"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов" | Татьяна Константиновна Киреева. Работа №277576
Автор: Татьяна Константиновна Киреева
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, поэтому я выбрала тему своей работы «Развитие орфографической зоркости». Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебники.
Обобщение опыта работы
по теме
«Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС
учителя начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «ООШ села Озерки
Духовницкого района
Саратовской области»
Киреевой Т.К.
Актуальность:
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, поэтому я выбрала тему своей работы «Развитие орфографической зоркости». Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебники.
Достичь орфографической грамотности можно лишь ежедневным упорным трудом. Известный методист по русскому языку Н. С. Рождественский отмечал: "Когда сам учитель видит в изучаемом учащимися материале систему, он построит занятия так, чтобы при каждом удобном случае можно было установить связь нового со старым, показать основания для того или иного правила, провести сравнение "сомнительных написаний" с несомненными, уже известными ученикам, плотнее и естественнее связать орфографию с грамматикой".
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение "видеть” орфограммы. Как помочь учащимся писать грамотно? Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо задуматься над поиском эффективных способов тренировки орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
Цель:
Целью моей работы является повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка через использование наиболее эффективных приёмов и методов работы по формированию грамотного письма.
Задачи:
Для достижения этой цели я сформулировала следующие задачи:
- изучить эффективные приёмы и применять их на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости у учащихся;
- подобрать систему орфографических разминок, заданий для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма и оформить их в виде методического материала;
- систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде дидактического материала.
Описание технологии
Ведущая идея:
Целью моего педагогического опыта является представление системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся начальной школы на уроках русского языка. Системный подход основан на следующем: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.
Успешность использования педагогического опыта подкрепляется созданием на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, созданием условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.
Описание сути:
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Ушинский К.Д. считал, что творческие упражнения во время работы учащихся наиболее интересны и эффективны, "представляя для них нечто вроде игры в слова".
Профессор Львов М. Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
После изучения теоретического материала я пришла к выводу, что повысить интерес учащихся к работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, использование дополнительного занимательно материала, т. к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.
В своей работе по формированию орфографической зоркости я соблюдаю несколько этапов:
Первый этап.
Обучение постановке ударения. Задания предлагаю такие, где написание не расходится с произношением.
ШАР РЫБА ГРУША СПИЧКИ КРЫЛЬЦО ШУМ КРЫЛО БУМАГА ПУСТЫНЯ АНЯ НОТЫ СУМКА ТЮЛЕНЬ РУБАШКА ИРА КЕДЫ ПАРТА ЛЮСТРА АСЯ ТЮЛЬПАН ДЫНЯ ПОЛКА РАДУГА ДУХОВКА ОЛЯ ПУЛИ ПАПКА СОМ ШНУРОК БУСЫ КРУПА КРЮЧОК БАБУШКА ДЕДУШКА ВУЛКАН ЛЕНА КОТ ШКУРА БОР СТРЕЛКА КАКТУС РЕЧКА ШЛЯПА ТОЧКА УЛИТКА МАРКА ВОЛ НОС РОЗЫ ПОЧКА КУЗНЕЦ БУКАШКА БАНТ ЧАШКА КЛУБНИКА ЛАМПА и т.д.
Второй этап.
Ввожу слова, где написание расходится с произношением.
ТРАВА В ПОЛЕ КРАСИВЫЕ ИГРАЕТ ЗАНЕСЛО ТРАВЯНОЙ СНЕГОПАД и т.д.
Третий этап.
Отрабатываю навыки правописания безударной гласной. Записываем слова с пропуском сомнительных гласных или их подчёркиваем.
МОРОСИЛ НА СПИНЕ ЗИМНИЕ ВЕКОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ ЗАДРЕМАЛИ ИЗДАЛЕКА ОСЕННИЙ ДЕНЁК ИГРАЕТ ПОВАР и т.д.
Четвертый этап.
Отрабатываем умения проверять безударную гласную. Знакомлю детей с орфограммой, когда наблюдается явно неоднозначное произношение и написание.
Использую упражнения на замену букв: Г/о а/РА С/о а/ВА С/о а/СНА ТР/о а/ПА ГР/о а/ЗА и др. Эти упражнения выполняем на доске. Ученики при этом имеют возможность доказать необходимость нужной гласной.
Пятый этап.
Восприятие орфограммы на слух. Использую для выполнения таких упражнений объяснительные и выборочные диктанты.
От того, насколько правильно будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе, зависит дальнейшее обучение ребёнка. Вот почему в работе при обучении младших школьников русскому языку важна установка на безошибочное письмо.
Приведу некоторые эффективные приёмы, которые я использую на своих уроках для развития орфографической зоркости.
Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
Внимательно прочитай предложение.
Повтори
его
не заглядывая в текст.
Подчеркни в предложении все орфограммы.
Прочитай предложение орфографически.
Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Также я рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке (до 5 минут), на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание я уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Пример:
Разве можно без улыбки
видеть Лёнины ошибки.
«Налител я на сугроп
и расшыб сиводня лоп,
очень болно и обидно,
глас под шышкою не видно».
Быстро Лёне помогайте,
все ошибки исправляйте.
Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова. Начиная со 2 класса, обобщаю все способы проверки орфограмм в корне слова в таблицу. Эту таблицу использую на уроках.
Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу, как правило, на этапе актуализации знаний или на этапе закрепления по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Диктант
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
Самодиктант
Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Предлагаю тексты слуховых диктантов:
№1 Узкая тропинка ведет через поле.
№2 Хорошо жили птенцы в гнезде.
№3 Этот медведь живет в горах.
№4 Настя сама сварила гороховый суп.
№5 Далеко внизу синела вода.
№6 По воде плыли листочки.
№7 Собака Динка выследила ёжика.
№8 Берега реки желтели от цветов.
№9 В небе появился косяк журавлей.
№10 Коля сидел в первом ряду.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Проверяю себя.
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
Выполнение таких видов упражнений, на мой взгляд, учит подбирать проверочные слова, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, активизирует умственную деятельность. Словарная работа – это систематическая, хорошо организованная работа, проводимая на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке уделяю время для работы со словарными словами. Чтобы процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями сделать более лёгким и быстрым, знакомлю учащихся с новым словарным словом через составление кроссвордов, загадывание загадок, через предметные картинки.
Используя кроссворды, подбираю материал таким образом, что образуется тематическая группа слов, повторяются изученное ранее и происходит знакомство с новым словом.
Чередование различных приёмов работы вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.
Немаловажное значение для выработки орфографической зоркости я придаю игровым моментам. Дидактическая игра не является развлекательным средством. Это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения ученикам. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.
Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учеников самоконтроля, а точнее, его формы – обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков орфографической зоркости младших школьников, успешности всего учебного процесса.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Все приведённые разнообразные приемы способствуют развитию познавательной активности, формированию у младших школьников орфографической зоркости. А результатом применения данного подхода является более грамотное письмо школьников.
За годы работы я пришла к выводу, что не только использование разнообразных приёмов и интересного дидактического материала стимулируют познавательную деятельность учеников, но и атмосфера, в которой протекает этот процесс. В обстановке уважения, доброжелательности, сопереживания и доверия учиться легче.
Результативность и эффективность:
Результативность работы по данной теме заключается в том, что посредством включения на различных этапах урока разнообразных приемов и методов работы по формированию грамотного письма у учеников формируются более прочные орфографические навыки, повышается интерес к изучению русского языка.
Работая по системе, которая описана выше, я подвела некоторые итоги. Комплексная и целенаправленная работа помогла значительно улучшить процесс обучения русскому языку, повысить интерес к нему учащихся, что сказалось на результатах. Качество знаний по русскому языку на протяжении периода освоения опыта улучшилось, по результатам письменных контрольных работ динамика возросла.
Представленный педагогический опыт может быть использован учителями начальных классов для повышения грамотности и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Заключение
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа способствует умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
Систематическое применение различных приёмов и разнообразных дидактических игр при обучении орфографии, направленных на усвоение правил, алгоритмов, их применение, а также на усвоение способов проверки, способствует значительному повышению качества орфографической зоркости младших школьников, повышает мотивацию, активизирует внимание, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера ребенка.
Данный материал можно использовать в практической работе учителя начальных классов, на заседаниях методических объединений различного уровня.