Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков написания сочинений и эссе на уроках русского языка | Смыкало Людмила Борисовна. Работа №352504

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к развитию навыков написания сочинений и эссе на уроках русского языка. Анализируется значимость этих форм работы для формирования речевой культуры, критического мышления и творческого самовыражения учащихся. Обосновывается необходимость системной работы над структурой и содержанием письменных высказываний, приводятся рекомендации по организации учебного процесса. Отдельное внимание уделено развитию языковой компетенции и способности учеников аргументировать свои мысли.

Ключевые слова: навыки письма, сочинение, эссе, критическое мышление, творческое развитие, языковая компетенция, педагогическая методика, урок русского языка.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ И ЭССЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Смыкало Людмила Борисовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 им. В.В. Горбатко, г. Горячий Ключ

 

Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к развитию навыков написания сочинений и эссе на уроках русского языка. Анализируется значимость этих форм работы для формирования речевой культуры, критического мышления и творческого самовыражения учащихся. Обосновывается необходимость системной работы над структурой и содержанием письменных высказываний, приводятся рекомендации по организации учебного процесса. Отдельное внимание уделено развитию языковой компетенции и способности учеников аргументировать свои мысли.

Ключевые слова: навыки письма, сочинение, эссе, критическое мышление, творческое развитие, языковая компетенция, педагогическая методика, урок русского языка.

 

Обучение написанию сочинений и эссе занимает важное место в системе преподавания русского языка. Эти виды письменных работ позволяют учащимся не только продемонстрировать свои знания, но и проявить творческое мышление, сформулировать собственную точку зрения и выразить личное отношение к предмету анализа. Умение создавать связные, логически выстроенные и содержательные тексты является ключевым компонентом речевой культуры школьника, а также способствует развитию аналитических и коммуникативных способностей.

Сочинение как жанр письменной работы традиционно имеет глубокие образовательные корни. Оно представляет собой не только средство проверки знаний и умений, но и способ формирования эстетического и нравственного мировоззрения учащихся. Через анализ литературных произведений, выражение личного отношения к событиям или явлениям ученик учится понимать мир, выстраивать причинно-следственные связи и искать собственное место в системе ценностей.

Эссе, являясь более свободной формой письменного выражения, подчеркивает субъективность мышления автора. Эта форма работы позволяет ученикам экспериментировать с речевыми средствами, находить оригинальные пути раскрытия темы и укреплять навыки аргументации. Современный образовательный процесс требует, чтобы учащиеся владели умением не только излагать факты, но и давать им интерпретацию, отстаивать свою позицию, что делает обучение написанию эссе актуальным на уроках русского языка.

Работа над сочинениями и эссе требует систематического подхода. Важно развивать у учащихся представление о структуре текста, включающей введение, основную часть и заключение. Особое значение имеет введение, в котором формулируется проблема, задается тон и направление рассуждений. В основной части ученик учится раскрывать тему, аргументировать свою позицию, приводя примеры и выстраивая логические связи между утверждениями. Заключение же помогает подвести итог рассуждений, сделать выводы и обобщения.

Для успешного написания сочинений и эссе необходимо уделять внимание работе над языковыми средствами. Богатство и точность лексики, разнообразие грамматических конструкций, стилистическая согласованность текста – всё это формирует впечатление о культурной и языковой подготовке ученика. Учитель должен поощрять использование образных средств языка, таких как метафоры, эпитеты, сравнения, что делает текст выразительным и интересным.

Особое внимание следует уделять развитию навыков аргументации. Учащиеся должны научиться формулировать и обосновывать свои мысли, подкрепляя их примерами из литературных произведений, исторических событий или личного опыта. Аргументация способствует развитию логического мышления, что важно не только для письменных работ, но и для общей коммуникативной компетенции школьников.

Не менее значимым аспектом является работа над стилем. Каждый жанр письменной работы требует определенного уровня формальности, а также соответствия языковых средств цели высказывания. Например, сочинение на литературную тему предполагает использование аналитического стиля, тогда как эссе может быть более эмоциональным, допускающим элементы разговорной речи. Ученик должен осознавать эти различия и уметь адаптировать свою речь к задачам текста.

Для повышения качества написания сочинений и эссе важно внедрение методов, которые помогают развивать у школьников творческие способности. Например, предварительная работа с текстами – анализ примеров, обсуждение композиций, выявление сильных и слабых сторон – позволяет ученикам лучше понять структуру и стиль письменных высказываний. Такие занятия также способствуют снятию страха перед белым листом, что особенно актуально для детей, испытывающих трудности с самовыражением.

Неотъемлемой частью процесса является создание благоприятной атмосферы на уроке, которая поощряет свободное творчество и развитие личностного отношения к задаче. Учитель должен быть не только наставником, но и партнером, поддерживающим инициативу учащихся и подчеркивающим ценность их индивидуального взгляда на обсуждаемые темы.

Таким образом, развитие навыков написания сочинений и эссе на уроках русского языка является многоаспектным процессом, включающим формирование речевых умений, развитие творческого и аналитического мышления, обогащение лексического запаса и совершенствование коммуникативных навыков. Систематическая работа в этом направлении способствует воспитанию языковой личности, способной грамотно выражать свои мысли, критически осмысливать информацию и находить оригинальные пути решения поставленных задач.

 

Список литературы

 

1. Александров И. Н. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (подготовка слабоуспевающих и немотивированных учащихся к ГИА 9 по русскому языку) / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 61-64.

2. Суханинская У. И. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе / У. И. Суханинская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 57-60.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×