Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие орфографической зоркости у младших школьников | Гришечко Юлия Александровна. Работа №347467. Номер работы: №347467

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования орфографической зоркости у младших школьников как одного из ключевых компонентов грамотности. Орфографическая зоркость способствует развитию у детей внимательности к языковым особенностям, помогает им избежать типичных ошибок при письме и повысить уровень орфографической грамотности. В статье представлены основные методы и приёмы работы учителя, направленные на развитие орфографической зоркости у младших школьников, такие как использование игровых методов, зрительных диктантов и работы с орфограммами. Рассматриваются психологические и педагогические аспекты формирования орфографической зоркости и предложены практические рекомендации для учителей начальных классов.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, младшие школьники, орфограмма, орфографическая грамотность, зрительный диктант, игровые методы.

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Гришечко Юлия Александровна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ 2, г. Салехард

 

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования орфографической зоркости у младших школьников как одного из ключевых компонентов грамотности. Орфографическая зоркость способствует развитию у детей внимательности к языковым особенностям, помогает им избежать типичных ошибок при письме и повысить уровень орфографической грамотности. В статье представлены основные методы и приёмы работы учителя, направленные на развитие орфографической зоркости у младших школьников, такие как использование игровых методов, зрительных диктантов и работы с орфограммами. Рассматриваются психологические и педагогические аспекты формирования орфографической зоркости и предложены практические рекомендации для учителей начальных классов.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, младшие школьники, орфограмма, орфографическая грамотность, зрительный диктант, игровые методы.

Орфографическая зоркость представляет собой способность ребёнка различать орфограммы в тексте, осознавать их роль и применять правила правописания. Это качество напрямую связано с развитием общей грамотности и успешностью обучения на всех уровнях образования. Формирование орфографической зоркости особенно важно в начальной школе, так как на этом этапе дети начинают осваивать основные правила русского языка и формировать свои навыки письменной речи. Важность работы над орфографической зоркостью отмечается многими исследователями, так как она помогает школьникам не только механически запоминать правила, но и осмысленно подходить к их применению.

В начальной школе обучение правописанию строится на основе фонетико-графических упражнений, что способствует развитию орфографической зоркости. Однако одного лишь изучения правил недостаточно для формирования устойчивых навыков. Необходимо развивать у детей способность анализировать написанное слово, выделять орфограммы и контролировать свою орфографическую грамотность.

Одним из основных методов формирования орфографической зоркости является работа с орфограммами, которые дети должны уметь находить и правильно писать. Важно приучать учеников к тому, чтобы они не только механически запоминали правила, но и самостоятельно находили трудные места в словах, анализировали их структуру и применяли правила осознанно.

Игровые методы также являются эффективным инструментом для развития орфографической зоркости. Игры позволяют младшим школьникам усваивать сложные правила в непринужденной обстановке. Например, использование игры "Найди орфограмму" помогает детям лучше понять, какие буквы в словах подлежат проверке. Подобные игры развивают наблюдательность и внимательность, что способствует лучшему усвоению материала.

Приёмы и методы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительные диктанты

Зрительные диктанты занимают важное место в системе работы по формированию орфографической зоркости. Суть метода заключается в том, что детям предлагают текст для кратковременного запоминания, после чего они должны воспроизвести его по памяти. Это упражнение развивает у школьников зрительную память, помогает лучше запоминать орфограммы и их написание. Включение зрительных диктантов в уроки русского языка способствует более осознанному восприятию орфограмм.

2. Работа с орфографическими карточками

Орфографические карточки содержат слова с пропущенными буквами, которые необходимо восстановить, применив нужное правило. Этот метод позволяет детям учиться замечать орфограммы и анализировать их написание. Карточки можно использовать как на уроке, так и в домашних заданиях, что делает этот метод универсальным и удобным для индивидуальной работы.

3. Работа с орфографическими словарями

Орфографический словарь является важным помощником при изучении правил орфографии. Учащиеся должны научиться пользоваться словарём для проверки трудных слов и их написания.

Научить детей правильно работать с орфографическим словарём — одна из задач учителя, которая поможет развить у школьников самостоятельность в проверке своей работы.

4. Орфографические мини-диктанты

Орфографические мини-диктанты помогают сосредоточить внимание детей на конкретных орфографических правилах. В короткие тексты включаются слова с различными орфограммами, которые были изучены ранее. Периодическое проведение таких диктантов способствует закреплению пройденного материала и позволяет своевременно выявлять типичные ошибки, которые допускают школьники.

5. Роль учителя в формировании орфографической зоркости

Важную роль в развитии орфографической зоркости играет сам учитель, который должен не только объяснять правила, но и помогать детям анализировать ошибки и развивать навыки самопроверки. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, поскольку скорость усвоения материала и склонность к ошибкам могут варьироваться. Учитель должен поощрять самостоятельное исправление ошибок, что формирует у ребёнка осознанное отношение к правописанию.

Помимо педагогических приёмов, важен и психологический аспект работы с младшими школьниками. Способность ребёнка замечать орфографические ошибки напрямую зависит от его уровня внимания и усидчивости. Поэтому педагогам необходимо уделять внимание развитию этих качеств. Важно создавать на уроках комфортную атмосферу, где ребёнок не будет бояться делать ошибки, а учитель будет поддерживать позитивное отношение к исправлению и самоконтролю.

В заключение можно отметить, что формирование орфографической зоркости у младших школьников — это сложный, но важный процесс, который требует от учителя применения различных методов и приёмов. Использование зрительных диктантов, орфографических карточек и игр делает уроки более интересными и увлекательными для детей, что повышает их мотивацию к обучению. При систематической работе над орфографической зоркостью школьники начинают осознанно подходить к проверке написанного и самостоятельно исправлять свои ошибки, что является важным этапом в развитии грамотности. Учителю важно учитывать как педагогические, так и психологические аспекты работы, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным.

 

Список литературы

Бондарен

ко А. А. Где прячутся ошибки? // Начальная школа.

2019

.-№12.-С. 12-17

Булохов

В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -

2017

. - №1: С. 11-13.

Завьялова Н.А. Открытые уроки в начальной школе (по системе Д.Б.

Элько

нина

-

В.В.Давыдова

). - Волгоград, 20

20

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×