Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков самопомощи и самообслуживания у учащихся с особыми образовательными потребностями | Карюхина Ольга Владиленовна. Работа №351521

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков самопомощи и самообслуживания у учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях коррекционной школы-интерната. Рассматриваются педагогические подходы, направленные на формирование базовых навыков самостоятельной деятельности, их значение для повышения уровня социальной адаптации обучающихся. Особое внимание уделено роли тьютора в организации обучающего процесса, построенного на учете индивидуальных возможностей детей, а также созданию мотивации к самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: самопомощь, самообслуживание, учащиеся с ООП, коррекционная школа, социальная адаптация, тьютор, коррекционно-развивающая работа.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОПОМОЩИ И САМООБСЛУЖИВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Карюхина Ольга Владиленовна, тьютор

СКО школа-интернат VIII вида, Челябинская область, г. Миасс

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков самопомощи и самообслуживания у учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях коррекционной школы-интерната. Рассматриваются педагогические подходы, направленные на формирование базовых навыков самостоятельной деятельности, их значение для повышения уровня социальной адаптации обучающихся. Особое внимание уделено роли тьютора в организации обучающего процесса, построенного на учете индивидуальных возможностей детей, а также созданию мотивации к самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: самопомощь, самообслуживание, учащиеся с ООП, коррекционная школа, социальная адаптация, тьютор, коррекционно-развивающая работа.

 

Развитие навыков самопомощи и самообслуживания является одной из приоритетных задач в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП). Данные навыки формируют основу для их самостоятельности, способствуют социальной адаптации и повышают качество их жизни. В условиях коррекционной школы-интерната тьютор выполняет центральную роль в организации процесса обучения этим навыкам, ориентируясь на индивидуальные потребности, способности и уровень развития каждого ребенка.

Навыки самопомощи включают умение выполнять повседневные действия, такие как личная гигиена, одевание, принятие пищи и поддержание порядка. Для учащихся с ООП обучение таким действиям нередко оказывается сложным из-за ограниченных когнитивных или физических возможностей. Тем не менее, последовательное формирование этих навыков помогает детям обрести уверенность в себе, улучшить самооценку и развить чувство независимости.

Процесс обучения навыкам самообслуживания базируется на учете индивидуальных особенностей ребенка. Важно понимать, что для учащихся с ООП даже незначительный прогресс в освоении простых действий может стать большим достижением. Тьютор выступает в роли посредника между ребенком и окружающим миром, создавая условия, в которых учащийся может проявить свои способности и постепенно осваивать новые умения.

Одним из ключевых аспектов формирования навыков самопомощи является создание мотивирующей образовательной среды. Дети должны понимать важность выполнения тех или иных действий для их повседневной жизни. Для этого тьютор использует положительное подкрепление, стимулируя интерес ребенка к самостоятельной деятельности. Например, похвала, эмоциональная поддержка или небольшие награды за успешное выполнение задания помогают формировать у ребенка устойчивую мотивацию к самостоятельности.

Особое значение в обучении самопомощи имеет использование пошагового подхода. Каждый навык разбивается на последовательные этапы, которые ребенок осваивает постепенно. Такой подход позволяет избежать перегрузки и способствует более глубокому усвоению материала. Например, процесс одевания может быть представлен как цепочка действий: сначала надевание носков, затем штанов, а позже рубашки. Этот метод помогает ребенку понять структуру задачи и освоить ее выполнение.

Для успешного обучения тьютор активно использует визуальную поддержку и тактильные средства. Таблицы, карточки, наглядные пособия и демонстрации позволяют учащимся лучше понять последовательность действий и ориентироваться в процессе выполнения задачи. Важно также учитывать сенсорные особенности детей с ООП, адаптируя материалы и способы подачи информации для каждого ученика.

Эффективность обучения навыкам самопомощи и самообслуживания во многом зависит от сотрудничества с семьей. Родители играют ключевую роль в закреплении полученных навыков в повседневной жизни. Тьютор помогает семье выстроить систему поддержки ребенка дома, обучая родителей методам, которые способствуют развитию самостоятельности. Это сотрудничество создает единое образовательное пространство, где ребенок получает последовательное и согласованное сопровождение.

Навыки самопомощи являются не только практическими умениями, но и основой для развития более сложных социальных и коммуникативных навыков. Обучение выполнению простейших действий способствует осознанию ребенком своей роли в обществе, развитию уверенности и умению взаимодействовать с окружающими. Например, учащийся, освоивший умение самостоятельно сервировать стол, может участвовать в коллективных мероприятиях, ощущая себя частью группы.

Тьютор также способствует развитию у ребенка навыков самоконтроля и саморегуляции. В процессе обучения детей учат анализировать свои действия, оценивать их результат и вносить коррективы при необходимости. Эти умения помогают ребенку не только выполнять бытовые задачи, но и справляться с различными жизненными ситуациями, что особенно важно для его адаптации в обществе.

Таким образом, развитие навыков самопомощи и самообслуживания у учащихся с особыми образовательными потребностями играет ключевую роль в их личностном и социальном развитии. Педагогическая деятельность тьютора направлена на создание условий, способствующих раскрытию потенциала ребенка, его самостоятельности и социальной интеграции. Последовательное и индивидуализированное обучение, основанное на поддержке, мотивации и тесном сотрудничестве с семьей, позволяет детям с ООП достичь максимальной самостоятельности и уверенности в себе.

 

Список литературы

 

1. Ветлугина В. П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта / В. П. Ветлугина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 188-191.

2. Скавычева Е. Н. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии : учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. — Нижний Тагил : НТГСПИ, 2017. — 112 с. — ISBN 987-5-8299-0357-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177566

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×