Развитие наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста | Кравченко Екатерина Сергеевна . Работа №312672
В умственном развитии младших школьников важное значение имеют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление важно в умственном развитии младших школьников. Развитие этих форм мышления во многом определяет успешность перехода к более сложным концептуальным формам мышления. С этой точки зрения изучение основных функций этих элементарных форм, определение их роли в общем процессе психического развития ребенка занимает важное место в современных исследованиях.
Проблема развития мышления в начальной школе актуальна сегодня, потому что мышление у младших школьников развивается на основе приобретенных знаний, а если они отсутствуют, то нет основы для развития мышления и не может полноценно функционировать зрелым. Однако, как показывает практика, распространенным примером обучения является организация действий учеников по модели учителей: учителя слишком часто предлагают детям имитационный вид упражнений, не требующий мышления. В этих условиях такие качества мысли, как глубина, критичность и гибкость, составляющие ее независимость, недостаточно развиты.
Министерство образования и науки Кузбасса
Кафедра естественно-медицинских дисциплин
Развитие наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста……………………………………….
7
1.1. Понятия «мышление», «наглядно-образное мышление» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..
7
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...
16
1.3. Педагогический опыт развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста…………………………………………………
20
Выводы по первой главе …………………………………………………...…
25
Введение
На протяжении многих лет основные усилия ученых, изучающих познавательные процессы детей в начальной школе, были сосредоточены на изучении двух вопросов: проблема развития процессов восприятия; проблема формирования понятийного мышления. В то же время проблема развития наглядно-образного мышления у младших школьников получила меньшее развитие. И эта проблема в настоящее время привлекает внимание многих ученых по всему миру [22].
Этот интерес не случаен, так как оказывается, что младший школьный возраст — это период интенсивного и нравственного развития, в котором закладываются основы физического, душевного и нравственного здоровья. На основании многочисленных исследований (Г. Ш. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Зинченко, Пономарев, Веккер, Галанжина] и др.) установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития наглядно-образного мышления является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка [6, 9, 11, 12, 14, 15, 24, 36] .
В умственном развитии младших школьников важное значение имеют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление важно в умственном развитии младших школьников. Развитие этих форм мышления во многом определяет успешность перехода к более сложным концептуальным формам мышления. С этой точки зрения изучение основных функций этих элементарных форм, определение их роли в общем процессе психического развития ребенка занимает важное место в современных исследованиях. В ряде исследований, которые проводили Гальперина П. Я., В. С. Мухина, Л. А. Венгер, И. И. Черемискина, Л. А. Пономарев и И. С. Якиманская показано, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и пока используются далеко не полностью.
Наглядно-образное мышление не дается с рождения. Следует отметить, что умение работать с представлениями не является прямым результатом усвоения ребенком знаний и умений. Анализ ряда психологических исследований позволяет предположить, что эта способность возникает в процессе взаимодействия разных направлений психического развития ребенка - в развитии активности предмета и инструмента, речи, имитации, игровой деятельности и т. д. Как и любой мыслительный процесс, он требует развития и адаптации [38].
Проблема развития мышления в начальной школе актуальна сегодня, потому что мышление у младших школьников развивается на основе приобретенных знаний, а если они отсутствуют, то нет основы для развития мышления и не может полноценно функционировать зрелым. Однако, как показывает практика, распространенным примером обучения является организация действий учеников по модели учителей: учителя слишком часто предлагают детям имитационный вид упражнений, не требующий мышления. В этих условиях такие качества мысли, как глубина, критичность и гибкость, составляющие ее независимость, недостаточно развиты.
На основании анализа научной литературы и опыта практической деятельности нами выявлено противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста и недостаточной изученностью (разработанностью) методов решения данной проблемы.
Из выявленного противоречия сформулирована следующая проблема исследования: каковы педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявление педагогических условий развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках окружающего мира.
Объектом исследования: процесс развития наглядно-образное мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира будет успешнее, если в педагогической практике реализуются следующие условия:
- осуществляется учет уровня развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста;
- используются формы, методы, приемы, направленные на развитие наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира;
- отслеживается динамика развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Изучить понятия «мышление», «наглядно-образное мышление» в психолого-педагогической литературе.
Изучить особенности развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраст.
Проанализировать педагогический опыт развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Изучить формы, методы, приемы, направленные на развитие
наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста на уроках, окружающего мир
Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста на уроке окружающего мира.
Оценить
эффективность проведенной работы по повышению уровня наглядно-образного мышления.
Для решения поставленной цели и задач, в работе были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и сист
ематизация теоретической части работы.
Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Метод обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
При проведении констатирующего и контрольного эксперимента была использована диагностическая методика – матрица Равена.
Теоретическая значимость исследования данного исследования заключается в определении актуальности данной темы в настоящее время, в сборе, изучении, анализе и структурировании информации, которая касается данной проблемы, из разных источников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в ходе педагогической работы с детьми.
База: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №95».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Понятия «мышление», «наглядно-образное мышление» в психолого-педагогической литературе
В современной литературе существует множество определений мышления. Мышление возникает как процесс, и его развитие становится самостоятельной деятельностью со своими собственными мотивами и целями. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, который представляет собой высший уровень человеческих знаний, связанный с решением различных проблем. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания.
Мысль — это основная единица мышления, которая представляет собой деятельность, направленную на анализ и сравнение фактов по разным причинам. Мышление как процесс связан с мотивацией и способностями человека, а также ее действиями. На каждом этапе развития человек осуществляет мыслительную деятельность на основе преобладающих мотивов, способностей, целей. Но при этом все эти образования эволюционируют и входят в новые системные связи из-за усложнения умственной деятельности [13].
Орудием мыслительной деятельности являются языковые средства, которые используются для выполнения дискретных операций. И.П. Павлов говорил о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что составляет высшее человеческое мышление». Из этого следует, что обобщение люди выражают с помощью речи. Материальной формой общения является язык. Ведь, при помощи него мысли людей не теряются, а передаются из поколения в поколения. Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности (Л.С. Выготский) [12].
Объекты и явления реальности обладают такими свойствами и взаимосвязями, которые можно распознать напрямую, посредством восприятий и восприятий (цвета, звуки, формы, расположение и движение тел в видимом пространстве), а также такие свойства и взаимосвязи, которые можно распознать только косвенно, и посредством обобщения, то есть путем мышления [1].
Мышление — это косвенное и обобщенное отражение реальности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании природы вещей и явлений, регулярных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что нельзя познать прямо, непосредственно, человек познает косвенно, опосредованно: одни качества через другие, неизвестные через известные. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном [1].
Люди выражают обобщения через речь, язык. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе похожих объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но, там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать бесконечно.
Мышление — это высший уровень человеческого познания реальности. Сенсорная основа мышления - восприятие, восприятие и представление. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации обрабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой обработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые жизнь ставит перед человеком, он размышляет, делает выводы и тем самым познает суть вещей и явлений, открывает законы их связи и на этой основе преобразует мир [8].
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и продолжается мышлением.
Функция мышления – расширять границы знания, выходя за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет использовать дедукцию, чтобы выявить то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – выявить отношения между объектами, выявить связи и отделить их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма умственного размышления, создающего связи и отношения между известными объектами.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении предметом существенных связей и отношений в реальности, в творческом созидании новых идей, предсказывании событий и действий, функция высшей нервной деятельности, понятийная форма психического отражения, характерная только для человека, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между узнаваемыми явлениями. Мышление принимает множество форм - от суждений и выводов до творческого и диалектического мышления и индивидуальных характеристик как проявления разума с использованием имеющихся знаний, словарного запаса и индивидуального субъективного тезауруса [2].
Л. Ф. Ильичев, Л. Я. Федосеев (1983) дают следующее определение мышления как высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектов существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем [25].
По мнению Я. А. Пономарева (1967) мышление определяется как высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности, позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу, непосредственно связано с практической деятельностью [36].
Л. С. Выготский рассматривает мышление как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Исходный уровень познания – непосредственное чувствительное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т. д. По отношению к ним мышление выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания [12].
Начальным этапом мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Выражение самой проблемы — это акт мышления, часто требующий большой умственной работы. Первый признак мыслящего человека – это способность видеть проблему там, где он находится. Возникновение вопросов (что характерно для детей) - признак развивающейся мыслительной работы. Чем больше человек видит проблем, тем шире круг его познаний. Таким образом, мышление предполагает некоторые базовые знания. От осознания проблемы идея переходит к ее решению, ее решение осуществляется различными способами [33].
Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где существует очень обобщенная система знаний. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который воспринимается как гипотеза. Осведомленность о гипотезе порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. После осмотра мыслительный процесс переходит к заключительному этапу - оценке проблемы [1].
Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.).
Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда ориентированный на разрешение проблемы, указывает на то, что исходная ситуация изложена в представлении предмета неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных контекстах [8].
Для того, чтобы познать результат мыслительного процесса, необходимо получить более адекватные знания. Для того чтобы достичь более адекватного познания своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи, мышление проходит через различные операции, которые образуют различные взаимосвязанные и преходящие аспекты мыслительного процесса.
Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений [1].
С.Л. Рубинштейном определена и принята многими авторами классификация видов мышления по ряду оснований: по генезису развития (наглядно- действенное, наглядно-образное, или художественное и словесно-логическое) и характеру решаемых задач (теоретическое и практическое), по степени развернутости (аналитическое и интуитивное), по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и продуктивное), по средствам мышления (наглядное и вербальное) и функциям (критическое и творческое) [37].
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления про наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Важная особенность образного мышления – установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В ряде исследований, проведенных отечественными учеными (Л.Л. Гуровой [18], А.В. Запорожцем [23], Зинченко В.П. [24], И.С. Якиманской [45] и др.), доказана его важная роль при выполнении тех или иных действий, в процессе решения практических и познавательных задач. Являясь предпосылкой понятийного мышления, оно выполняет специфические функции, которые не могут быть осуществлены другими формами мышления.
И.Я. Лернер характеризует наглядно-образного мышление по его продукту, когда учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, проявляя свою индивидуальность [28].
С точки зрения психолога Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не стимулированной деятельностью и проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [8].
По П.Я. Гальперину наглядно-образное мышление связано с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее) [15].
Я.А. Пономарев суть наглядно-образного мышления относит к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности), а психологический механизм творчества объясняет как единство созидательного (интуитивного) и рефлексивного компонентов [36].
В зависимости от степени активности и осознанности человеком новых образов различают пассивное воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь или не могут быть осуществлены, и активное, связанное с созданием новых образов с помощью волевых усилий. Выделяют реалистическое воображение, отражающее действительность, и фантастическое. Мышление в образах - сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных [17].
Базовые сущности и элементарные законы наглядно-образного восприятия исследованы в работах американского эстетика и психолога Рудольфа Арнхейма, использовавшего принципы и методологию гештальтпсихологии. Его теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие представляет собой познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия.
Зрительное восприятие в такой трактовке - активный, динамический процесс. Зрение включает в себя напряжение, динамическое соотношение сил. Каждая визуальная модель динамична [3].
Таким образом, восприятие заключается в образовании «перцептивных понятий», как и художественное творчество - в образовании адекватных «изобразительных понятий».
И.С. Якиманская в своих работах выделяет три типа оперирования образами от умения представлять предметы в различных пространственных положениях через преобразование исходного образа к построению принципиально новых образов [46].
Среди предложенных в психологической литературе определений наиболее адекватным представляется следующее. Наглядно-образное мышление – это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия.
Наглядно-образное мышление выполняет специфические познавательные функции, диалектически дополняя понятийное исследование объекта. Оно имеет синтетический характер: возникает на основе вербального мышления, но за счет соединения с трансформированным чувственным материалом теряет свой вербализованный характер [7].
Процесс создания образа визуального мышления происходит поэтапно: создание самого образа; сравнение созданного образа с оригиналом, конструирование новых вещественных моделей; экстраполяция информации, полученной при изучении квазиобъекта и созданной с его помощью модели; практическая проверка результатов экстраполяции, когда образ визуального мышления, отражая некоторые существенные черты реальности, становится объектом специальной рефлексии; экспериментальная проверка информации о новом объекте в привычных формах (обычно чувственно-наглядных) [13].
Методологическая функция наглядно-образного мышления – умозрительное представление в наглядной форме согласованности логических и практических операций [14].
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем сделать вывод о том, что мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление совершается по законам, общим для всех людей. Общими являются основные формы мышления, действия и операции, их механизмы. Мышление ребенка формируется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
Особенности развития наглядно-образного мышления
детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни; начинаются активные процессы всестороннего психического развития, что находит свое отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер, в том числе и познавательной. Особая роль отводится мышлению, так как именно в этот период оно дает основы для дальнейшего развития.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.).
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново [2].
Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину – это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление.
Основной единицей наглядно-образного мышления является образ. Образ у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.
Р. С. Немов определяет наглядно-образное мышление как способ решения задач, включающий наблюдения за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними [33].
М. И. Еникеев дает следующее определение наглядно-образному мышлению – вид мышления, связанный с образными представлениями ситуации и производимых в ней изменений [20].
И. Я. Лернер приводит следующее определение: наглядно-образное мышление – это вид мышления, в котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может [28].
Отличительной особенностью наглядно-образного мышления является то, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами образы, необходимые для мышления, представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Взаимодействие с познаваемым объектом – важное условие мыслительного процесса. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. В процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта, и осуществляются различного рода преобразование этого образа.
С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.
Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что, решая заданий с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления, а только по воображению.
Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно-образного мышления, ребенку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами [7].
Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
По мнению П. Я. Гальперина наглядно-образное мышление не только является предпосылкой понятийного мышления, но и выполняет специфические функции, которые не могут быть осуществлены другими формами мышления. Наглядно-образное мышление имеет существенное значение не только для ребенка, но и для успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности взрослых людей [15].
Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. Вначале формируется система анализирующих действий, в процессе которых ребенка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета, т. е. обучают идти от общего к частному. Затем в продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в процессе которых ребенка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует логике анализа предмета и развертывается от общего к частному. В ходе такого обучения у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании или рисунке.
В определенных пределах наглядно-образное мышление характеризуется особыми закономерностями функционирования и позволяет познавать такие стороны и свойства объектов, которые практически недоступны понятийному мышлению. Возможность представления объекта всеми частными и второстепенными признаками может послужить основой переосмысления всей проблемной ситуации. Эти второстепенные свойства могут быть началом той линии анализа, которая позволит увидеть объект в любой плоскости, в иной системе связей. Другая особенность наглядно-образного мышления состоит в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.
Таким образом, особенность развития наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человека окружающей действительности, и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Фактически один и тот же процесс – воспроизведение в представлении исходной формы предметов – может быть включен в разные системы познавательной деятельности детей, и выполнять различные функции. В одном случае он включен в деятельность восприятия, в другом – в мыслительную деятельность.
Педагогический опыт развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Нами изучен опыт педагогов, представленный на страницах периодической печати, проанализировав которые были выбраны статьи, посвященные вопросу развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Перечень статей, в которых представлен опыт по развитию наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Перечень статей, отражающих опыт развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Название статьи
Автор
Название журнала
№, год
Стр.
«Развитие наглядно-образного мышления младших школьников»
Сорокоумова Е.А.
Саморукова Л. А.
Журнал: Психологические науки
№2
2019
20-23
«Особенности развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста и опыт его оптимизации в условиях образовательного учреждения»
Чикова И. В.
Диль-Илларионова Т. В.
Журнал: Балтийский гуманитарный журнал
№4
2016
40-43
«Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте»
Смирнова А. С. Левицкая Л. В.
Журнал: Молодой ученый
№11
2016
73-75
«Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста»
Тербулатова А. А.
Ногерова М. Т.
Журнал: Психология развития
№14
2018
45-50
«Развитие мышления в младшем школьном возрасте»
Леженко М. С. Заикина Е. Д. Шкрябко И. П.
Журнал: Студенческая наука XXI века
№1-1
2016
93-95
Вопросам развития мышления посвящено достаточное количество статей.
В статье «Развитие наглядно-образного мышления младших школьников» рассматривается возможность развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста через специально подобранные задания. Сорокоумова Е.А. Саморукова Л. А. пишут, что «неверное и формальное усвоение школьниками учебного материала часто является следствием неумения представить, то, о чем рассказывает учитель, что излагается в учебнике. Усвоение знаний во всех областях невозможно без умения учащихся комбинировать имеющиеся у них представления, без умения переносить элементы знаний из одной ситуации в другую». Автор считает, что одним из способов развития наглядно-образного мышления является наглядное пространственное моделирование. Изучение статьи привело к выводу о том, что, овладевая действиями наглядного моделирования ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных представлений, овладевает опосредованными способами решения познавательных задач (применение мерок, схем, графиков), усваивает схематизирующее определение понятий по внешним признакам [41].
В статье «Особенности развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста и опыт его оптимизации в условиях образовательного учреждения». В данной статье рассматривается проблема недостаточного развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, которая выступает определенной ступенью в психическом развитии и актуализировано ввиду влияния на словесно-логическое. Анализ составлен на основе проведенного научного исследования, который состоит из 3 этапов эксперимента. На первом этапе проводится исследование с целью изучить исходный уровень развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. На втором этапе происходит внедрение разработанных комплексов символических средств на уроках окружающего мира. И на третьем этапе, с помощью, ранее используемой диагностируемого материала, выявляется сформированный уровень развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показывают эффективность формирующего эксперимента.
В статье «Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте» Смирнова и Левицкая рассматривали особенности развития мышления в младшем школьном возрасте, определили уровни развития наглядно-образного и словесно-логического мышления. Для этого проводилось эмпирическое исследование, актуальность которого состоит в том, что младший школьный возраст является наиболее продуктивным в развитии мышления и за небольшой промежуток времени оно переходит от наглядно-образного и наглядно-действенного к новому, более высокому уровню, словесно-логическому, понятийному мышлению. Обобщив результаты проведенного исследования, авторы сделали вывод, что уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления находится в норме, соответствующей психологической характеристике данного возрастного этапа [40].
В статье «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста» рассматривается изучение особенностей мышления младших школьников и проведение работы по его развитию. Для этого проводили анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, определение методики, позволяющие диагностировать уровень развития мышления, сравнительный анализ результатов констатирующего и преобразующего экспериментов. Тербулатова и Ногерова предположили, что у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление, большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления. Анализ составлен на основе проведенного научного исследования, который состоит из 3 этапов эксперимента. Констатирующий этап фиксируется исходный уровень развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. На формирующем этапе происходит внедрение разработанных комплексов символических средств. И на контрольном этапе, с помощью, ранее используемой диагностируемого материала, выявляется сформированный уровень развития мышления детей младшего школьного возраста [42].
В статье «Развитие мышления в младшем школьном возрасте» рассматриваются особенности развития мышления в младшем школьном возрасте. Леженко пишет, что в этот период, период младшего школьного возраста, происходит первичная структуризация интеллекта. Авторы приходят к выводу, что практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена с одной стороны, н оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.
Таким образом, изучив педагогический опыт, можно сделать вывод, что вопросам развития мышления детей младшего школьного возраста уделяется внимание.
Выводы по первой главе
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что мышление является высшим познавательным процессом, это основная форма познания окружающего мира. Огромное значение для всестороннего развития личности ребенка имеет формирование и становление всех видов мышления, этот процесс должен носить целенаправленный и систематический характер. Несформированность мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
Наглядно-образное мышление характеризуется как продукт человеческой деятельности, порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым и обосновывается необходимость целенаправленного формирования данного типа мышления.
Особенность развития наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человека окружающей действительности, и без него совершаться не может.
Многочисленные исследования подтверждают, что младший школьный возраст наиболее сенситивен для развития наглядно-образного мышления, высокий уровень развития которого в реальной деятельности достигается при систематическом воздействии на все его компоненты, так как формирование каждого из них является взаимодополняющим, стимулирующим и влияющим на развитие остальных.
Наглядно-образное мышление возникает у младшего школьника под воздействием внешней среды, и будет проявляться до тех пор, пока учебная деятельность оказывает на него влияние и вызывает положительные эмоции.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Проблема развития и совершенствования наглядно-образного мышления учащихся – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения – рациональная организация всего учебного процесса.