Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие одарённости младших школьнтков ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Куренная Ольга Григорьевна
 

Педагогический проект

 

« Развитие одарённости младших школьников

 

 через театральную деятельность

 

 на базе МБОУ «СОШ№13» г.Владивостока»

 

 

 

 

 

                                                           Введение.

 

                           

 

 

 

                        «Одарённость человека- это маленький                   росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий

 

к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос

 

 и дал обильный плод»

 

В.А.Сухомлинский

 

Выявление одарённых детей должно начинаться  в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших задач  деятельности учителя.

 

 

 

       Цель  организации работы с одаренными детьми:

 

Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах  деятельности.

 

       Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант через расширение возможностей.      Создать условия для выявления , поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, а также создание условий для оптимального развития ребёнка в интересах личности, общества и государства,  способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

 

         Огромную  радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети,  очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию –сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

 

    Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

 

         Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Школьник  становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

 

        Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

 

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

 

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

 

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

 

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

 

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

 

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

 

 

 

 

II  Блок реализации программы (методологический блок     организации деятельности)

 

                                          Актуальность.

 

 

 

    В основе программы лежит идея использования потенциала театрального направления, позволяющего развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

 

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

 

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Программа даёт возможность выразить детям свои эмоции через театральные постановки, передать и получить эмоции от других, найти единомышленников.

 

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

 

                                          Проблема.

 

В настоящий момент в школе отсутствует система дополнительного образования по развитию одаренности школьников. Театральное направление в системе дополнительного образования школы должно быть не целью обучения, а способом познания связей человека с действительностью, их взаимоотношения, развития  личности. Необходимость расширять опыт школьников, если мы хотим создать достаточно прочные основы для их  творческой деятельности.

 

 

 

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

 

 Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению,  превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 

          Чтобы реализовать главную задачу, помощь одаренному ребенку в своевременном  проявлении  развития  своего  таланта   через расширение возможностей, необходимо выполнить

 

задачи , в рамках данной программы :

 

1.      Создание  условий для выявления , поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, а также создание условий для оптимального развития ребёнка в интересах личности, общества и государства. Прививать любовь к сценическому искусству, знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

 

2.     Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства, поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

 

3.     Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 

4.       Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

 

5.     Совершенствовать память,  внимание,  наблюдательность,  мышление, воображение, быстроту реакции,  инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

 

6. Учить действовать на сценической площадке естественно. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 

7. Развитие речевой культуры.

 

 Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.

 

 

 

8.     Развитие эстетического вкуса.

 

9.     Воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

 

 

 

                 Программа рассчитана для учащихся начальных классов, на 1 год обучения.

 

На реализацию театрального курса  отводится 34 ч в год ( 1 час в неделю). Занятия проводятся по 60 минут.

 

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы  Интерет-ресурсы.

 

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

 

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной

 

«Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

 

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

 

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

 

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

 

 

 

Площадка программы дополнительного образования «В мире театра» включает следующие  три модуля:

 

1. Я открываю себя.

 

2. Я меняю мир.

 

3. Я познаю себя через другого.

 

                     Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 

Формы работы:

 

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

 

Основными формами проведения занятий являются:

 

ü театральные игры;

 

ü  конкурсы;

 

ü  викторины;

 

ü беседы;

 

ü спектакли;

 

ü праздники.

 

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

 

Методы работы:

 

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

 

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

 

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

 

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

 

 

 

Формы контроля

 

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

 

ü текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

 

ü промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

 

ü итоговый – открытые занятия, спектакли.

 

 

 

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы:

 

Обучающиеся должны знать

 

ü правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

 

ü виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

 

ü чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

 

ü наизусть стихотворения русских авторов.

 

Обучающиеся должны уметь

 

ü владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

 

ü действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

 

ü произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

 

ü произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

 

ü произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

 

ü читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

 

ü строить диалог с партнером на заданную тему;

 

ü подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

 

 

 

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

 

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

 

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:

 

Личностные результаты.

 

У учеников будут сформированы:

 

ü потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

 

ü целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

 

ü этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

 

ü осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

 

Обучающийся научится:

 

ü понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

 

ü планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

 

ü осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

 

ü анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

 

Познавательные УУД:

 

Обучающийся научится:

 

ü пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

 

ü понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 

ü проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

 

Коммуникативные УУД:

 

Обучающийся научится:

 

ü включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

 

ü работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

 

ü обращаться за помощью;

 

ü формулировать свои затруднения;

 

ü предлагать помощь и сотрудничество;

 

ü слушать собеседника;

 

ü договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

 

ü формулировать собственное мнение и позицию;

 

ü осуществлять взаимный контроль;

 

ü адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты:

 

Учащиеся научатся:

 

ü читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

 

ü выразительному чтению;

 

ü различать произведения по жанру;

 

ü развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

 

ü видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

 

ü сочинять этюды по сказкам;

 

ü умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

 

 

                                               Учебный план

 

Площадка программы дополнительного образования «В мире театра» включает следующие  три модуля:

 

1. Я открываю себя.

 

2. Я меняю мир.

 

3. Я познаю себя через другого.

 

 

 

Разделы программы

Кол-во часов

     1 МОДУЛЬ.       Я открываю себя.

1

Введение

1

2

Культура и техника речи

4

 

2 МОДУЛЬ.       Я меняю мир.

3

Ритмопластика

7

4

Этика и этикет

4

 

3 МОДУЛЬ.

 Я познаю себя через другого.

5

Театральная игра

19

 

Всего часов

34

 

 

 

Основные направления работы с детьми

 

Театральная игра предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях,это самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 

 

 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.  В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

 

 

 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

 

Этика и этикет включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

Методологические принципы

 

В основу программы кружка « В мире театра» вложены следующие принципы:

 

Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

 

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

 

Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.

 

Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,

 

т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в

 

конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно

 

учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в

 

ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его

 

саморазвитию.

 

3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.

 

Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)

 

активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-

 

тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,

 

когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение

 

в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт

 

о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

 

4. Принцип реальности и практического применения.

 

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку

 

как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение

 

правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,

 

работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое

 

найдут применение в жизни каждого ребёнка.

 

Программное содержание

 

Содержание всей программы дополнительного образования  подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 5 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.

 

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

 

Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей один раз в неделю по 60 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

 

Курс программы имеет объём 34 часа, включая теоретические и практические занятия.

 

В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.

 

 

 

 Содержание программы

 

 

 

1час в неделю, 34часов в год

 

Предполагаемый результат:

 

- раскрытие творческого потенциала личности;

 

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

 

Трёхмодульная площадка программы дополнительного образования «В мире театра»

 

Раздел : «Я открываю себя» (исследовательская деятельность)

 - Как выразить свои эмоции через театральные постановки?

 

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

 

1

·         Введение .   Слушание, чтение и рассказывание сказок.

·         Виды говорения: диалог и монолог.

·         Мимика и жесты. Сценки без слов.

1

 

 

2

·         Культура и техника речи .  Понятие «общение», говорить и слушать.

·         Сочинение небольших сказок и рассказов.

3

 

 

 

·         Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

·         Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.

·         Считалки. Скороговорки и  поговорки.

·         Русские народные басни. Русские народные игры.

·          Докучные сказки. Сказки, присказки. Игры в загадки

·         Русские народные песенки. Потешки, дразнилки, небылицы.

3

 

 

Раздел : «Я меняю мир» (индивидуальный модуль)

- Как передать свои эмоции другим?

 

 

Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений.

1

 

 

 

Испытание пантомимой. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1

 

 

 

Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

1

 

 

 

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1

 

 

 

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»)

1

 

 

 

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

1

 

 

 

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1

 

 

 

Знакомство со сценарием сказки в стихах .

1

 

 

 

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 

 

 

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

 

 

 

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

 

 

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел : «Я познаю себя через другого» (коллективный модуль)

- Как эмоции объединяют людей?

 

 

·         Театральная игра    Что такое театр. Виды театров. Искусство скоморохов.

1

 

 

 

·         Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Театральные профессии. Игра актёров.

·         Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

·         Театральная афиша, театральная программка.

1

 

 

 

·         Виды театрального искусства. Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

 

 

 

 

·         Сценические этюды на воображение.

·         Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

·         Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

2

 

 

 

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

2

 

 

 

Чтение и обсуждение инсценировки по русской народной  сказке « Волк и семеро козлят». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

1

 

 

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

5

 

 

 

Спектакль по русской народной сказке  «Волк и семеро козлят».

1

 

 

 

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

1

 

 

 

Отчётное выступление.

1

 

 

 

 

 

Спектакли для постановки:

 

·         Спектакль «Русалочка».

 

·         «Дюймовочка»

 

·         «Волк и семеро козлят»

 

·         «Вредные советы»

 

 

 

                                                  V  Заключение

 

Планируемые результаты

 

Предполагаемые умения и навыки детей

 

 

 

 «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе»

 

(Л. С. Выготский).

 

            В результате реализации программы театрального кружка должно обеспечиваться достижение обучающимися тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в постановке театрализованных представлений, а также некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность,  формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

 

К концу первого года занятий ребёнок

 

Знает:

 

1.      Что такое театр?

 

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

 

3.      С чего зародился театр.

 

4.      Какие виды театров существуют.

 

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

 

Имеет понятия:

 

1.      Об элементарных технических средствах сцены.

 

2.      Об оформлении сцены.

 

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

 

Умеет:

 

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу.

 

2.      Образно мыслить.

 

3.      Концентрировать внимание.

 

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

 

Приобретает навыки:

 

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

 

2.      Элементарного актёрского мастерства.

 

3.      Образного восприятия окружающего мира.

 

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

 

5.      Коллективного творчества.

 

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые умения и навыки детей

 

 

 

1.     Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

 

2.     Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

 

3.     Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

 

4.     Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

 

5.     Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

 

6.     Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

 

7.     Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

 

8.     Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

 

9.     Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

 

10. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

 

11. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

 

12. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

 

13. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

 

14. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

 

 

 

                                                           Введение.

 

                           

 

 

 

                        «Одарённость человека- это маленький                   росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий

 

к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос

 

 и дал обильный плод»

 

В.А.Сухомлинский

 

Выявление одарённых детей должно начинаться  в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших задач  деятельности учителя.

 

 

 

       Цель  организации работы с одаренными детьми:

 

Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах  деятельности.

 

       Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант через расширение возможностей.      Создать условия для выявления , поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, а также создание условий для оптимального развития ребёнка в интересах личности, общества и государства,  способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

 

         Огромную  радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети,  очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию –сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

 

    Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

 

         Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Школьник  становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

 

        Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

 

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

 

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

 

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

 

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

 

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

 

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

 

 

 

 

II  Блок реализации программы (методологический блок     организации деятельности)

 

                                          Актуальность.

 

 

 

    В основе программы лежит идея использования потенциала театрального направления, позволяющего развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

 

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

 

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Программа даёт возможность выразить детям свои эмоции через театральные постановки, передать и получить эмоции от других, найти единомышленников.

 

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

 

                                          Проблема.

 

В настоящий момент в школе отсутствует система дополнительного образования по развитию одаренности школьников. Театральное направление в системе дополнительного образования школы должно быть не целью обучения, а способом познания связей человека с действительностью, их взаимоотношения, развития  личности. Необходимость расширять опыт школьников, если мы хотим создать достаточно прочные основы для их  творческой деятельности.

 

 

 

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

 

 Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению,  превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 

          Чтобы реализовать главную задачу, помощь одаренному ребенку в своевременном  проявлении  развития  своего  таланта   через расширение возможностей, необходимо выполнить

 

задачи , в рамках данной программы :

 

6.      Создание  условий для выявления , поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, а также создание условий для оптимального развития ребёнка в интересах личности, общества и государства. Прививать любовь к сценическому искусству, знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

 

7.     Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства, поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

 

8.     Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 

9.       Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

 

10. Совершенствовать память,  внимание,  наблюдательность,  мышление, воображение, быстроту реакции,  инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

 

6. Учить действовать на сценической площадке естественно. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 

7. Развитие речевой культуры.

 

 Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.

 

 

 

10. Развитие эстетического вкуса.

 

11. Воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

 

 

 

                 Программа рассчитана для учащихся начальных классов, на 1 год обучения.

 

На реализацию театрального курса  отводится 34 ч в год ( 1 час в неделю). Занятия проводятся по 60 минут.

 

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы  Интерет-ресурсы.

 

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

 

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной

 

«Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

 

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

 

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

 

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

 

 

 

Площадка программы дополнительного образования «В мире театра» включает следующие  три модуля:

 

1. Я открываю себя.

 

2. Я меняю мир.

 

3. Я познаю себя через другого.

 

                     Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 

Формы работы:

 

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

 

Основными формами проведения занятий являются:

 

ü театральные игры;

 

ü  конкурсы;

 

ü  викторины;

 

ü беседы;

 

ü спектакли;

 

ü праздники.

 

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

 

Методы работы:

 

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

 

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

 

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

 

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

 

 

 

Формы контроля

 

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

 

ü текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

 

ü промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

 

ü итоговый – открытые занятия, спектакли.

 

 

 

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы:

 

Обучающиеся должны знать

 

ü правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

 

ü виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

 

ü чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

 

ü наизусть стихотворения русских авторов.

 

Обучающиеся должны уметь

 

ü владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

 

ü действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

 

ü произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

 

ü произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

 

ü произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

 

ü читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

 

ü строить диалог с партнером на заданную тему;

 

ü подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

 

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

 

 

 

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

 

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

 

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:

 

Личностные результаты.

 

У учеников будут сформированы:

 

ü потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

 

ü целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

 

ü этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

 

ü осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

 

Обучающийся научится:

 

ü понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

 

ü планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

 

ü осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

 

ü анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

 

Познавательные УУД:

 

Обучающийся научится:

 

ü пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

 

ü понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 

ü проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

 

Коммуникативные УУД:

 

Обучающийся научится:

 

ü включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

 

ü работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

 

ü обращаться за помощью;

 

ü формулировать свои затруднения;

 

ü предлагать помощь и сотрудничество;

 

ü слушать собеседника;

 

ü договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

 

ü формулировать собственное мнение и позицию;

 

ü осуществлять взаимный контроль;

 

ü адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты:

 

Учащиеся научатся:

 

ü читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

 

ü выразительному чтению;

 

ü различать произведения по жанру;

 

ü развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

 

ü видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

 

ü сочинять этюды по сказкам;

 

ü умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

 

 

                                               Учебный план

 

Площадка программы дополнительного образования «В мире театра» включает следующие  три модуля:

 

1. Я открываю себя.

 

2. Я меняю мир.

 

3. Я познаю себя через другого.

 

 

 

Разделы программы

Кол-во часов

     1 МОДУЛЬ.       Я открываю себя.

1

Введение

1

2

Культура и техника речи

4

 

2 МОДУЛЬ.       Я меняю мир.

3

Ритмопластика

7

4

Этика и этикет

4

 

3 МОДУЛЬ.

 Я познаю себя через другого.

5

Театральная игра

19

 

Всего часов

34

 

 

 

Основные направления работы с детьми

 

Театральная игра предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях,это самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 

 

 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.  В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

 

 

 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

 

Этика и этикет включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

Методологические принципы

 

В основу программы кружка « В мире театра» вложены следующие принципы:

 

Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

 

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

 

Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.

 

Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,

 

т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в

 

конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно

 

учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в

 

ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его

 

саморазвитию.

 

3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.

 

Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)

 

активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-

 

тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,

 

когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение

 

в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт

 

о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

 

4. Принцип реальности и практического применения.

 

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку

 

как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение

 

правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,

 

работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое

 

найдут применение в жизни каждого ребёнка.

 

Программное содержание

 

Содержание всей программы дополнительного образования  подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 5 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.

 

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

 

Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей один раз в неделю по 60 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

 

Курс программы имеет объём 34 часа, включая теоретические и практические занятия.

 

В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.

 

 

 

 Содержание программы

 

 

 

1час в неделю, 34часов в год

 

Предполагаемый результат:

 

- раскрытие творческого потенциала личности;

 

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

 

Трёхмодульная площадка программы дополнительного образования «В мире театра»

 

Раздел : «Я открываю себя» (исследовательская деятельность)

 - Как выразить свои эмоции через театральные постановки?

 

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

 

1

·         Введение .   Слушание, чтение и рассказывание сказок.

·         Виды говорения: диалог и монолог.

·         Мимика и жесты. Сценки без слов.

1

 

 

2

·         Культура и техника речи .  Понятие «общение», говорить и слушать.

·         Сочинение небольших сказок и рассказов.

3

 

 

 

·         Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

·         Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.

·         Считалки. Скороговорки и  поговорки.

·         Русские народные басни. Русские народные игры.

·          Докучные сказки. Сказки, присказки. Игры в загадки

·         Русские народные песенки. Потешки, дразнилки, небылицы.

3

 

 

Раздел : «Я меняю мир» (индивидуальный модуль)

- Как передать свои эмоции другим?

 

 

Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений.

1

 

 

 

Испытание пантомимой. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1

 

 

 

Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

1

 

 

 

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1

 

 

 

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»)

1

 

 

 

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

1

 

 

 

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1

 

 

 

Знакомство со сценарием сказки в стихах .

1

 

 

 

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 

 

 

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

 

 

 

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

 

 

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел : «Я познаю себя через другого» (коллективный модуль)

- Как эмоции объединяют людей?

 

 

·         Театральная игра    Что такое театр. Виды театров. Искусство скоморохов.

1

 

 

 

·         Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Театральные профессии. Игра актёров.

·         Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

·         Театральная афиша, театральная программка.

1

 

 

 

·         Виды театрального искусства. Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

 

 

 

 

·         Сценические этюды на воображение.

·         Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

·         Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

2

 

 

 

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

2

 

 

 

Чтение и обсуждение инсценировки по русской народной  сказке « Волк и семеро козлят». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

1

 

 

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

5

 

 

 

Спектакль по русской народной сказке  «Волк и семеро козлят».

1

 

 

 

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

1

 

 

 

Отчётное выступление.

1

 

 

 

 

 

Спектакли для постановки:

 

·         Спектакль «Русалочка».

 

·         «Дюймовочка»

 

·         «Волк и семеро козлят»

 

·         «Вредные советы»

 

 

 

                                                  V  Заключение

 

Планируемые результаты

 

Предполагаемые умения и навыки детей

 

 

 

 «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе»

 

(Л. С. Выготский).

 

            В результате реализации программы театрального кружка должно обеспечиваться достижение обучающимися тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в постановке театрализованных представлений, а также знание о себе и об окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность,  формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

 

К концу первого года занятий ребёнок

 

Знает:

 

1.      Что такое театр?

 

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

 

3.      С чего зародился театр.

 

4.      Какие виды театров существуют.

 

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

 

Имеет понятия:

 

1.      Об элементарных технических средствах сцены.

 

2.      Об оформлении сцены.

 

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

 

Умеет:

 

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу.

 

2.      Образно мыслить.

 

3.      Концентрировать внимание.

 

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

 

Приобретает навыки:

 

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

 

2.      Элементарного актёрского мастерства.

 

3.      Образного восприятия окружающего мира.

 

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

 

5.      Коллективного творчества.

 

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые умения и навыки детей

 

 

 

15. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

 

16. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

 

17. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

 

18. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

 

19. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

 

20. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

 

21. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

 

22. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

 

23. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

 

24. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

 

25. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

 

26. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

 

27. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

 

28. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×