Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков работы с географическими данными и картами через современные цифровые ресурсы | Митрофанова Галина Владимировна. Работа №342915

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию у школьников навыков работы с географическими данными и картами с использованием современных цифровых ресурсов. В условиях цифровой трансформации образования и развития информационных технологий географическое образование также меняется, предлагая новые инструменты для изучения и анализа пространственной информации. Основное внимание уделено методам обучения, которые помогают учащимся эффективно использовать цифровые карты и геоинформационные системы (ГИС), а также способам интеграции этих технологий в учебный процесс. Представлены примеры практических заданий и проектов, которые помогают школьникам осваивать навыки работы с данными и картографическими ресурсами.

Ключевые слова: географические данные, цифровые карты, геоинформационные системы, география, методика преподавания, школьное обучение, цифровые технологии, интерактивные ресурсы.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ И КАРТАМИ ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ

 

Митрофанова Галина Владимировна, учитель географии

ГБОУ Школа № 117, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию и развитию у школьников навыков работы с географическими данными и картами с использованием современных цифровых ресурсов. В условиях цифровой трансформации образования и развития информационных технологий географическое образование также меняется, предлагая новые инструменты для изучения и анализа пространственной информации. Основное внимание уделено методам обучения, которые помогают учащимся эффективно использовать цифровые карты и геоинформационные системы (ГИС), а также способам интеграции этих технологий в учебный процесс. Представлены примеры практических заданий и проектов, которые помогают школьникам осваивать навыки работы с данными и картографическими ресурсами.

Ключевые слова: географические данные, цифровые карты, геоинформационные системы, география, методика преподавания, школьное обучение, цифровые технологии, интерактивные ресурсы.

 

Современное образование развивается в условиях стремительной цифровой трансформации, что накладывает отпечаток на все учебные предметы, включая географию. Преподавание географии традиционно включает работу с картами, диаграммами и различными географическими данными. Однако с развитием цифровых технологий традиционные методы преподавания географии претерпевают изменения, предлагая новые возможности для освоения географических данных. Современные цифровые ресурсы и технологии, такие как онлайн-карты, геоинформационные системы (ГИС), спутниковые снимки и другие интерактивные инструменты, позволяют значительно расширить горизонты географического образования.

Одной из главных задач учителя географии становится обучение школьников работе с современными цифровыми инструментами для исследования пространственной информации, карт и данных. Освоение таких навыков не только способствует лучшему пониманию географических процессов, но и развивает аналитическое и критическое мышление, формирует способность работать с большими объемами данных и находить необходимые закономерности.

Работа с географическими данными и картами играет ключевую роль в процессе обучения географии. Карта является важнейшим инструментом визуализации пространственной информации, позволяя учащимся видеть взаимосвязь между природными и социальными процессами. Карты помогают исследовать распределение населения, природных ресурсов, климатических условий, экономической деятельности и других факторов, что способствует формированию у школьников целостного представления о мире.

Кроме того, анализ географических данных учит школьников работать с информацией: интерпретировать данные, делать выводы, сравнивать различные параметры и прогнозировать развитие событий. Это развивает не только навыки работы с картографическим материалом, но и общие аналитические способности, которые могут быть полезны в других учебных предметах и в повседневной жизни.

С внедрением цифровых технологий работа с географическими данными и картами становится более динамичной и интерактивной. Школьники могут использовать онлайн-карты, анализировать данные в реальном времени, моделировать географические процессы и явления, что значительно увеличивает образовательный потенциал уроков географии.

Современные цифровые ресурсы предлагают широкий спектр возможностей для изучения географии. Эти ресурсы позволяют ученикам работать с интерактивными картами, анализировать данные на различных уровнях и даже создавать собственные картографические модели. Рассмотрим основные типы цифровых ресурсов, которые могут быть использованы на уроках географии.

1. Онлайн-карты

Онлайн-карты, такие как Google Maps, Яндекс.Карты, OpenStreetMap и другие, предоставляют учащимся возможность исследовать мир в интерактивном формате. Эти сервисы позволяют учащимся самостоятельно исследовать различные регионы, сравнивать территории по различным показателям, изучать особенности рельефа, климата, инфраструктуры и многое другое.

Google Earth — мощный инструмент для изучения Земли с помощью спутниковых снимков. Он позволяет ученикам "путешествовать" по планете, исследовать географические объекты, изучать ландшафты и процессы, происходящие на Земле. Учащиеся могут наблюдать за изменениями природных и урбанизированных ландшафтов в динамике, что помогает им понять воздействие человека на природу.

Пример использования на уроке: учащиеся могут использовать Google Earth для изучения изменения ледников в Арктике за последние несколько десятилетий, что позволит им увидеть влияние глобального потепления на экологические системы.

2. Геоинформационные системы (ГИС)

Геоинформационные системы (ГИС) — это мощные инструменты для работы с пространственными данными. С их помощью школьники могут не только просматривать карты, но и анализировать географическую информацию, моделировать природные и социальные процессы.

Одной из наиболее доступных для школ платформ является ArcGIS Online. Она позволяет проводить пространственный анализ данных, создавать собственные карты, накладывать слои информации и изучать взаимосвязи между различными факторами. Другим популярным ГИС-ресурсом является QGIS — бесплатное и открытое программное обеспечение, которое также предоставляет обширные возможности для работы с геоданными.

Пример использования на уроке: учащиеся могут использовать ГИС для анализа природных и социальных факторов, влияющих на распределение населения. Они могут наложить слои с данными о рельефе, климате, водоемах и транспортных путях, чтобы увидеть, как эти факторы влияют на плотность населения в разных регионах.

3. Спутниковые снимки и данные дистанционного зондирования

Спутниковые данные и снимки являются важными источниками информации для изучения изменений, происходящих на Земле. С помощью сервисов, таких как NASA Worldview и Sentinel Hub, ученики могут наблюдать за изменениями на поверхности Земли, такими как вырубка лесов, изменение уровня водоемов, рост городов.

Использование спутниковых данных на уроках позволяет учащимся исследовать реальные изменения в природной среде, связанные с деятельностью человека, такие как процессы опустынивания, таяние ледников, разрушение экосистем.

Пример использования на уроке: с помощью спутниковых снимков учащиеся могут исследовать динамику вырубки лесов в бассейне Амазонки, анализируя, как изменение площади лесов влияет на климат региона и биоразнообразие.

4. Интерактивные платформы и картографические сервисы

Существуют специализированные онлайн-платформы, разработанные для школьного образования и работы с географическими данными. Например, National Geographic Education, GeoGuessr и другие ресурсы предлагают образовательные игры, интерактивные задания и материалы, направленные на развитие географических знаний и навыков.

Пример использования: с помощью ресурса GeoGuessr учащиеся могут "путешествовать" по разным частям света, изучая особенности городов, природы и инфраструктуры различных стран.

Эффективное использование цифровых карт и географических данных на уроках географии требует применения специальных методических подходов, которые помогут учащимся не только освоить технические навыки работы с этими инструментами, но и развить аналитические способности. Рассмотрим основные методы, которые можно использовать для обучения школьников.

1. Практическая работа с картами

Практическая работа с картами — один из наиболее важных методов формирования у школьников навыков пространственного мышления и анализа данных. Учитель может предлагать задания, которые включают использование онлайн-карт и ГИС для решения реальных задач.

Пример задания: учащиеся получают задание исследовать взаимосвязь между плотностью населения и экономическим развитием регионов России. Для этого они используют цифровую карту, на которой отмечены данные о населении, уровне экономического развития и доступности природных ресурсов.

2. Проектная деятельность

Проектные работы помогают учащимся применять знания на практике и развивают их исследовательские навыки. Учитель может предложить школьникам исследовать определенную географическую проблему с использованием цифровых карт и ГИС.

Пример проекта: "Изучение изменений водных ресурсов в регионе". Учащиеся проводят исследование изменения уровня воды в местных реках и озерах за последние 50 лет, используя спутниковые данные и карты. Результаты проекта могут включать анализ причин изменений и предложений по улучшению ситуации.

3. Анализ географических данных

Анализ данных — важный аспект работы с цифровыми ресурсами. Учитель может предложить учащимся задания, связанные с интерпретацией географической информации, представленной на картах, графиках, диаграммах и в таблицах.

Пример задания: учащиеся анализируют данные по уровню загрязнения воздуха в крупных городах мира, используя цифровые карты, и делают выводы о взаимосвязи между экономической деятельностью и экологическими проблемами.

4. Групповые исследования и дискуссии

Групповая работа способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества. Учитель может предложить ученикам в группах исследовать определенные вопросы с использованием цифровых карт и данных, а затем представить свои результаты и выводы.

Пример задания: каждая группа получает задание изучить природные катастрофы (наводнения, землетрясения, ураганы) в разных регионах мира, используя онлайн-карты и ГИС. По результатам исследования учащиеся делают презентации о причинах и последствиях катастроф, а также предлагают возможные меры для их предотвращения.

Использование современных цифровых ресурсов на уроках географии имеет ряд преимуществ:

1.Интерактивность. Цифровые карты и ГИС позволяют учащимся взаимодействовать с картографическими материалами в реальном времени, что делает процесс обучения более увлекательным и наглядным.

2.Актуальность. Цифровые ресурсы позволяют использовать данные в реальном времени, что помогает учащимся изучать актуальные проблемы, такие как изменение климата, природные катастрофы, демографические процессы.

3.Развитие аналитических навыков. Работа с данными и их интерпретация способствует развитию критического мышления и аналитических способностей у школьников.

4.Практическое применение знаний. Использование цифровых ресурсов позволяет учащимся применять полученные знания для решения реальных задач, что способствует более глубокому пониманию предмета.

В заключении можно отметить, что условиях цифровой трансформации образования развитие навыков работы с географическими данными и картами приобретает особое значение. Современные цифровые ресурсы, такие как онлайн-карты, геоинформационные системы и спутниковые снимки, предоставляют учителям и школьникам уникальные возможности для исследования и анализа пространственных данных. Интеграция этих технологий в школьный курс географии способствует не только повышению интереса к предмету, но и развитию у учащихся критического мышления, навыков анализа данных и способности решать практические задачи.

 

Список литературы

 

Геттнер

, А. География. Ее история сущность и методы / А.

Геттнер

;

переводчик Е. А.

Торнеус

. —

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024.

Куприна, Л. Е. Туристская

картография :

учебное пособие для вузов / Л. Е. Куприна. — 2-е изд.,

перераб

. и доп. —

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024.

Перцик

, Е. Н. Теория и методология

географии :

учебник для вузов / Е. Н.

Перцик

. — 3-е изд.,

испр

. —

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×