Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов. | Ольга Николаевна Волкова. Работа №246028
Автор: Ольга Николаевна Волкова
В своей работе я хочу обратить внимание на важность материала.В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.Чтение вообще и литературное в частности - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности
В своей работе я хочу обратить внимание на важность материала.В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.Чтение вообще и литературное в частности - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности
Содержимое разработки
Развитие нравственных качеств личности ребёнка средствами учебных предметов литературное чтение и окружающий мир.
Трудно переоценить в решении задач нравственного воспитания роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.
Ребенок в первом классе уже готов к серьезной филологической работе, поскольку в это время неосознанное восприятие художественного текста у дошкольников заменяется аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях.
Чтение вообще и литературное в частности - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания в 1 классе.
Главная моя задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение.
Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся текст.
Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.
Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное).
Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения. Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.
Одним из приемов анализа текста является перечитывание, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста, развитию речи ребят и совершенствованию навыка чтения, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученики ищут подкрепления своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.
Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.
За время обучения литературному чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется:
- у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, т.к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;
- в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение становится серьезным и толковым;
- при этом у детей совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев произведений;
- по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т.к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над текстом.
Другими словами, проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, создаю условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», значительно обогащаю его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.
Каково же значение изучения предмета «Окружающий мир» для нравственного развития младшего школьника?
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям» (И.Г.Песталоцци).
На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность.
Основные цели ознакомления младших школьников с окружающим миром, остаются неизменными на протяжении всего обучения в начальной школе.
Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.
Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? В первом классе, в разделе «Твоя семья», я предлагаю детям составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью. Начинаю такой урок с рассказа о себе и своей семье. Затем предлагаю вспомнить колыбельные, которые пела им мама; игры, в которые они любят играть.
Во втором классе при разговоре о семье важное место занимает тема «Что такое семья» и «Чем семья занимается в свободное время». На уроках по данным темам ребята рассказывают не только о традициях в своей семье, но ещё стараются узнать, почему в их доме есть такая традиция и как долго она существует в семействе.
В преддверии этого урока предлагаю составить «Древо семьи». При построении «Древа семьи» учащимся предстоит узнать историю семьи и близких родственников. Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.
Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в разделе «Россия – твоя Родина» очень удачно подобраны темы: «Родина – что это значит?», «Родной край – частица Родины», «Как Русь начиналась».
Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, крае.
Изучая символику нашей страны, я обращаюсь также к нашему краю. Так при изучении герба России мы говорим о том, что у нашего города тоже есть свой герб и что на нём изображено. Затем я предложила ребятам творческое задание. Они должны были придумать герб для нашей школы. Работ было много, и каждый из ребят старался доказать, что его герб самый лучший.
Я очень люблю историю. Мне нравится, что в данном курсе много исторических сведений. Во-первых, дети учатся воспринимать текст исторического содержания, работать с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее», А во-вторых, знакомятся с историей своей Родины, своего народа... Потому что, как сказал А.С.Пушкин «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной, есть постыдное малодушие. Не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».
На уроках, посвящённых теме «Как Русь начиналась» предлагаю совершить путешествие в прошлое и познакомиться с нашими предками – славянами, их жизнью, традициями, верованиями. Очень жаль, что в учебнике и в тетрадях мало материала на эту тему. Но зато есть возможность ученикам самостоятельно поработать с дополнительной литературой. Делю класс на группы и каждая группа готовит свою тему: «Расселение славян», «Языческие верования славян», «Первые русские князья», «труд на земле» На уроке происходит обмен информацией.
«Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в раздела «Наши предки – славяне» ребята узнают о том, что в языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу «Хозяина небес». По древним поверьям, богиня-мать правит всеми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во всё живое. Нашим далёким предкам душа природы была гораздо ближе и понятней, чем нам. То, что сегодня называют экологическим сознанием, было много веков назад одной из неотъемлемых основ древнеславянской культуры.
Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи.
Формирование личности и характера школьником идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества