

15. Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз