Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков самоорганизации у младших школьников | Доннер Надежда Николаевна. Работа №352173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков самоорганизации у младших школьников. В процессе обучения в начальной школе ученики сталкиваются с необходимостью организации собственной учебной деятельности, планирования времени и выполнения заданий. Развитие этих навыков является важной составляющей общего воспитания и подготовки детей к более сложным задачам в дальнейшем. В статье рассматриваются методы и подходы, которые могут быть использованы в обучении для формирования у младших школьников навыков самоорганизации. Приводятся примеры работы с детьми, а также роль родителей и учителей в этом процессе.

Ключевые слова: самоорганизация, младшие школьники, навыки, учебная деятельность, планирование, ответственность, самостоятельность.

Развитие навыков самоорганизации у младших школьников

 

Доннер Надежда Николаевна, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 44» г. Череповец

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков самоорганизации у младших школьников. В процессе обучения в начальной школе ученики сталкиваются с необходимостью организации собственной учебной деятельности, планирования времени и выполнения заданий. Развитие этих навыков является важной составляющей общего воспитания и подготовки детей к более сложным задачам в дальнейшем. В статье рассматриваются методы и подходы, которые могут быть использованы в обучении для формирования у младших школьников навыков самоорганизации. Приводятся примеры работы с детьми, а также роль родителей и учителей в этом процессе.

Ключевые слова: самоорганизация, младшие школьники, навыки, учебная деятельность, планирование, ответственность, самостоятельность.

 

Развитие навыков самоорганизации у младших школьников — одна из важных задач, стоящих перед учителями начальной школы. В возрасте 6-10 лет дети начинают осознавать необходимость выполнения учебных заданий, однако многие из них еще не умеют эффективно распределять свое время, правильно организовывать работу, что зачастую приводит к трудностям в учебе. Поэтому важно с самого начала формировать у младших школьников умение быть организованными и ответственными за свою деятельность. Эти навыки будут полезны им в дальнейшем, как в школе, так и в жизни.

Самоорганизация включает в себя способность планировать свою деятельность, устанавливать цели, следить за их достижением и регулировать свои действия в процессе работы. Для младших школьников это достаточно сложная задача, поскольку они еще не обладают необходимым уровнем зрелости для того, чтобы самостоятельно организовать все свои дела. Однако уже в начальной школе можно заложить основы этих навыков, обучая детей правильному распределению времени, планированию своей учебной и внеклассной деятельности.

Один из методов формирования навыков самоорганизации — это организация учебного процесса таким образом, чтобы дети самостоятельно принимали участие в планировании своего времени и выполняли задания. Например, на уроках можно использовать простые планы действий, которые ученики могут составить на основе полученной информации. Учитель может предложить ученикам разделить выполнение задания на несколько этапов и указать время, которое они должны потратить на каждый из них. Таким образом, дети учат следовать плану и накапливают опыт в организации своей работы.

Кроме того, важную роль в развитии навыков самоорганизации играет самостоятельная работа. Когда учащиеся выполняют домашние задания или индивидуальные проекты, они сталкиваются с необходимостью организовать свое время, выбрать оптимальный способ выполнения задания, распределить усилия. Учитель может предоставить учащимся возможность выбирать, когда и как выполнять задания, что способствует развитию их ответственности и дисциплины. При этом важно, чтобы учитель давал ученикам конкретные указания, которые помогут им эффективно планировать время, но не диктовал жестких правил, оставляя пространство для самостоятельности.

Еще одной эффективной формой является использование дифференцированного подхода в обучении. Учитель может предложить разные уровни заданий, которые соответствуют индивидуальным возможностям каждого ученика. Это позволяет развивать навыки самоорганизации в зависимости от личных потребностей и интересов ребенка, а также дает возможность ребенку проявить инициативу и научиться работать над собой. Такая практика также помогает избежать перегрузки детей, обеспечивая им комфортные условия для развития.

Важно отметить, что роль родителей в процессе формирования навыков самоорганизации у младших школьников трудно переоценить. Родители должны создавать дома условия для того, чтобы ребенок мог спокойно заниматься учебной деятельностью, соблюдая определенный режим дня. Это включает в себя выделение времени для выполнения домашних заданий, создание рабочего пространства и помощь в организации учебного процесса. Родители могут поощрять ребенка за достижения, подсказывать ему, как лучше организовать время, помогать с составлением планов и ставить перед ним конкретные цели. Важно, чтобы родители поддерживали стремление ребенка к самостоятельности, не оказывая излишнего давления и давая ему возможность самому искать способы решения задач.

Постепенно развивая навыки самоорганизации, дети начинают осознавать важность самостоятельного выполнения заданий и принятия решений. Примером может служить задание по самостоятельному изучению новой темы, где учащиеся планируют свои действия: чтение текста, выполнение упражнений, подготовка вопросов и ответов. Учитель может помочь детям поставить перед собой цели и задачи на урок, а затем дать возможность самим организовать свое время для их достижения. Это способствует развитию уверенности в собственных силах и формированию чувства ответственности за собственную работу.

На уроках можно использовать различные методы, которые способствуют формированию навыков самоорганизации. Например, можно проводить занятия, на которых ученики самостоятельно организуют небольшие проекты, связанные с изучаемыми темами. В процессе таких проектов дети учат себя планировать, распределять роли и обязанности, координировать действия, следить за сроками выполнения. При этом важно, чтобы дети учились не только работать самостоятельно, но и эффективно взаимодействовать с другими членами команды, что также является частью процесса самоорганизации.

Еще одним способом развития самоорганизации является использование рефлексии. После выполнения какого-либо задания учитель может попросить учащихся оценить свою работу, определить, какие моменты они выполнили успешно, а какие требуют доработки. Это помогает детям научиться анализировать свои действия, выявлять ошибки и искать пути их исправления, а также развивает умение планировать будущие действия. Такой подход способствует тому, чтобы дети не только выполняли задания, но и учились осознавать свой процесс работы, что является важным аспектом самоорганизации.

В заключение, можно сказать, что развитие навыков самоорганизации у младших школьников — это процесс, который требует внимания и поддержки как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Только с комплексным подходом, вовлечением и поощрением можно достичь реальных успехов в формировании у детей этих важных навыков. Понимание принципов самоорганизации, умение планировать свою деятельность и регулировать свое время поможет школьникам не только успешно учиться в школе, но и в дальнейшем эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями.

 

 

Список литературы

Веремеенко

Е. Р. Особенности становления навыков

саморегуляции

в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Е. Р. Веремеенко. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 336-338. — URL:

https://moluch.ru/archive/540/118122/

Медведовская Н. С.

О

бучение младших школьников: новые подходы в условиях поколений Z и

А

льфа // Вестник науки. 2024. №6 (75).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-mladshih-shkolnikov-novye-podhody-v-usloviyah-pokoleniy-z-i-alfa

Царёва

М. В.

, Безукладников

К. Э.

Самостоятельная работа как основа речемыслительной деятельности младших школьников // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015.

№2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-osnova-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov

Чемерилова

И. А., Иванова Е. К. Использование технологии

тайм-менеджмента

в формировании умений самоорганизации у младших школьников // МНКО. 2019. №1 (74).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-taym-menedzhmenta-v-formirovanii-umeniy-samoorganizatsii-u-mladshih-shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×