Развитие навыков говорения и аудирования через подкасты и видеоресурсы | Сураева Алёна Владимировна. Работа №350978
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования подкастов и видеоресурсов для развития навыков аудирования и говорения у учащихся на уроках английского языка. Эти медиаформаты создают условия для практики восприятия иностранной речи на слух и стимулируют языковую активность, помогая формировать важные коммуникативные навыки. Приведены примеры популярных ресурсов и рекомендации по внедрению их в процесс обучения для разных возрастных групп.
Ключевые слова: аудирование, говорение, подкасты, видеоресурсы, английский язык, восприятие на слух, коммуникативные навыки, практика.
Развитие навыков говорения и аудирования через подкасты и видеоресурсы
Сураева Алёна Владимировна, учитель английского языка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Браженская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования подкастов и видеоресурсов для развития навыков аудирования и говорения у учащихся на уроках английского языка. Эти медиаформаты создают условия для практики восприятия иностранной речи на слух и стимулируют языковую активность, помогая формировать важные коммуникативные навыки. Приведены примеры популярных ресурсов и рекомендации по внедрению их в процесс обучения для разных возрастных групп.
Ключевые слова: аудирование, говорение, подкасты, видеоресурсы, английский язык, восприятие на слух, коммуникативные навыки, практика.
В современных условиях подкасты и видеоресурсы становятся эффективными инструментами для обучения английскому языку. Эти медиаформаты предлагают живые, актуальные и интересные темы, которые помогают ученикам улучшить навыки восприятия речи на слух и развить уверенность в говорении. Благодаря своему многообразию подкасты и видео создают благоприятные условия для постепенного погружения в язык, тренируя не только языковые, но и культурные аспекты восприятия информации. Для учителя английского языка использование подкастов и видео – это отличная возможность включить в учебный процесс материалы с аутентичным звучанием языка, что особенно ценно, когда доступ к живому общению с носителями ограничен.
Подкасты, как правило, представляют собой аудиофайлы на различные темы, начиная с простых диалогов и заканчивая обсуждениями актуальных событий или научно-популярных тем. Для начинающих подойдут подкасты с медленной, четкой речью, например, "ESL Pod" или "English Class 101", где авторы акцентируют внимание на простом языке и распространённых лексических конструкциях. Подкасты позволяют учащимся адаптироваться к звучанию английской речи, обогащают словарный запас и формируют навыки восприятия различных акцентов и интонаций. Например, урок можно построить вокруг подкаста на тему "A Day in the Life", где ведущий рассказывает о своём распорядке дня. Слушая его, ученики смогут понять употребление временных форм, а также научиться описывать свой день на английском языке. Задания могут включать вопросы на понимание прослушанного и задания на пересказ, что одновременно тренирует и аудирование, и говорение.
Для более продвинутых учащихся можно предложить подкасты, охватывающие сложные темы, такие как новости, культура или научные открытия. Например, подкасты "6 Minute English" от BBC и "The English We Speak" знакомят с современной лексикой и идиоматическими выражениями, объясняя их значение в контексте повседневной жизни. Это особенно полезно для старшеклассников, которые уже имеют базу и готовы к более сложным темам. Например, можно послушать эпизод, посвящённый вопросам экологии, а затем обсудить его в классе, где учащиеся смогут высказать свои мнения о проблемах окружающей среды, аргументировать свои позиции, что положительно скажется на их способности выстраивать связные монологи и диалоги на английском языке.
Не менее полезны видеоресурсы, которые, в отличие от подкастов, включают визуальный компонент, что облегчает восприятие информации, особенно для младших школьников. Видеоуроки, интервью и короткометражные фильмы позволяют ученикам видеть жесты, мимику и прочие невербальные сигналы, что значительно помогает при изучении языка. Для начальной школы можно использовать обучающие каналы, такие как "Super Simple Songs" или "Magic English", где простые песни и видео помогают изучить базовые фразы и слова. Например, при изучении темы "Animals" учитель может показать видео, где герои рассказывают о любимых животных, а затем предложить ученикам описать свои предпочтения, что стимулирует развитие навыков говорения.
В средней школе можно использовать образовательные видеоплатформы, такие как "TED-Ed" и "National Geographic Kids". Видеоматериалы, посвящённые науке, истории, природе, расширяют кругозор учащихся и дают много новых тем для обсуждения. Например, после просмотра короткого видео о природе океанов ученики могут обсудить свои впечатления, пересказать содержание, а затем, возможно, представить небольшой монолог на тему "Why Oceans are Important". Важно, что эти видео не только обогащают лексический запас, но и позволяют изучать язык в контексте, что делает его применение более естественным и увлекательным.
Для старшеклассников актуальными могут быть видео с платформы "TED Talks", где выступают специалисты из различных областей и обсуждают интересные, современные темы, такие как технологии, образование и здоровье. Эти видео можно использовать для тренировки навыков восприятия и для подготовки к дискуссиям. Например, после просмотра видео на тему "How to Learn Faster" можно обсудить методы запоминания информации, дать учащимся задание подготовить короткий рассказ о своих способах обучения. Это не только способствует развитию навыков говорения, но и стимулирует интерес к самостоятельной работе над языком.
Важно отметить, что подкасты и видео способствуют не только развитию восприятия и говорения, но и увеличению языковой уверенности учеников. Часто аудирование становится стрессовым элементом для учащихся, особенно если они не привыкли слышать английскую речь в повседневной жизни. Однако регулярное использование подкастов и видео позволяет преодолеть этот страх, создавая благоприятную среду для постепенного привыкания к иностранной речи. Для этого полезно начинать с коротких материалов и постепенно увеличивать их сложность, а также обсуждать с учениками их успехи и прогресс, что будет их мотивировать.
При работе с подкастами и видео ресурсами также важно учитывать методику введения данных материалов. Например, перед прослушиванием или просмотром полезно провести вводное обсуждение, ввести ключевые слова и выражения, которые помогут учащимся понять основную идею. После этого стоит предложить задания на понимание и уточнение информации: можно задать несколько вопросов по содержанию или попросить учеников заполнить таблицу с основными идеями. Это позволит убедиться, что они уловили смысл, а также подготовит их к обсуждению.
Кроме того, не стоит забывать о рефлексии после использования подкастов и видео. Рефлексия помогает учащимся осознать, что они уже знают и что хотят улучшить. Учитель может предложить провести небольшое обсуждение, в котором каждый ученик поделится, какие моменты показались ему сложными, какие слова или выражения он запомнил. Это позволяет ученикам лучше осмыслить пройденный материал, а также увидеть собственный прогресс и поставить цели на будущее. Такое взаимодействие помогает им более глубоко погружаться в процесс изучения языка, развивает критическое мышление и уверенность в использовании иностранного языка.
Таким образом, подкасты и видеоресурсы являются мощными инструментами для развития навыков аудирования и говорения у учащихся. Их регулярное использование на уроках английского языка позволяет создать благоприятную языковую среду, формируя у учащихся уверенность в использовании языка и мотивируя их на дальнейшее обучение. Подкасты и видео не только делают учебный процесс более увлекательным, но и способствуют формированию целостного восприятия языка в его культурном и социальном контексте, что помогает учащимся лучше подготовиться к практическому использованию английского языка в будущем.
Список литературы
Макеев
В. О. Применение технологии
подкастинга
в обучении английскому языку в старших классах / В. О. Макеев. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 201-205. — URL:
https://moluch.ru/archive/447/98477/
Нерубенко
А. В. Применение
видеоресурсов
на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции / А. В. Нерубенко. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 194-196. — URL:
https://moluch.ru/archive/182/46812/
Облаушко
Д. Ю. Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух / Д. Ю.
Облаушко
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 211-213. — URL:
https://moluch.ru/archive/495/108423/