Развитие навыков общения и социального взаимодействия у младших школьников с РАС | Неймышева Татьяна Петровна. Работа №344711
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков общения и социального взаимодействия у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассматриваются основные характерные черты поведения таких детей, а также их трудности в коммуникации и взаимодействии с окружающими. Обсуждаются эффективные методы и технологии, которые могут быть использованы при работе с младшими школьниками с РАС, а также значимость создания инклюзивной образовательной среды. В статье представлены рекомендации для учителей, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у этих детей, что является важным аспектом их интеграции в общество.
Ключевые слова: РАС, младшие школьники, навыки общения, социальное взаимодействие, инклюзивное образование, педагогические технологии, коммуникация.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАС
Неймышева Татьяна Петровна, учитель начальных классов
ГБОУ СО "Верхнесалдинская школа" г.Верхняя Салда
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков общения и социального взаимодействия у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассматриваются основные характерные черты поведения таких детей, а также их трудности в коммуникации и взаимодействии с окружающими. Обсуждаются эффективные методы и технологии, которые могут быть использованы при работе с младшими школьниками с РАС, а также значимость создания инклюзивной образовательной среды. В статье представлены рекомендации для учителей, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у этих детей, что является важным аспектом их интеграции в общество.
Ключевые слова: РАС, младшие школьники, навыки общения, социальное взаимодействие, инклюзивное образование, педагогические технологии, коммуникация.
Развитие навыков общения и социального взаимодействия у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Дети с РАС часто сталкиваются с различными трудностями в коммуникации, что затрудняет их интеграцию в общество и ограничивает возможности социальных контактов. В процессе обучения важно не только передавать знания, но и развивать умения, необходимые для успешного взаимодействия с окружающими. Это требует от педагогов глубинного понимания особенностей поведения таких детей, а также применения разнообразных подходов и методов, направленных на развитие их социально-коммуникативных навыков.
Дети с расстройствами аутистического спектра могут проявлять широкий спектр симптомов и признаков. Ключевыми трудностями часто являются:
Сложности в вербальной и невербальной коммуникации. Многие дети с РАС могут не говорить или использовать ограниченный словарный запас. Даже если они говорят, их речь может быть несвязной или неуместной.
Проблемы с пониманием социальных норм и правил. Дети могут не понимать, как правильно взаимодействовать с другими, что может приводить к неловким ситуациям.
Трудности в понимании эмоций других людей. Это может затруднить процесс взаимодействия, так как ребенок не всегда может адекватно реагировать на социальные сигналы.
Наличие стереотипного поведения или фиксированных интересов, что может ограничивать их общение и взаимодействие со сверстниками.
Принципы работы с детьми с РАС.
При работе с младшими школьниками, имеющими РАС, важно учитывать следующие принципы:
Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и его навыки общения могут значительно варьироваться. Следует адаптировать методику обучения под каждого ученика, исходя из его возможностей и потребностей.
Создание поддерживающей и безопасной среды. Дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы быть готовыми к взаимодействию с окружающими.
Использование визуальных и тактильных материалов. Визуальные подсказки и тактильные элементы могут помочь детям лучше понять информацию и улучшить их коммуникативные навыки.
Социальные истории и ролевые игры. Эти методы могут помочь детям понять социальные ситуации и научиться правильно реагировать на них.
Существует множество эффективных подходов к развитию навыков общения и социального взаимодействия у младших школьников с РАС. Некоторые из них включают:
Групповая работа. Организация работы в группах позволяет детям взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию социальных навыков. Использование небольших групп для выполнения заданий может снизить уровень тревожности и создать дружескую атмосферу.
Технология PECS (Picture Exchange Communication System). Эта методика позволяет детям, не говорящим или с ограниченной речевой активностью, использовать картинки для общения и выражения своих нужд.
Мониторинг и поддержка в рамках уроков. Учителя должны активно наблюдать за взаимодействием детей в классе и предоставлять поддержку в случае возникновения трудностей.
Работа с родителями. Важно вовлекать семьи детей с РАС в образовательный процесс, предоставляя им информацию о том, как помочь развитию их детей в домашних условиях.
Примеры практической работы
Визуальные расписания и карты эмоций могут использоваться на уроках для повышения осведомленности детей о социальных контекстах. Например, воспитатель может использовать карточки с картинками, изображающими разные эмоции, и обсуждать с детьми, что они могут означать в различных ситуациях. Это может помочь детям лучше понимать чувства других и научиться выражать свои собственные эмоции.
Развитие навыков общения и социального взаимодействия у младших школьников с расстройствами аутистического спектра — это сложный, но важный процесс, который требует внимательного подхода и понимания уникальных нужд каждого ребенка. Воспитатели и педагогические работники должны активно применять разнообразные методы и техники, чтобы создать инклюзивную и поддерживающую образовательную среду. Это не только способствует успешной интеграции детей с РАС в общество, но и помогает им развить уверенность в себе, улучшить социальные контакты и научиться конструктивному взаимодействию с окружающими.
Список литературы
Горбункова Е.Р., Сафронова Е.М. Коррекционные возможности учебной деятельности в развитии коммуникативных навыков младших школьников с РАС // Столыпинский вестник. 2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnye-vozmozhnosti-uchebnoy-deyatelnosti-v-razvitii-kommunikativnyh-navykov-mladshih-shkolnikov-s-ras.
Каштанова С.Н., Матюхаева А.А. Особенности базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra.
Кириллова И.О., Куровский В.Н. Социализация младших школьников с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе // Ped.Rev.. 2016. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-mladshih-shkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-obscheobrazovatelnoy-shkole.