Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие общей и мелкой моторики у младших школьников | Саетова Альмира Фагимовна. Работа №358123

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена важности развития общей и мелкой моторики у младших школьников, а также методам и подходам, которые помогают логопедам и педагогам эффективно развивать эти навыки у детей. Рассматриваются основные виды моторики, влияние моторного развития на обучение и речь, а также приводятся примеры упражнений и игр, способствующих улучшению координации и точности движений.

Развитие общей и мелкой моторики у младших школьников

 

Саетова Альмира Фагимовна, учитель-логопед

МОАУ СОШ № 9 г. Нефтекамск, Республика Башкортостан

 

Аннотация. Статья посвящена важности развития общей и мелкой моторики у младших школьников, а также методам и подходам, которые помогают логопедам и педагогам эффективно развивать эти навыки у детей. Рассматриваются основные виды моторики, влияние моторного развития на обучение и речь, а также приводятся примеры упражнений и игр, способствующих улучшению координации и точности движений.

Ключевые слова: общая моторика, мелкая моторика, младшие школьники, логопед, развитие речи, упражнения, координация движений, моторные навыки, педагогика.

 

Развитие общей и мелкой моторики у младших школьников — это неотъемлемая часть образовательного процесса, поскольку моторика тесно связана с развитием речи, когнитивных функций, социальной адаптации и обучаемости детей. Особенно важно уделить внимание этим аспектам в раннем возрасте, когда мозг активно развивается и закладываются основы для формирования всех типов навыков, включая речевые. Логопедическая работа направлена на коррекцию и поддержку развития моторики у детей, что имеет долгосрочные положительные эффекты на их обучение, поведение и восприятие окружающего мира.

Общая моторика включает в себя крупные движения, такие как ходьба, бег, прыжки, поднимание тяжестей, а также координацию действий с различными частями тела. Развитие общей моторики у детей младшего школьного возраста способствует их физическому здоровью, улучшает баланс, равновесие, а также помогает детям лучше воспринимать информацию в процессе обучения. От правильной координации движений зависит не только физическая активность ребенка, но и его способность концентрироваться на задачах, воспринимать и анализировать окружающий мир.

Для улучшения общей моторики можно использовать различные упражнения, направленные на развитие силы, выносливости и координации. Например, игровые упражнения на спортивных снарядах, такие как лазание по канату, прыжки через скакалку, игры с мячом, игры на равновесие, помогают детям развивать устойчивость и уверенность в своих физических способностях. Совместные занятия на физкультуре и двигательные игры, направленные на улучшение координации движений, помогают детям младшего школьного возраста не только укрепить здоровье, но и научиться работать в команде, развивать лидерские качества и дисциплину.

Мелкая моторика включает в себя более тонкие и точные движения рук и пальцев, такие как письмо, рисование, лепка, манипуляции с маленькими предметами, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. Развитие мелкой моторики играет важную роль в формировании базовых навыков, таких как письмо и чтение, а также оказывает влияние на развитие речи, познавательных процессов, внимательности и памяти. Мелкая моторика тесно связана с развитием речевых навыков, потому что многие элементы речи, например, произношение звуков, зависят от гибкости и точности движений ротовой и губной мускулатуры, а также от движения пальцев рук при написании букв и слов.

Для развития мелкой моторики у младших школьников можно применять различные логопедические упражнения. Одним из эффективных методов являются игры с использованием мелких предметов, таких как бусины, пуговицы, шнуровки. Дети могут на практике осваивать различные манипуляции с этими предметами, что способствует развитию координации движений рук, точности и ловкости. Примером такого упражнения может быть создание из бусинок узоров, простых или сложных форм. Дети могут нанизывать бусины на нитку или делать из них рисунки, что не только развивает мелкую моторику, но и учит детей сосредотачиваться на задаче, развивает внимание и усидчивость.

Другим методом тренировки мелкой моторики является использование специальных игрушек для лепки, пластилина, а также рисование и раскрашивание. Лепка помогает развивать не только моторику, но и творческое воображение ребенка. В процессе работы с пластилином дети учат и развивают пространственное восприятие, учатся моделировать различные формы, что положительно сказывается на их речевом развитии и креативности. Это также способствует развитию тактильных ощущений и тонкости восприятия.

Мелкая моторика также может развиваться через использование различных логопедических игр, направленных на развитие артикуляции и формирования правильной речи. Например, дети могут тренировать мышцы лица с помощью упражнений для губ и языка, а также выполнять простые артикуляционные игры, такие как «поймай звук», где детям нужно повторить или найти похожие звуки в словах. Эффективными будут и упражнения на чтение и письмо, которые требуют точности и правильной работы с ручкой или карандашом. Все эти упражнения способствуют не только улучшению моторных навыков, но и поддерживают развитие речи у детей, улучшая их произношение и скорость речи.

Важно, чтобы упражнения на развитие моторики сочетались с другими видами деятельности. Включение игры в логопедические занятия помогает детям развиваться в эмоциональном и социальном плане, поддерживая их интерес к занятиям. Например, игры с пальчиковыми куклами развивают не только моторику, но и воображение, и навыки общения. Это позволяет детям без принуждения и с удовольствием выполнять важные упражнения, не замечая, как они совершенствуют свои моторные навыки.

Кроме того, комплексное развитие общей и мелкой моторики у младших школьников имеет значение не только с точки зрения развития физических и речевых навыков, но и для формирования позитивной мотивации к обучению. Дети, которые развивают моторику, имеют меньше трудностей с учебным процессом, легче воспринимают учебный материал и быстрее адаптируются в школьной среде. Они учатся действовать с точностью и аккуратностью, что положительно влияет на их отношение к учебным заданиям и достижениям.

В заключение можно сказать, что развитие общей и мелкой моторики у младших школьников — это ключевой элемент в формировании основ не только физического, но и психоэмоционального благополучия ребенка. Логопеды, педагоги и родители должны работать в тесном взаимодействии, чтобы поддерживать детей на всех этапах их развития, внедряя разнообразные методы, игры и упражнения, которые помогут детям эффективно развивать свои моторные навыки, улучшая общую координацию, речь и общую успеваемость в школе.

 

 

Список литературы

Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 595-596. — URL:

https://moluch.ru/archive/79/13976/

Миронова М. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук / М. А. Миронова, К. Н.

Ефанова

. — Текст

:

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики.

— 2024. — № 5 (75). — С. 22-24. — URL:

https://moluch.ru/th/1/archive/267/9149/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×