Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков самостоятельной работы у студентов через проектную деятельность | Леонова Ирена Валерьевна. Работа №344593

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли проектной деятельности в развитии навыков самостоятельной работы у студентов на занятиях русского языка и литературы. Рассматриваются способы использования проектных методик для повышения мотивации студентов к учебе, а также укрепления их аналитических, исследовательских и коммуникативных навыков. В статье приводятся практические примеры проектов, ориентированных на изучение литературных произведений, создание творческих и исследовательских работ.

Ключевые слова: проектная деятельность, самостоятельная работа, студенты, русский язык, литература, мотивация, творческие проекты.

Развитие навыков самостоятельной работы у студентов через проектную деятельность

 

Леонова Ирена Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум»

 

Аннотация. Статья посвящена роли проектной деятельности в развитии навыков самостоятельной работы у студентов на занятиях русского языка и литературы. Рассматриваются способы использования проектных методик для повышения мотивации студентов к учебе, а также укрепления их аналитических, исследовательских и коммуникативных навыков. В статье приводятся практические примеры проектов, ориентированных на изучение литературных произведений, создание творческих и исследовательских работ.

Ключевые слова: проектная деятельность, самостоятельная работа, студенты, русский язык, литература, мотивация, творческие проекты.

 

Развитие навыков самостоятельной работы у студентов на занятиях по русскому языку и литературе является одной из важнейших задач современного преподавателя. В условиях ускоряющейся цифровизации, информационной перенасыщенности и требований к обучению 21 века, традиционные методы преподавания недостаточно эффективны для формирования у студентов навыков, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности. Одним из наиболее действенных инструментов для решения этой задачи является проектная деятельность, которая дает возможность студентам углубиться в изучение тем и способствует развитию критического мышления и самостоятельности.

Проектная деятельность позволяет студентам не просто усваивать учебный материал, а осмысленно применять его в решении конкретных задач, находя в тексте и литературных произведениях новые смыслы и интерпретации. Это важно для формирования у студентов глубокого понимания предмета и развития их аналитических способностей. Самостоятельная работа над проектами также помогает студентам научиться искать и отбирать необходимую информацию, структурировать её, работать с источниками и делать выводы на основе анализа фактов.

Одним из примеров эффективного проекта на уроках русского языка и литературы может быть исследовательская работа по произведениям классической литературы. Например, студенты могут изучать тему «Образ России в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя». Цель такого проекта не только ознакомиться с содержанием произведений, но и научиться выявлять и сравнивать авторские концепции, исследовать роль исторического и культурного контекста в создании этих образов. Процесс работы над проектом включает несколько этапов: сбор информации, анализ текстов, подготовка исследовательского отчета и презентация результатов работы. В ходе выполнения такого проекта студенты приобретают навыки самостоятельного поиска информации, её обработки и анализа, а также учатся структурировать свои мысли и аргументировать свои выводы.

Важную роль в проектной деятельности играют творческие проекты. Например, студентам можно предложить создать литературный журнал, посвящённый одной из эпох русской литературы например, «Золотому веку» или «Серебряному веку». В рамках такого проекта студенты должны не только изучить произведения писателей выбранного периода, но и подготовить аналитические статьи, рецензии, интервью с писателями (в форме творческой инсценировки), а также разработать визуальное оформление журнала. Это способствует развитию у студентов навыков творческого мышления, работы в команде и самовыражения через текст.

Ещё одним успешным примером является проект по созданию буктрейлера короткого видеоролика, презентующего одно из произведений, изучаемых на уроках литературы. Подобный проект требует от студентов не только глубокого понимания текста, но и умения выделить ключевые идеи произведения, выразить их через визуальные и звуковые образы. Для успешного выполнения задания студентам необходимо научиться работать с различными видами информации, использовать технологии и комбинировать разные формы самовыражения. Важно, что такой проект развивает не только литературные, но и цифровые компетенции, что является актуальным требованием времени.

Проектная деятельность также помогает студентам развивать навыки работы в группе. Коллективные проекты, такие как создание сценария по мотивам литературного произведения или постановка театральной сценки, требуют от студентов взаимодействия, распределения обязанностей и ответственности за общий результат. Например, при изучении произведений А. П. Чехова можно предложить студентам в рамках проекта инсценировать одну из пьес писателя. Это позволит не только более глубоко проникнуть в замысел автора, но и развить навыки межличностной коммуникации, которые важны для дальнейшей профессиональной деятельности.

Проекты могут быть ориентированы не только на изучение конкретных литературных произведений, но и на исследование истории языка или культурного контекста. Например, проект «Эволюция русского языка в XX веке» может включать анализ языка произведений различных эпох, сравнение его с современным языком СМИ и Интернета, изучение причин и факторов, повлиявших на эти изменения. Это помогает студентам увидеть русский язык не как статичную систему, а как живую, постоянно развивающуюся среду, и осознать его роль в культуре и обществе.

Одним из ключевых преимуществ проектной деятельности является её способность мотивировать студентов к обучению. Работа над проектом позволяет каждому студенту выразить своё видение изучаемого материала, выбрать индивидуальный путь его анализа и представить результаты в оригинальной форме. Студенты чувствуют свою значимость, видят реальные результаты своих усилий и понимают, как полученные знания могут быть применены на практике. Это помогает избежать механического заучивания и делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным.

Для успешного применения проектной деятельности в преподавании русского языка и литературы важно учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, проектные задания должны быть разнообразными и интересными, чтобы привлекать внимание студентов и пробуждать их интерес к предмету. Во-вторых, преподавателю необходимо обеспечить студентов всеми необходимыми инструментами и ресурсами для успешного выполнения проекта: дать доступ к литературе, научить работать с источниками и научной литературой. В-третьих, важно поддерживать обратную связь в ходе работы над проектом: преподаватель должен быть наставником, помогать студентам корректировать ход исследования, предлагать идеи и давать рекомендации.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным инструментом для развития навыков самостоятельной работы у студентов. Она способствует формированию критического и творческого мышления, учит студентов работать с информацией и выражать свои мысли в различных формах. Для преподавателя русского языка и литературы проектные методы это способ сделать процесс обучения более интересным и результативным, а для студентов возможность раскрыть свой потенциал и развить навыки, необходимые в будущем.

 

Список литературы

Апухтина

Е

.

А

.

Организация

самостоятельной

работы

учащихся

в

ходе

проектной

деятельности

//

Новое

слово

в

науке

и

практике

:

гипотезы

и

апробация

результатов

исследований

. 2015.

15.

Палкин

Е

.

В

.,

Розанова

Т

.

С

.,

Верт

О

.

В

.

Развитие

самостоятельной

деятельности

студентов

посредством

курсового

проектирования

//

Вестник

КрасГАУ

. 2014.

3.

Прохорова

М

.

П

,

Семченко

А

.

А

.

Организация

самостоятельной

работы

обучающихся

в

форме

проектной

деятельности

//

Вестник

Мининского

университета

. 2017.

2 (19). 22.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×