Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков устного счета у младших школьников: методы и подходы | Михайлова Галина Николаевна. Работа №351213. Номер работы: №351213

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Развитие навыков устного счета является одним из ключевых компонентов обучения математике в начальных классах. Устный счет способствует формированию у младших школьников вычислительной грамотности, логического мышления и внимания. В статье рассматриваются основные методы и подходы к развитию навыков устного счета, приводятся примеры эффективных приемов, позволяющих сделать процесс обучения увлекательным и результативным. Также обсуждается роль учителя в организации системной и последовательной работы по формированию навыков устного счета.

Ключевые слова: устный счет, начальная школа, математические навыки, методы обучения, младшие школьники, вычислительная грамотность, игровые методы.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

Михайлова Галина Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ Коноваловская СОШ, Иркутская область с. Коновалово

Аннотация. Развитие навыков устного счета является одним из ключевых компонентов обучения математике в начальных классах. Устный счет способствует формированию у младших школьников вычислительной грамотности, логического мышления и внимания. В статье рассматриваются основные методы и подходы к развитию навыков устного счета, приводятся примеры эффективных приемов, позволяющих сделать процесс обучения увлекательным и результативным. Также обсуждается роль учителя в организации системной и последовательной работы по формированию навыков устного счета.

Ключевые слова: устный счет, начальная школа, математические навыки, методы обучения, младшие школьники, вычислительная грамотность, игровые методы.

Устный счет занимает центральное место в обучении математике в начальных классах. Это не только базовый компонент математической грамотности, но и важный инструмент для развития интеллектуальных способностей детей. Младший школьный возраст — это период, когда закладываются основы математического мышления, что делает развитие навыков устного счета особенно актуальным.

1. Роль устного счета в обучении младших школьников

Устный счет помогает детям:

формировать базовые математические навыки (сложение, вычитание, умножение и деление);

развивать логическое и абстрактное мышление;

укреплять память, внимание и способность быстро принимать решения.

Эти навыки необходимы не только для успешного освоения школьной программы, но и для решения задач в реальной жизни. Дети, которые хорошо владеют устным счетом, легче справляются с математическими задачами, быстрее воспринимают новые темы и чувствуют уверенность в своих силах.

2. Основные методы развития навыков устного счета

Для формирования навыков устного счета важно сочетать различные подходы и методы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.

1. Традиционные методы.

Повторение и тренировка. Регулярное выполнение упражнений на сложение, вычитание, умножение и деление способствует закреплению базовых навыков. Например, проведение коротких пятиминуток устного счета в начале урока.

Работа с карточками. Учитель показывает карточки с числами или примерами, а дети быстро называют ответ.

2. Игровые методы.

Игровая форма обучения делает процесс освоения устного счета интересным и мотивирующим. Примеры игр:

«Цепочка примеров». Учитель называет пример, ответ которого становится началом следующего примера (например: 5 + 3 = 8, 8 – 4 = 4 и так далее).

«Математический лото». Дети должны найти и закрыть на карточке ответы на озвученные примеры.

«Счет на скорость». Ученики соревнуются, кто быстрее решит ряд примеров.

3. Творческие методы.

Использование стихотворений и рифмовок. Устный счет можно включать в стихотворные формы для лучшего запоминания, например:

Два да два – четыре,

Считайте, дети, в мире!

Моделирование задач. Учитель предлагает детям придумать свои задачи и решить их. Это помогает закрепить навыки счета и развивает творческое мышление.

4. Интерактивные технологии.

Современные технологии предоставляют широкие возможности для развития устного счета:

использование интерактивных досок для демонстрации задач;

мобильные приложения и компьютерные игры, ориентированные на тренировку счета.

3. Организация работы по развитию устного счета

Для успешного развития навыков устного счета у детей важно соблюдать несколько принципов:

Системность и последовательность. Упражнения на устный счет должны быть регулярными и постепенно усложняться.

Дифференцированный подход. Уровень сложности заданий необходимо подбирать в зависимости от способностей каждого ученика.

Мотивация. Поддержание интереса к устному счету с помощью игр, соревнований и похвалы за успехи.

Примерная структура занятия:

Введение (5 минут). Учитель задает детям вопросы на устный счет в игровой форме.

Основная часть (15 минут). Выполнение заданий на устный счет индивидуально или в группах.

Заключение (5 минут). Подведение итогов, награждение лучших учеников, обсуждение допущенных ошибок.

4. Роль учителя в формировании навыков устного счета

Учитель играет ключевую роль в развитии навыков устного счета у младших школьников. От его педагогического мастерства зависит, насколько успешно дети освоят эти навыки. Учитель должен:

демонстрировать интерес к математике и показывать практическую значимость устного счета;

поощрять учеников за старания и достижения, создавая атмосферу успеха;

вовлекать всех детей в процесс, включая тех, у кого могут возникать трудности.

Развитие навыков устного счета — это важный и сложный процесс, который требует систематической работы и индивидуального подхода. Использование разнообразных методов, включая игровые и интерактивные, позволяет сделать обучение увлекательным и продуктивным. Регулярная практика, поддержка со стороны учителя и положительное отношение детей к математике создают основу для успешного формирования вычислительных навыков и общей математической грамотности младших школьников.

Таким образом, устный счет становится не только инструментом обучения, но и средством всестороннего развития ребенка. Учителю важно помнить, что его главная цель — не просто научить детей считать, но и привить любовь к математике как науке, развивающей ум и расширяющей границы возможного.

Список литературы

Бажан Зинаида Ивановна Значение устных вычислений и их использование на уроках математики в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-1. ovanie-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole

Туйбаева Лена Ильясовна, Полиева Надежда Николаевна Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников // Проблемы педагогики. 2015. №2 (3).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×