"Развитие общения со сверстниками" | Еременко Татьяна Анатольевна. Работа №330104
"Развитие общения со сверстниками – один из путей формирования социально- коммуникативной компетенции"
«Коммуникативная компетентность
– это совокупность навыков и умений,
необходимых для эффективного
общения»
Петровская Л.А.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФОП ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Реализация задач стандарта по социально-коммуникативному развитию ориентирована на достижение ребенком определенного уровня коммуникативной компетентности. Развитие коммуникативной компетенции является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению пгт Опарино Опаринского муниципального округа
Развитие общения со сверстниками – один из путей формирования социально- коммуникативной компетенции
Подготовила: Еременко
Татьяна Анатольевна ,
воспитатель первой категории
2024г.
«Коммуникативная компетентность
– это совокупность навыков и умений,
необходимых для эффективного
общения»
Петровская Л.А.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФОП ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Реализация задач стандарта по социально-коммуникативному развитию ориентирована на достижение ребенком определенного уровня коммуникативной компетентности. Развитие коммуникативной компетенции является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
Проблемы формирования социально-коммуникативной компетенции широко представлены в современных образовательных стандартах. Одной из таких проблем является общения ребенка со сверстниками в рамках коммуникативной деятельности.
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.
На протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении.
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативную.
Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна в возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения ребенок прежде всего ждет от сверстника соучастия в своих играх и стремится к самовыражению. Для дошкольника достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его забавам и, действуя с ним, поддерживал и усиливал общее веселье. Любой участник такого эмоционально-практического общения стремится к привлечению внимания к себе и получению эмоционального отклика партнера. В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе, а действия, желания, настроения партнера по общению чаще всего не замечают. Эмоционально-практическое общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Появление привлекательного предмета в ситуации общения младших дошкольников может нарушить взаимодействие детей: они переключают свое внимание на этот предмет, могут начать драться из-за него. Основными средствами такого общения являются локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет в общении дети все больше пользуются речью, однако она остается очень ситуативной и может являться средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.
Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. После четырех лет у дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстника как партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все большую роль в их жизни. Наряду с этим сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер – детям больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с другими в сюжетно-ролевой игре осуществляется на двух уровнях: на уровне игровых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, которые существуют за рамками игрового сюжета (дети договариваются о распределении игровых ролей, обсуждают условия игры, дают оценку и осуществляют контроль за действиями других и пр.). Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой.
Основным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста является деловое сотрудничество. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты общим делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их активность для получения общего результата. Такое взаимодействие можно назвать сотрудничеством, потребность в котором становится очень значимой для общения детей. Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и уважении сверстника. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается внеситуативно - деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить "чистое общение", не связанное с конкретными предметами и действиями с ними. Дошкольники могут на протяжении достаточно длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся тенденцию к внеситуативности, общение детей в старшем дошкольном возрасте осуществляется на фоне совместной деятельности, т.е. общей игры, рисования, лепки и др. Конкурентность и соревновательность сохраняются во взаимоотношениях детей. Между старшими дошкольниками возникает умение видеть в партнере по общению не только его ситуативные характеристики, но и определенные внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения.
К концу дошкольного возраста формируются устойчивые избирательные привязанности между детьми, возникают первые предпосылки дружеских отношений. Старшие дошкольники объединяются в небольшие группы (по два-три человека) и выражают отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает дифференциация в детском коллективе: одни дошкольники становятся популярными, предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. На статус ребенка в группе сверстников влияет большое количество факторов, наиболее значимым из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнёра.
Детские психологи выделяют у детей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми:
Эгоизм. В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам.
Агрессивность. Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят.
Обидчивость. Привычка постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. «Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции.
Пассивность. Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в одиночестве.
Застенчивость. Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам.
Значимую роль в процессе развития общения детей со сверстниками играет взрослый. Важнейшая задача взрослого вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их. Он организует различные формы организации детского общения.
1. Непосредственная образовательная деятельность (в процессе организованно-образовательной деятельности необходимо включать игры, ритуал приветствия на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Игры «Давайте говорить друг другу комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Настроение» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении)
2. Речевые проблемные ситуации (дети учатся решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивая речь, логическое мышление, воображение, память, культуру общения)
3. Беседы (являются ценным средством социально-коммуникативного развития, поскольку вырабатываются навыки речевого взаимодействия и сотрудничества в детском коллективе, умение слушать собеседника, понимать и задавать вопросы, обсуждать общие интересы, делиться с ними своими мыслями)
4. Составление рассказов, сказок, загадок (являются важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества)
5. Ситуативные разговоры (специально проектируемая педагогом, или возникающая спонтанно форма общения, направленная на социализацию дошкольников и формирование их коммуникативных способностей)
6. Игры (ведущий вид деятельности дошкольников, детей в игре объединяет общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски).
Таким образом, коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в ходе специально организованных бесед с детьми, решения коммуникативных задач и ситуаций. Использование разнообразных методов и приемов развития диалогической речи позволяют реализовывать программные требования по формированию у детей умений, необходимых для общения.