«Развитие навыков смыслового чтения у младших школьников» | Федотова Валентина Витальевна. Работа №290704
Автор: Федотова Валентина Витальевна
В данной статье рассматривается актуальность проблемы, а именно развитие смыслового чтения на уроках в начальной школе. Так как владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению младших школьников
Анализируются различные подходы к данной проблеме известных психологов, методистов, педагогов.Также ставятся основные задачи, которые встают перед учителями при формировании этого значимого компонента. Приводятся эффективные методические приёмы работы с текстом, автор статьи делится своим опытом работы.
«Развитие навыков смыслового чтения у младших школьников»
Актуальность.
По наблюдению школьных учителей, большинство трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».
В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем и качество чтения младших школьников, являются следующие. Во-первых, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Привыкая к аудиовизуальным средствам хранения и передачи информации, детям трудно воспринимать печатный текст. Во-вторых, поступая в первый класс, младшие школьники отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми. Таким образом, проблема формирования навыков осознанности чтения у младших школьников является весьма актуальной.
Теоретическое обоснование педагогического опыта.
Около 25% населения России не владеют навыком функционального чтения, то есть не могут осмыслить прочитанный текст. Такое мнение 30 июля высказала на встрече с педагогами республики Хакасия министр просвещения России Ольга Васильева. Министр просвещения сказала, что перед Россией стоит задача вернуться в первую пятерку стран, ученики которых лучше всего владеют функциональным чтением. Владение навыком функционального чтения проверяют в разных международных исследованиях. Например, раз в три года 15-летние подростки участвуют в исследованиях международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В 2015 году российские школьники заняли 26-е место из 44 по читательской грамотности. При этом девочки справились с заданиями лучше мальчиков. А в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), которое раз в пять лет проводят для детей, закончивших четвертый класс, ученики из России в 2016 году набрали 581 балл и показали лучший результат среди всех участников исследования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской и многих других ученых.
Процесс чтения рассматривали и такие учёные, как Ф.Смит, Н.Н. Светловская, А.А. Леонтьев В.М.Филатов, З.И.Клычникова, И.А.Зимняя.
В современной практике особое внимание заслуживает методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как её описывает Н.Н. Светловская, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книг, включение его в «общение» с автором.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Под смысловым чтением понимается:
● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
● определение основной и второстепенной информации,
● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.
Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения
Осмысленное чтение связано с пониманием.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Интересны слова Элвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».
Проблема: формирование навыков осознанного чтения у младших школьников.
Поэтому в своей работе я пытаюсь выстроить систему приемов, которая поможет наиболее эффективно сформировать основные компетенции и развить УУД, как предметные, так и метапредметные.
Цель: создание системы приемов формирования осознанного чтения у младших школьников
Задачи:
-Проанализировать используемые в педагогике технологии по формированию навыков смыслового чтения.
-Наметить основные приемы и этапы в работе по технологии осознанного чтения.
-Применить эффективные методы и приёмы, специальные упражнения, отвечающие поставленной цели.
- Провести рефлексию успешности применяемых приемов.
Для обучения смысловому чтению на своих уроках я использую приемы технологии развития критического мышления:
«Дерево Почемучек»-на котором, ученики записывают свои вопросы по прочитанному произведению.
Вопросы могут быть спрятаны в различных локациях и адресованы разным детям. Те, кто не получил вопросы, становятся помощниками.
ТРИ ОДАРЕННЫЕ РЕБЕНКА, в это время получают задание придумать вопросы по этой же теме для класса (действенные: генеративные (Например: Что бы случилось в истории про Красную шапочку, если бы волк был вегетарианцем? или Какое было бы продолжение у сказки про Золушку, если бы она не потеряла туфельку? И т.д.) - дети учат детей.
Используются приемы развития навыков 4К (креативность, коммуникация, критическое мышление, командная работа). Из них самым важным является развитие критического мышления.
“Карта героев”
Задача, при выполнении которой применяется графический организатор - для того, чтобы помочь ученикам проанализировать главных персонажей. Этот метод помогает школьникам записать черты героев и графически изобразить их с целью сравнения и противопоставления.
«Связь в четыре квадратика» (Баба Яга, Иванушка, Марья-царевна.
Описание. «Перемешай класс» (Stir the class)
Даю образ одного из героев. Прошу назвать или записать основные черты характера этого героя (4-5 характеристики). Далее учащиеся либо в паре, либо на своем ряду в течении 2-3 минут общаются друг с другом и обмениваются своими характеристиками.
Первоклассники делают это вначале устно, потом начинают записывать.
Формулирование простых выводов после прочтения текста.
Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Таким образом, учащиеся проводят сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Даю им какую-нибудь иллюстрацию или фото. Учащиеся должны подумать, как оно связано с произведением , которое мы прочитали ил будем читать.
На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся
возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят с
итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется
творческая переработка полученной информации. Этот приём развивает умение выделять логическую структуру текста, составление вопросного плана.
Использую упражнения на понимание структуры текста («рассыпанный текст» из 8-10
абзацев, для восстановления необходимо вставить «выдернутые абзацы
(половина абзацев текста и один лишний), (восстановить порядок предложений в абзаце), (восстановить порядок абзацев в тексте).
А теперь попробуйте ответить на вопрос, что такое для вас осознанное чтение? Но ваш ответ должен прозвучать следующим образом,- «Осознанное чтение для меня похоже на …..(предмет, который вы изобразили), так как…….
Вот видите, сколько педагогов , сколько разных мнений у нас. Столько и подходов к обучению.
Но при этом у нас с вами одна общая цель « Научить наших детей не просто читать, а еще и понимать, , но мы всегда к ней будем идти по-разному, разными путями и используя различные приемы.
Поэтому я надеюсь. Что моя система будет развиваться, мы вместе со своими учениками каждый раз будем находить все новые и новые эффективные приемы…..Которые каждый раз должны будут нас привести к одной цели: научить читать детей осознанно.