Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков анализа текста учащихся на уроках русского и литературы | Цикарева Ольга Александровна. Работа №338930

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья представляет собой исследование методов, направленных на повышение уровня аналитических навыков учащихся при работе с текстами на уроках русского языка и литературы. Автор анализирует различные подходы к обучению анализу текста, выявляют эффективные стратегии для выделения ключевых аспектов текста и интерпретации информации изучаемых литературных произведений.

Ключевые слова: анализ текста, учащиеся, русский язык, литература, навыки, развитие.

Важность развития навыков анализа текста учащихся проявляется во многих аспектах их учебной и практической деятельности. Анализ текста обеспечивает учащимся возможность более глубокого понимания содержания произведения и его основных идей. 

Развитие навыков анализа текста учащихся на уроках русского языка и литературы

 

Цикарева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ 49», г. Нижний Тагил

 

Аннотация. Статья представляет собой исследование методов, направленных на повышение уровня аналитических навыков учащихся при работе с текстами на уроках русского языка и литературы. Автор анализирует различные подходы к обучению анализу текста, выявляют эффективные стратегии для выделения ключевых аспектов текста и интерпретации информации изучаемых литературных произведений.

Ключевые слова: анализ текста, учащиеся, русский язык, литература, навыки, развитие.

 

Важность развития навыков анализа текста учащихся проявляется во многих аспектах их учебной и практической деятельности. Анализ текста обеспечивает учащимся возможность более глубокого понимания содержания произведения и его основных идей. Он также способствует развитию критического мышления и способности к аргументированному выражению своих мыслей. Навык анализа текста позволяет учащимся выявлять и интерпретировать авторские намерения, детально изучать структуру произведения, искать связи между его частями и выявлять смысловые отношения. Активное развитие навыков анализа текста также способствует формированию навыков чтения с пониманием и навыков письма. Ученик, обладающий хорошими навыками анализа, лучше усваивает и запоминает информацию при чтении и может более четко и эффективно выражать свои мысли в письменной форме. Важно отметить, что навыки анализа текста необходимы не только для успешного прохождения учебных заданий, но и для повседневной жизни. Умение критически анализировать информацию, выделять главное, искать логические связи и аргументировано выражать свою точку зрения являются важными компетенциями в современном информационном обществе

Один из методов обучения анализу текста на уроках русского языка – это использование различных стратегий чтения. Учитель может обучать учащихся сканированию текста для поиска ключевых информационных элементов или чтению с пониманием, чтобы позволить им выделять главные идеи и основные детали.

Кроме того, важным методом является обучение активному чтению, где учащиеся активно взаимодействуют с текстом путем задавания вопросов, выдвижения гипотез и сделанных выводов на основе информации, полученной из текста.

Также полезным методом является обучение анализу текста с использованием различных текстовых стратегий, таких как поиск ключевых слов и фраз, определение смысловых связей и структуры текста, выделение темы и цели текста и анализ контекстуальных и лексических средств, используемых автором.

Чтобы стимулировать развитие навыков анализа текста учащихся, учитель может использовать разнообразные методы работы с текстом, такие, как чтение и обсуждение текстовых материалов, составление сводок и рефератов, написание эссе и сравнительных анализов. Важно также давать учащимся возможность самостоятельно выбирать тексты для анализа, чтобы подтолкнуть их к более глубокому и интересному изучению материала.

Литературный анализ играет важную роль в формировании критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. В процессе анализа текстов учащиеся учатся внимательно читать, выделять основные и второстепенные смысловые моменты, улавливать мотивы и темы произведений. Эти навыки не только помогают понимать литературные произведения, но и развивают способность к аналитическому мышлению. Учащиеся учатся аргументировать свое мнение, находить внутренние противоречия в тексте, а также связывать произведение с контекстом его создания и современностью. Отмечается, что умение критически осмысливать литературные произведения способствует развитию критического мышления в целом и помогает учащимся лучше понимать мир вокруг себя.

Для оценки эффективности развития навыков анализа текста у учащихся на уроках русского языка и литературы используются различные методы. Один из них — контрольные работы, включающие в себя анализ текстов разной сложности. Результаты таких работ позволяют учителям оценить уровень усвоения учащимися навыков анализа текста и выявить слабые места для дальнейшей работы. Также эффективным методом является использование тестовых заданий и задач, направленных на проверку уровня аналитических навыков учащихся. Кроме того, для оценки эффективности развития навыков анализа текста можно применять методы самооценки, анкетирование и устные опросы, чтобы получить обратную связь от учащихся о своем уровне подготовки. Важно учитывать, что эффективность развития навыков анализа текста у учащихся могут повысить разнообразные методики обучения, адаптированные к индивидуальным особенностям каждого ученика.

 

Список литературы

1. Демидова Н.И., Богданова Е.С. Метод концептуального анализа текста в обучении текстовой деятельности на уроках русского языка // Актуальныепроблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; Nº 3. С. 203-210.

2. Черниговская T.B., Аллахвердов В.М., Коротков А.Д., Гершкович B.A., Киреев М.В., Прокопеня В.К. Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 4. С. 675-686.

3. Шеменева Н.С. Герменевтический подход на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. Nº 4. C. 34-37.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×