Развитие общих речевых навыков у дошкольников | Гайворонская Наталья Игоревна. Работа №306686
В статье дается подробная информация о развитии общих речевых навыков у дошкольников, ракрываются основные нарушения дыхания, темпа, ритма и артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи, дается характеристика основных свойств голоса: высота, сила, тембр, интонация, мелодика, определения дыхательных и артикуляционных упражнений, представлены задачи по формированию общих речевых навыков у дошкольников с нарушениями речи, предлагаются рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики, прилагаются простые игры для формирования правильных общеречевых навыков.
«Развитие общих речевых навыков,
посредством игр и упражнением у детей
старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи»
Учитель-логопед Гайворонская Наталья Игоревна
ГБДОУ детский сад № 53 Калининского района
г. Санкт – Петербурга
Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем выше уровень развития речи у ребёнка, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Человек с хорошо сформированной речью легко вступает в общение, понятнее выражает свои мысли и желания, задаёт вопросы, договаривается с партнёрами о совместной деятельности, руководит коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из базовых умений и навыков, определяющих успешное обучение в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.
Так как недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поскольку речь не является врождённой способностью и формируется постепенно, то её развитие зависит от многих причин.
Основой правильного звукопроизношения являются общие речевые навыки. К ним относятся: темп (скорость речи), ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов во фразе), артикуляция (деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги и слова), голос (основные его качества – сила и высота), дикция (степень отчётливости в произношении слов), словопроизношение (чёткое произношение гласных), речевое дыхание (основные качества – длительность и интенсивность), выразительность произношения - интонация (то есть произношение с чувством), ударение (смысловое выделение звука в слове или слова во фразе путём усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения).
Чтобы научить ребенка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией.
С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс.
Дыхание необходимо человеку для поддержания жизни. Дыхательные движения (вдох и выдох) происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга. Вдох и выдох совершаются благодаря действию соответствующих мышц. Обычное дыхание не требует участия воли и происходит автоматически. При спокойном дыхании у здоровых людей воздух вдыхается и выдыхается через нос. При речи требуется в 3 – 4 раза больше воздуха, для прохождения которого носовых ходов оказывается недостаточно, и при вдохе которого он поступает в организм через нос и открытый рот.
При вдохе вследствие действия вдыхательных мышц грудная клетка приподнимается и расширяется, а брюшная стенка пассивно выступает вперёд в связи с тем, что диафрагма опускается и оттесняет органы брюшной полости вниз. Диафрагма является вдыхательной мышцей. Она поперечнополосатая, и её действиями можно управлять усилиями воли. В обычных условиях движения диафрагмы при вдохе автоматические, при выдохе она расслабляется и отходит в глубину брюшной полости под влиянием других (выдыхательных) мышц.
Мышцы, участвующие во вдохе и выдохе, работают согласованно по принципу мышц – антагонистов. У одних индивидуумов (женщин) в дыхании больше участвуют мышцы грудной клетки, приводящие её в движение, у других – система диафрагма – брюшной пресс. Это различие послужило основанием для выделения различных типов дыхания:
- ключичное (клавикулярное, верхнегрудное)
-нижнегрудное, нижнерёберное, или диафрагмальное (костоабдоминальное,
грудодиафрагмальное)
- брюшное (абдоминальное)
При ключичном дыхании экскурсии грудной клетки совершаются за счёт расширения и приподнимания её верхней части, брюшная стенка во время вдоха втягивается. При нижнегрудном дыхании вдох производится за счёт расширения и приподнимания нижней части грудной клетки. Этот тип дыхания не самостоятельный, так как в процесс дыхания включается диафрагма. Он является вариантом нижнерёберного, или диафрагмального, наиболее распространённого типа дыхания. Брюшное дыхание характеризуется неподвижной грудной клеткой и некоторым выпячиванием брюшной стенки вперёд во время вдоха.
При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень её участия максимальна при нижнерёберном и минимальна при верхнерёберном дыхании. Наиболее целесообразным для речи является нижнерёберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности. Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса.
Дыхание ребёнка в своём развитии сильно изменяется. У новорождённого из-за почти перпендикулярного положения рёбер в отношении позвоночника грудная клетка приподнята (рёбра не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяется – действует только диафрагмальное дыхание. Но с дальнейшим развитием ребёнка рёбра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3 – 7 годам создаются условия для грудного дыхания, сочетающегося с диафрагмальным. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим. Всё же так как у дошкольника рёбра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно. С 7 лет у мальчиков снова развивается диафрагмальное дыхание, у девочек же остаётся без изменения.
Дыхание из очень частого постепенно переходит к более редкому. С 8 лет девочки дышат несколько чаще мальчиков. У детей от 2 недель до 6 месяцев число вдохов и выдохов в минуту 25 – 30; от 10 до 15 лет – 18 – 22; у взрослых – 15 – 16.
Учащённый дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что в свою очередь ведёт к искажению звуков.
Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребёнка, недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры ещё более учащают пульс дыхания, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенства речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Полное урегулирование дыхания достигается лишь к 15 – 18 годам.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких,
стеснительных.
Неэкономное и неравномерное распределение
выдыхаемого
воздуха
.
В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (
мы с мамой пой
- (вдох) –
дём
гулять
).
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время – в прогулки.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.
Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного дыхания при активном участии диафрагмы.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 секунды.
Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона.
Недочёты детского дыхания преодолеваются:
развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха,
выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем, отчасти и через гимнастику.
Для развития дыхания ребёнка пользуются следующими методами:
Дыхательные игры
- на развитие длительного плавного выдоха;
- на развитие сильного плавного выдоха;
- на чередование длительного плавного и сильного выдоха;
- на развитие правильного полного вдоха;
- на развитие речевого дыхания
Дыхательная гимнастика
Задачи гимнастики: освоить технику диафрагмально – рёберного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определённые речевые отрезки, диктуемые логикой.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
- Осваивать технику дыхательных упражнений в положении лёжа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лёжа на спине – это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лёжа, необходимо продолжить тренировки, сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
- Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
- Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было ещё немного «добрать». Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в лёгких. Выдох естественный, экономный, без усилий.
- Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные). На одном выдохе произносить не больше 3 – 4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
- В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжить фразу после вдоха.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе – не опускались.
- Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, и некоторое время проводятся без речи. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал.
Упражнения приводятся в порядке усложнения:
Статические упражнения
- упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
- упражнения для воспитания навыков правильного выдоха;
- упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом;
- упражнения для формирования навыков носового дыхания.
Дыхательные упражнения с движениями
Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
Занятия по проведению гимнастики ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребёнком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определённой длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведётся воспитание движений собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз).
Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно – прямо и мгновенно, передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.
Голос – это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, представляющего собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании. Голосовой аппарат включает четыре основные части: гортань – генератор звука; надставную, резонаторную, часть – глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетический аппарат – трахея, бронхи, лёгкие и дыхательная мышца (диафрагма); артикуляционный аппарат – ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо. Голосовой аппарат – сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга.
Голос даёт возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий, способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, своё отношение к окружающим событиям.
Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.
Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает её певучей, мягкой, мелодичной.
Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.
Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), обеспечивается за счёт присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придаёт речи каждого человека индивидуальное звучание. Эти свойства голоса вместе с интонацией определяет характер звукового оформления речи.
Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.
Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.
Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплён к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твёрдым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твёрдому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объём полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперёд (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м’, н, н’. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идёт только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’, н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться, правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребёнка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
От активной и правильной работы артикуляционного аппарата зависит ясность и чистота произношения, четкость и разборчивость (дикция).
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с её мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.
Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Исследователь Р.В. Тонкова-Ямпольская отмечает, что уже на стадии гуления, дети передают типы интонаций, которые наиболее часто употребляются взрослыми.
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему, выражать различные чувства. На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, а также тембр и паузы.
Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придаёт речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
Мелодика проявляется в повышении и понижении тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развёрнутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи.
Формально мелодика речи создаётся повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.
Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учётом пауз между речевыми отрезками.
Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса).
Фразовое и логическое ударение – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряжённостью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия; от грамматического строения, положения слова во фразе или её отдельной части; от различных психологических моментов.
Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный – весёлый, мрачный – светлый тембр и т. д.).
Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи – сообразно её ритмическому строению. Различают паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.
Просодические компоненты речи определяют её выразительность, разборчивость, способствуют эмоциональному воздействию на слушателей, в связи с чем развитию выразительных средств общения в дошкольном придается большое значение.
Задачи работы по развитию общих речевых навыков:
1 – год обучения
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.
Воспитывать выработку правильного темпа речи.
Развивать чёткость дикции, ритмичность
и интонационною
выразительностью речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании
потешек
, стихов, при выполнении подвижных упражнений с движением.
2 – год обучения
Продолжать
развивать речевое
дыхание и длительный речевой выдох на материале предложений и стихотворных текстов.
Продолжать формировать правильную
голосоподачу
и плавность речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
Совершенствовать умение произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.
Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизациях.
Учить детей говорить в спокойном темпе.
Совершенствовать чёткость дикции, побуждать использование интонационной выразительности речи в повседневном общении.
Предлагаю простые игры, которые можно использовать для развития общеречевых навыков.
Игра «Посуши одежду»
Цель.
Развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование.
Верёвка, бумажные предметы одежды (рубашка, юбка, платье, сарафан, свитер, шарфик).
Описание игры.
Детям раздают бумажные предметы одежды, они должны подуть на них. Набирая, воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Дуть нужно длительно и плавно, но, не надувая щёк.
Логопед: «Сколько мы белья постирали. Будем на верёвочку развешивать». (Ставит на стол две устойчивые подставки с верёвкой). Просит назвать каждый предмет одежды. Логопед: «Чтобы одежда быстро высохла, нужен ветер. Превращаемся в ветерок, сушим одежду. Встали прямо, вдохнули через нос и медленно выдохнули через рот».
Игра «Матч»
Цель:
Развивать умение чередовать длительный плавный и сильный выдох.
Оборудование:
Коробка из-под конфет оборудована как «хоккейное поле», трубочки для коктейля – «клюшки», 2-3 горошины и 2-3 ореха – «игроки».
Описание
игры:
На
«хоккейном поле» разложены «игроки» (орехи и горох). Детям предлагается подуть через трубочку для коктейля на орех или горох и задуть в ворота. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника.
Игра «Цирк»
Цель:
Развивать длительный плавный выдох.
Оборудование:
новогодние трубочки-шутки.
Описание игры:
Детям предлагается подуть в трубочку, под действием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
Логопед: «Мы пришли на Новогоднее представление в цирк. Смотрите, какие весёлые клоуны нас встречают! Подуй в трубочку и увидишь, какой длинный язычок у клоуна».
Игра «Фасолевые бега»
Цель:
Развивать выработку сильной непрерывной струи, идущей по середине языка.
Оборудование:
коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для «бегунов» - «
фасолинок
», горошинок, трубочки для коктейля.
Описание игры:
На край дорожки выкладывается фасоль, горох. Детям предлагается подуть на «бегуна» из трубочки.
Логопед: «Налетел сильный ветер и «бегуны» быстро устремились к финишу».
Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
Игра «Облака»
Цель:
Развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
облака с изображением различными мимическими выражениями.
Описание игры:
Логопед предлагает ребёнку произнести фразу с той интонацией, какую видит на изображении мимического выражения облака.
Игра «Эмоциональный кубик»
Цель:
Развивать умение использовать различные виды интонаций.
Оборудование:
кубик с изображением различных эмоциональных состояний
Описание:
1-вариант:
Логопед предлагает ребёнку прослушать фразу и произнести её с той интонацией, эмоциональное состояние которой соответствует изображению на стороне кубика.
2-вариант:
Логопед просит ребёнка придумать фразу с выпавшей на кубике или заданной логопедом интонацией.
Игра «Гости»
Цель:
Развивать чувство ритма.
Описание игры:
Логопед: «Прослушай и повтори так же».
Пришли к нам гости на порог,
В дверь стучат: «Тук – тук – тук»
(ребёнку предлагается повторить ритмический рисунок)
Звенит звонок: «З-З-З – З-З – З-З-З»
Отворяет дверь: «Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп»
Приглашаем гостей в дом: «Топ-топ – топ»
Вместе с ними попоём: «Ля-ля-ля-ля-ля».