Развитие навыков педализации на уроках фортепиано в Детской школе искусств | Мой кабинет. Работа №351189
Педаль - уникальное свойство фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это подчеркивали все выдающиеся представители советской фортепианной школы, в частности в «Искусстве фортепианной игры» говорит, что педаль - это самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия. Педализация бесконечно повышает выразительные возможности исполнения. Умение педализировать - один из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя.
«Развитие навыков педализации на уроках фортепиано в
Детской школе искусств»
Дата публикации: 18 ноября 2024г.
Автор: Попова Ольга Николаевна
Педаль - уникальное свойство фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это подчеркивали все выдающиеся представители советской фортепианной школы, в частности в «Искусстве фортепианной игры» говорит, что педаль - это самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия.
Педализация бесконечно повышает выразительные возможности исполнения. Умение педализировать - один из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя, поэтому обучение педализации абсолютно неотделимо от воспитания музыкального мышления и должно быть составной частью всего педагогического процесса и, следовательно, должно находиться в поле зрения педагога. К сожалению, в Детской музыкальной школе развитие навыков педализации зачастую проходит несистематично, отрывочно, без учета важнейшей роли слуха. Учащиеся часто применяют педаль формально, пользуясь только указаниями педагога, не пытаясь вслушаться в музыкальную ткань и понять функцию педали.
Трудно дать общие рекомендации о начале обучения педализации. На первом году обучения детям трудно обычно справляться с педалью, даже если ноги достают до нее. Поэтому приступать к изучению педализации следует тогда, когда ребенок научится разбираться в своих слуховых представлениях, овладеет навыками исполнения основных штрихов и его физические данные позволят свободно, без напряжений, без искажения посадки пользоваться педалями.
Прежде чем исполнить пьесу с педалью, следует рассказать, для какой цели она употребляется и как надо пользоваться ею. Сначала надо обратиться к слуху учащегося. Хорошо сравнить педализируемый звук с беспедальным, обратив внимание ученика на то, что правая педаль делает звук полнее и продолжительнее, а левая - более матовым. Лучше, если ученик сам скажет, чем отличаются педализируемые звуки от не педализируемых и определит по слуху, когда педагог применяет правую педаль, когда левую, а когда играет без педали. Если ученик это определяет, значит ему не безразлична окраска звука. Полезно разъяснить ученику механизм звукоизвлечения. Это, во-первых, - ударность звукоизвлечения. (показать на рояле, зажав соответствующую струну, взять клавишу). Во - вторых - отсутствие полного физического легато, т. е. сыгранная мелодия не представляет плавной звуковой линии как, например, на смычковых инструментах. В - третьих - насильственное прекращение звука демпфером, т. е. демпфер механически прихлопывает еще вибрирующую струну, поэтому звук на рояле гаснет. Нажатая педаль открывает все струны, поднимая демпферы, тогда извлеченный звук попадает в атмосферу вибрации других струн, становится полнее, богаче обертонами, лучше несется в пространство. Кроме того, удар молоточка о струну несколько растворяется в ответном гуле струн и становится смягченным шумом, а не стуком. И, наконец, при поднятых демпферах звук затухает естественно.
Объясняя ученику педаль в действии надо сказать, что на лапку должна нажимать предплюсная часть ступни, а не плюсная( т. е. не пальцы), т. к. пальцы ноги недостаточно сильны и это понижает уверенность в движениях ступни. Пятка упирается в пол, а не находится в воздухе. Носок ноги не должен терять контакта с педальной лапкой, он должен как бы срастись с педалью. Нога должна быть свободной, без напряжений. Необходимо сразу требовать от ученика бесшумного нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью (как будто подошва «ПРИКЛЕИЛАСЬ» к педальной лапке). При воспитании первых навыков педализации лучше не употреблять слова «СНЯТЬ» педаль, т. к. это невольно связывается с представлением «снять ногу с педали». Слово «ОТПУСТИТЬ» более точно отражает характер действия. К сожалению, у некоторых фортепиано педаль расположена выше, чем у рояля. В этих случаях для уменьшения напряжения можно под педаль подкладывать доску.
Вся работа над педалью связана со слуховой деятельностью. Можно сказать, что хорошая педализация есть результат активной деятельности слуха. Работа над звуком, его характером уже представляет богатое поле для развития слуха, а овладение навыками педализации, где ребенок учится отличать тембровую окраску звуков, способствует развитию тембрового слуха. Очень важно с детских лет создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали в соответствии со стилем исполняемого произведения.
Постоянное вслушивание не только поможет ученику почувствовать естественную необходимость педального звучания, но и приспособиться к изменениям обстановки: к условиям эстрады и различным переменам психологического состояния. Осуществляется это тогда, когда применение педали обуславливается художественно-исполнительскими задачами и проверяется критическим слухом учащегося. Научить педализации — значит, прежде всего, научить улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них.
Первые навыки владения педалью учащийся приобретает в музыкальной школе. Очень важно поэтому, чтобы процесс их воспитания был целенаправленным и опирался на развитие музыкального слуха, чтобы учащийся пользовался педалью осмысленно, с пониманием стиля изучаемого произведения. Все учащиеся музыкальной школы обладают разными музыкальными способностями, поэтому и обучение педализации должно быть индивидуализировано. Большую трудность в работе представляют учащиеся с плохой координацией движений. Они обычно лучше усваивают прямую педаль. Обучение запаздывающей педали надо оставить на более поздний период и вводить ее очень осторожно, начиная с пьес, в которых она употребляется не более двух, трех раз. Ученики с хорошей координацией движений усваивают запаздывающую педаль хорошо и безболезненно переходят к прямой педали.
Следует воспитывать у детей понимание музыки и педальное чутье. Учебник педализации также немыслим, как, скажем «Пособие по волшебству». Если вначале педаль приходится подсказывать, то позже это делать нежелательно, это лишает ученика инициативы. Очень важно говорит Н. Голубовская, что «ученику можно вписывать педальную идею, давать свой урок на дом, как дают питье «на вынос» вместе с бутылкой. Но надо помнить, что запись педагога – это только бутылка, а усвоить нужно содержимое, чтобы бутылку можно было потом выбросить».
Необходимо вместе с учеником разбирать допущенные им ошибки в педализации. Таким путем можно постепенно добиться того, чтобы педализация стала по-настоящему средством воспитания и развития слуха юного музыканта.