Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие операций мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе конструирования архитектурных сооружений | Жалялетдинова Эльвира Ринатовна. Работа №269495

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Жалялетдинова Эльвира Ринатовна
Старший дошкольный возраст – благоприятный период для развития операций мышления, таких как аналитико-синтетическая деятельность. Уже в дошкольном возрасте ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Развитие операций мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе конструирования архитектурных сооружений.

Автор: Жалялетдинова Эльвира Ринатовна

Данная тема представляет особую актуальность, так как подчеркивается огромным творческим потенциалом и неисчерпаемыми возможностями конструирования, которые позволяют захватить все стороны развития ребенка, а изучение дошкольником моделей и макетов архитектурных сооружений способствует тому, что развитие мыслительных процессов будет осуществляться целенаправленно.

Мыслительные процессы являются инструментом познания  человеком окружающей действительности, поэтому формирование логических операций – это важный фактор становления всесторонне развитой личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из центральных задач в дошкольном образовании является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». [1]

Старший дошкольный возраст – благоприятный период для развития операций мышления, таких как аналитико-синтетическая деятельность. Уже в дошкольном возрасте ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Именно конструирование является тем видом продуктивной деятельности, в котором ребенок наиболее полно может развить такие операции мышления, как анализ, обобщение, сравнение, синтез и др.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. В процессе практического опыта он познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, пытается создать похожие конструкции по фотографиям, схемам, чертежам, моделям. Рассуждая над схемой о том, какие детали могут использоваться в той, или иной конструкции, какие части необходимо выделить в чертеже, ребенок активно мыслит, анализирует, синтезирует. Таким образом, конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте является одним из эффективных средств развития операций мышления.

Изучением мыслительных процессов занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, О.В. Хухлаева. Подчеркнули возможности развития конструирования, такие ученые, как Л. В. Куцакова, З. В. Лиштван, И.В. Новикова, С. В. Погодина и др. [2, 3, 4]

Для того, чтобы убедиться в том, что для развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста можно использовать средства конструирования архитектурных сооружений, для начала необходимо использовать следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, анализ и синтез, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, наблюдение, беседа, изучение творческих работ детей старшего дошкольного возраста.

Так же рекомендуется разработать материал и организовать ряд мероприятий для выявления условий развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования архитектурных сооружений:

- конспекты педагогических мероприятий по развитию операций мышления детей старшей группы средствами конструирования;

- перспективное планирование по ознакомлению детей младшей группы с предметами ближайшего окружения;

- методические рекомендации для воспитателей по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования;

- наглядные пособия (чертежи, схемы, фотографии) по обучению конструированию;

- выставочные экспозиции построек и сооружений.

В ходе исследования планируется получить следующие результаты:

- детьми используются разнообразные формы организации («Архитектурное бюро», «Игра-путешествие в необычный город» и др.) и методы обучения конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста: игровые и проблемные ситуации («Заболел архитектор», «Не хватает строителей»), дидактические игры («Что сначала – что потом», «Собери здание по схеме», «Что изменилось?», «Найди такой же (дом, здание, элемент)»);

- основу построек детей составляют разнообразные архитектурные сооружения, созданные на основе анализа существующих зданий и сооружений, который осуществляется в процессе рассматривания фотографий и рисунков; виртуального и реального знакомства в ходе экскурсий;

- в процессе создания построек, сооружений используется все разнообразие строительного и бросового материала, который подбирается на основе анализа, синтеза и сравнения по принципу сходства с настоящими материалами в заданной постройке.

Подводя итог, можно сказать, что для выявления условий развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста целесообразно включать в деятельность детей средства конструирования архитектурных сооружений.

Данная статья может иметь ценность для практикующих воспитателей.

Список используемой литературы

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). – Москва: Сфера, 2014. – 52 с.

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. — Москва

:

Издательство

Юрайт

, 2020. — 160

с

. — (

Антология

мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст

:

электронный // ЭБС

Юрайт

[сайт]. — URL:

https://urait.ru/bcode/452935

Куцакова

, Л. В. Конструирование из строительного материала [Текст]: Старшая группа / Л. В.

Куцакова

. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 64 с.

Лиштван

, 3. В. Конструирование [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. — Москва: Просвещение, 1981. — 159 с.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.Е.

Вераксы

, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное),

испр

. и доп.— Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×