Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков техники чтения у младших школьников: практические методы и подходы | Попова Татьяна Валентиновна. Работа №350173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Развитие навыков техники чтения у младших школьников является неотъемлемой частью их учебной и познавательной деятельности. Эта статья посвящена рассмотрению различных методов и подходов, направленных на формирование и улучшение навыков чтения у детей начальных классов. В статье анализируются ключевые аспекты техники чтения, такие как правильность, беглость и выразительность чтения, а также практические методы, которые могут быть использованы на уроках. Приводятся примеры упражнений, которые способствуют развитию фонематического восприятия, лексического и синтаксического понимания текста, а также улучшению произношения. Развитие навыков чтения напрямую влияет на успехи детей в освоении других предметов и способствует формированию интереса к чтению и изучению литературы.

Ключевые слова: техника чтения, младшие школьники, навыки чтения, беглость, выразительность, фонематическое восприятие, уроки чтения, методы и подходы.

Развитие навыков техники чтения у младших школьников: практические методы и подходы

 

Попова Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51», г. Каменск-Уральский

 

Аннотация. Развитие навыков техники чтения у младших школьников является неотъемлемой частью их учебной и познавательной деятельности. Эта статья посвящена рассмотрению различных методов и подходов, направленных на формирование и улучшение навыков чтения у детей начальных классов. В статье анализируются ключевые аспекты техники чтения, такие как правильность, беглость и выразительность чтения, а также практические методы, которые могут быть использованы на уроках. Приводятся примеры упражнений, которые способствуют развитию фонематического восприятия, лексического и синтаксического понимания текста, а также улучшению произношения. Развитие навыков чтения напрямую влияет на успехи детей в освоении других предметов и способствует формированию интереса к чтению и изучению литературы.

Ключевые слова: техника чтения, младшие школьники, навыки чтения, беглость, выразительность, фонематическое восприятие, уроки чтения, методы и подходы.

 

Чтение является одним из важнейших процессов, лежащих в основе познавательной деятельности младших школьников. На начальном этапе обучения дети осваивают базовые навыки чтения, которые становятся фундаментом для дальнейшего успешного обучения в школе. Техника чтения включает в себя несколько аспектов, таких как правильность, беглость, выразительность и понимание прочитанного текста. Каждый из этих элементов требует специального внимания со стороны учителя. Развитие техники чтения у младших школьников связано с формированием у них уверенности в собственных силах, улучшением их речевых навыков и расширением кругозора.

Одним из ключевых аспектов техники чтения является правильность. Дети должны научиться правильно воспринимать звуки и буквы, четко их произносить. На этом этапе обучения важно развивать у школьников фонематическое восприятие, то есть умение различать и правильно воспроизводить звуки в словах. Это поможет избежать ошибок при чтении и улучшит восприятие текста. Для этого можно использовать такие упражнения, как игры с рифмами и звуковыми упражнениями, в которых дети повторяют определенные звуки, а также упражнения на слуховое восприятие, такие как подбирание слов на определенный звук.

Беглость чтения также является важным элементом, который способствует восприятию текста и развивает внимание учащихся. Беглое чтение предполагает, что ребенок не будет застревать на каждом слове, а будет читать текст с минимальными паузами, понимая общий смысл и структуру предложения. Для развития беглости чтения на уроках можно использовать разные виды тренировки: от чтения стихов с последующим разбором, до работы с текстами с повторяющимися фразами или выражениями, что способствует их запоминанию и ускоряет восприятие. Одним из эффективных методов является регулярное чтение вслух, при котором учитель может контролировать скорость чтения и вносить коррективы.

Выразительность чтения — это не только правильная интонация, но и умение передать настроение, тон и эмоции персонажей через чтение. Это качество, которое важно развивать у детей, так как оно способствует более глубокому пониманию текста. Для этого можно использовать различные игровые методики, такие как чтение с выражением ролей или инсценировка небольших фрагментов текста. Важно, чтобы дети в процессе чтения осознавали эмоциональное содержание текста и могли выразительно передать его через интонацию, темп и паузы. Для тренировки выразительности хорошо подходят короткие отрывки из рассказов или стихов, которые дети могут читать с разными эмоциональными окрасками, соответствующими ситуации.

Важной частью техники чтения является понимание прочитанного. Это неотъемлемая часть процесса, которая в дальнейшем помогает учащимся не только воспринимать информацию, но и анализировать ее, делать выводы и развивать логическое мышление. Для этого нужно использовать различные методы работы с текстом: вопросы по содержанию, задания на пересказ, выделение ключевых мыслей и идей, а также составление кратких аннотаций. На уроках можно проводить упражнения на выделение главной мысли текста, а также задания на нахождение причинно-следственных связей между событиями в рассказе. Кроме того, полезными будут упражнения, в которых детям предлагается не только читать, но и интерпретировать текст, отвечать на вопросы с развернутым ответом.

Практическими методами, которые помогут развивать навыки техники чтения, являются тренировки, направленные на улучшение произношения и четкости речи. Например, чтение скороговорок помогает развивать артикуляцию и внимание, а также улучшает навыки быстрого восприятия текста. Скороговорки, репризы и диалоги, которые дети могут читать в парах, помогают работать над четкостью произношения, скоростью и выразительностью речи. Важно регулярно устраивать такие тренировки, чтобы дети могли осваивать элементы техники чтения через игру.

Для закрепления полученных знаний и навыков рекомендуется использовать такие виды деятельности, как индивидуальные и групповые читательские работы, конкурсные мероприятия, а также домашние задания, которые включают в себя чтение и анализ текста. Интерес к чтению можно поддерживать через включение в учебный процесс различных книг и заданий, соответствующих возрастным особенностям детей. Применение разнообразных методов на уроках помогает не только повысить качество чтения, но и развить у детей любовь к чтению, что является важной частью их общего образования и развития.

Таким образом, развитие навыков техники чтения у младших школьников — это процесс, который требует систематической работы и применения различных методов. Комбинирование тренировки правильности, беглости, выразительности и понимания текста способствует всестороннему развитию навыков чтения, которые являются основой для успешного обучения в школе. Учителю важно выбирать методы, соответствующие интересам и возможностям детей, а также создавать атмосферу, в которой учащиеся чувствуют себя уверенно и могут проявить свои способности. Только при таком подходе дети смогут не только научиться читать, но и любить чтение, что откроет перед ними бескрайний мир знаний и возможностей.

 

 

Список литературы

Авдеева А.В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В.

Молькова

. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46.

Безруких М.М. Движение глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка / М.М. Безруких, В.В. Иванов // Новые исследования. – 2008. – С. 84–102.

Прокина, Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.

Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: пособие для учителей начальных классов / О. В. Соболева. - Москва:

Баласс

, 2013. - 141 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×