Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков быстрого чтения учеников младшего школьного возраста | Михайловская Людмила Ивановна. Работа №342323

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития навыков быстрого чтения у младших школьников, описываются методы и приёмы, способствующие повышению скорости и качества чтения. Уделяется внимание как педагогическим технологиям, так и психолого-педагогическим аспектам формирования навыков осознанного и быстрого чтения. Рассматривается роль учителя в создании условий для развития этих умений.

Ключевые слова: быстрое чтение, навыки чтения, младший школьник, осознанное чтение, педагогические методики, начальная школа.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Михайловская Людмила Ивановна, учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР "СУВК с. Рудовка"

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития навыков быстрого чтения у младших школьников, описываются методы и приёмы, способствующие повышению скорости и качества чтения. Уделяется внимание как педагогическим технологиям, так и психолого-педагогическим аспектам формирования навыков осознанного и быстрого чтения. Рассматривается роль учителя в создании условий для развития этих умений.

Ключевые слова: быстрое чтение, навыки чтения, младший школьник, осознанное чтение, педагогические методики, начальная школа.

 

Чтение является одним из основных образовательных навыков, которые осваиваются в начальной школе. Умение быстро и осознанно читать способствует не только успешному обучению, но и развитию когнитивных способностей, внимания и памяти. Развитие навыков быстрого чтения становится важной задачей для учителей начальных классов, так как оно помогает учащимся быстрее воспринимать информацию, улучшать понимание прочитанного и повышать мотивацию к учебе.

Формирование данных навыков требует целенаправленного подхода и использования эффективных методик, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

На начальном этапе обучения чтению дети только осваивают основы грамоты и начинают понимать связь между буквами и звуками. В этот период важно не только обучить ребёнка технике чтения, но и помочь ему развивать навыки понимания прочитанного. Основными компонентами навыков чтения являются скорость, осознанность и выразительность.

Одним из главных препятствий на пути к быстрому чтению является узкое поле зрения ребёнка. Школьники склонны читать текст по одному слову, что замедляет процесс. Упражнения на расширение поля зрения помогают улучшить восприятие текста большими блоками. Например, упражнение "Лесенка": учащимся предлагаются тексты с увеличивающимися по ширине строками, что помогает развивать умение охватывать взглядом больше слов за один раз. Задания на поиск определённых слов или фраз в тексте способствуют тренировке быстрого восприятия информации.

Для повышения скорости чтения можно использовать упражнения с таймером, где задача ученика — прочитать текст как можно быстрее за ограниченное время. Такой метод помогает развивать навыки концентрации внимания и привыкать к более быстрому ритму чтения. Важно, чтобы такие упражнения сопровождались контролем за осознанностью прочтённого, например, с помощью коротких вопросов по содержанию текста.

Использование игровых приёмов делает процесс обучения более интересным и мотивирующим для младших школьников. Например, в игре "Читай быстрее" дети соревнуются, кто быстрее прочитает небольшой текст. Это стимулирует развитие скорости чтения в условиях позитивного соперничества. В игре "Найди слово" учитель читает текст, а учащиеся должны быстро найти и подчеркнуть заданное слово.

Для развития навыков скорочтения важно регулярно использовать короткие тексты, которые ребёнок может прочитать за ограниченное время. Такие тексты помогают тренировать скорость восприятия и при этом не перегружают ученика. Например, можно использовать небольшие отрывки из сказок, стихотворений или короткие рассказы.

Чтение в группе помогает ученикам развивать ритм и темп. Учащиеся могут читать текст хором или парами, что способствует синхронизации их скорости и поддерживает осознанность прочтённого.

Повышение скорости чтения не должно происходить в ущерб осознанности. Важно, чтобы дети не просто увеличивали количество прочитанных слов, но и понимали смысл текста. Для этого необходимо сочетать упражнения на скорость с заданиями, направленными на понимание прочитанного. После чтения учитель задаёт вопросы по содержанию, чтобы проверить, насколько ученик понял прочитанное. Составление плана текста помогает ученикам структурировать информацию и выделять ключевые моменты. После прочтения обучающиеся могут обсуждать его содержание в группах или парах, что способствует осмыслению прочитанного.

Учитель начальных классов играет ключевую роль в развитии навыков чтения у младших школьников. Он должен не только организовать занятия, направленные на развитие скорости, но и создать благоприятную среду для работы с текстами. Учитель также должен контролировать баланс между скоростью и осознанностью, чтобы дети не теряли смысл прочитанного в стремлении ускориться.

Кроме того, важна поддержка индивидуального подхода к каждому ученику, так как способности к чтению могут варьироваться. Некоторым детям требуется больше времени на освоение техники быстрого чтения, и задача учителя — подстраивать методику обучения под каждого ребёнка.

Развитие навыков быстрого чтения у младших школьников — это важная составляющая их образовательного процесса, которая требует целенаправленного использования педагогических методов и упражнений. Сочетание тренировки скорости с развитием осознанного чтения помогает детям не только быстрее воспринимать информацию, но и лучше понимать её. Роль педагога в этом процессе заключается в создании условий для регулярной практики чтения, подборе интересных текстов и мотивации учащихся к самостоятельной работе с книгами.

Список литературы

Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 81-83.

Никитина, Т. П. "Психология чтения

: Как

помочь ребёнку читать быстро и осознанно." М.: Академкнига, 2021.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X