Развитие навыков эмоционального интеллекта у подростков как основа гармоничных отношений в коллективе | Бияк Светлана Алексеена. Работа №354626
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития эмоционального интеллекта у подростков, обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях. В ней рассматриваются значимость эмоционального интеллекта для формирования гармоничных отношений в коллективе, роль социального педагога в этом процессе, а также предлагаются практические приемы и рекомендации для работы с подростками. Особое внимание уделяется специфике возрастных особенностей подростков, а также вопросам взаимодействия в образовательной среде.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростки, социальный педагог, гармония в коллективе, воспитание, социально-эмоциональные навыки.
Развитие навыков эмоционального интеллекта
у подростков как основа гармоничных отношений
в коллективе
Бияк Светлана Алексеевна, социальный педагог
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное
учреждение закрытого типа
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития эмоционального интеллекта у подростков, обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях. В ней рассматриваются значимость эмоционального интеллекта для формирования гармоничных отношений в коллективе, роль социального педагога в этом процессе, а также предлагаются практические приемы и рекомендации для работы с подростками. Особое внимание уделяется специфике возрастных особенностей подростков, а также вопросам взаимодействия в образовательной среде.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростки, социальный педагог, гармония в коллективе, воспитание, социально-эмоциональные навыки.
Современные подростки сталкиваются с большим количеством социальных, эмоциональных и психологических вызовов. Период с 11 до 18 лет – время активного формирования личности, поиска своего места в обществе и осознания себя как части коллектива. В этот период закладываются основы будущих социальных связей, и одним из ключевых факторов успешной адаптации и взаимодействия становится уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать, понимать и регулировать свои эмоции, а также воспринимать и адекватно реагировать на чувства других людей. Для подростков, находящихся в коллективе, такие навыки особенно важны, поскольку они способствуют установлению гармоничных отношений и помогают предотвратить конфликты.
Социальный педагог играет ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у подростков, выступая наставником и медиатором в межличностных взаимодействиях. Важно учитывать, что подростки часто испытывают трудности с управлением эмоциями, такие как вспышки гнева, раздражительность или чувство непонимания. Это связано с биологическими и психологическими изменениями, происходящими в их организме, а также с влиянием внешних факторов, таких как стресс, социальное давление и семейные конфликты. Поэтому социально-педагогическая работа должна быть направлена не только на развитие эмоциональной сферы подростков, но и на создание безопасной и поддерживающей среды.
Практика показывает, что важнейшими инструментами работы с подростками в контексте развития эмоционального интеллекта являются тренинги, игры и обсуждения. Например, в рамках групповых занятий можно использовать упражнение «Зеркало эмоций», где подростки учатся распознавать чувства других через мимику и жесты. Такое упражнение помогает подросткам развивать эмпатию, что является важным компонентом эмоционального интеллекта. Еще один пример – игра «Эмоциональный дневник», где каждый участник в течение недели записывает свои эмоции и анализирует, в каких ситуациях они возникали. Это помогает подросткам осознать свои чувства и научиться их контролировать.
Роль социального педагога в этом процессе заключается не только в организации подобных мероприятий, но и в постоянной поддержке подростков в повседневной жизни. Педагог может, например, помочь подросткам лучше понять их реакции в стрессовых ситуациях, научить методам саморегуляции, таким как дыхательные практики или переключение внимания. Также важно проводить индивидуальные беседы, где подросток может обсудить свои эмоциональные трудности в доверительной атмосфере.
Особое внимание в работе социального педагога должно уделяться взаимодействию с родителями подростков. Далеко не всегда семья готова поддерживать развитие эмоционального интеллекта у ребенка. Зачастую родители сами не осознают важности управления эмоциями и моделируют поведение, которое подростки копируют. Проведение консультаций для родителей, обучающих их методам поддержки ребенка в освоении навыков эмоционального интеллекта, является важной составляющей комплексной работы. Например, можно рекомендовать родителям совместные обсуждения с ребенком эмоционально насыщенных событий, таких как просмотр фильмов или участие в семейных мероприятиях. Это способствует укреплению взаимопонимания и помогает подросткам открыто выражать свои чувства.
Гармоничные отношения в коллективе – это не только результат индивидуальных усилий каждого подростка, но и результат работы всего педагогического коллектива учебного заведения. Социальному педагогу важно взаимодействовать с учителями, чтобы создать единую систему поддержки, направленную на развитие эмоциональной сферы учеников. Например, учителя могут применять приемы активного слушания на уроках, поддерживать позитивное общение между учениками и разрешать конфликты через диалог. Создание таких условий помогает подросткам чувствовать себя в безопасности и снижает уровень напряженности в коллективе.
Следует отметить, что развитие эмоционального интеллекта у подростков имеет долгосрочные последствия. Исследования показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта способствует улучшению академической успеваемости, снижению уровня агрессии и формированию устойчивой самооценки. Подростки, которые умеют понимать и выражать свои эмоции, более уверены в себе и открыты к взаимодействию, что помогает им выстраивать позитивные отношения как в школе, так и за ее пределами.
Таким образом, социальный педагог, работающий с подростками, выполняет важную миссию – он помогает формировать у учащихся навыки эмоционального интеллекта, которые становятся основой для построения гармоничных отношений в коллективе. Эта работа требует системного подхода, включающего тренинги, индивидуальные консультации, работу с родителями и учителями. Только благодаря комплексному взаимодействию можно создать условия, в которых каждый подросток почувствует себя частью дружного и понимающего коллектива.
Список литературы
Гнатышина
Е. В.
, Василенко
Е. А.
Э
моциональная грамотность и методы ее формирования у подростков и юношества //
Ped.Rev
.. 2023. №3 (49).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-gramotnost-i-metody-ee-formirovaniya-u-podrostkov-i-yunoshestva
Гукаленко
О. В.
П
едагогические условия формирования эмоционального интеллекта обучающихся в современной культурно-образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология. 2022.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-emotsionalnogo-intellekta-obuchayuschihsya-v-sovremennoy-kulturno-obrazovatelnoy-srede
Журавлева
А. А.
В
заимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков // Шаг в науку. 2023.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-agressivnosti-u-podrostkov
Максимова
Л. А.
,
Шайхуллина
С. А.
П
рограмма психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального
самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-kak-osnovy-formirovaniya-myagkih-navykov-v
Чежина
Я. В.
В
заимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у подростков // Психология человека в образовании. 2021.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-liderskih-kachestv-i-harakteristik-emotsionalnogo-intellekta-u-podrostkov