Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы | Занегина Елена Николаевна. Работа №210505

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Занегина Елена Николаевна

В статье рассматривается проблема развития орфографической зоркости в начальной школе.  Умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью, является залогом грамотного письма. От того, насколько хорошо будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит будущее обучения ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность. В статье описаны этапы работы, приведены примеры упражнений по развитию орфографической зоркости.

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Учитель начальных классов высшей категории
МОУ СОШ №3 муниципального района город
Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Занегина Елена Николаевна
Много старшеклассников и взрослых людей испытывают затруднения при письме. Залогом грамотного письма является умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью, а база для её развития закладывается в начальной школе. От того, насколько хорошо будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит будущее обучения ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходимо развить в ученике умение видеть орфограммы.
Меня, как педагога начальной школы, волнует проблема грамотного письма моих учеников. Анализируя их диктанты, самостоятельные и творческие работы, я пришла к выводу, что работа над этой проблемой должна носить комплексный и системный характер, проводиться регулярно и последовательно, только тогда можно будет снизить количество ошибок в письменных работах ребят. Важно, чтобы работа над одной из изучаемых орфограмм не велась обособленно от работы над другими орфограммами. Задания от урока к уроку должны быть интересными и постепенно усложняться.
При формировании орфографической зоркости, например, Безударной гласной, работу нужно построить в несколько этапов.
I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходятся с произношением. ( Например: рыба, парта.)
II этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением. Определение ударного звука - как сильной позиции и безударного – как слабой позиции, и опасного места в слове.
III этап. Отработка навыка правописания безударной гласной. Упражнение, например, с пропуском сомнительных гласных.
IV этап. Отработка умения проверять безударную гласную.
Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв. ( Например: г(и, о)ря, р(и, е)ка)
V этап. Восприятие на слух.
Для выполнения этих этапов проводим объяснительные, выборочные диктанты, комментированное письмо. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
1. Орфографические зарядки нацелены на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Проводить такого рода зарядки в начале урока русского языка, на 5-6 минут.
2. Разнообразить работу на уроке помогают упражнения Орфограммы в загадках, помимо этого они расширяют кругозор, обогащают словарный запас,развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.
3. Использовать письмо с намереннодопущенными ошибками. Обычно текст записывается на доске.
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложныхвидов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
5. Объяснительные и предупредительные диктанты.
6. Выборочное списывание текста.
7. Письмо по памяти.
8. Зрительные диктанты.
9. На уроке практиковатьработу в парах. Работа в парах организуется разнообразно, где учащиеся должны видеть опасные места, рассуждать, доказывать.
10. Составлять вместе с учащимися опорные таблички и памятки.
11. При работе над орфографической зоркостью особого внимания требуют словарные слова.
Очень нравится обучающимся выполнять заданиена отыскивание ошибок в тексте(в текст включены все изученные виды орфограмм). Дети на несколько минут превращаются в учителя, проверяющего тетрадь ученика. Вот несколько вариантов таких заданий.
1.Мама и Галя сматрели на платы и лотки. Шол дожть. Набиригу лижал мяхкий песок. Лез из вады упругий камыж. Галя от щастя прыгала и резвилось.
2.Мы пришли влес. Скрепят клисты. Утрапинки мы заметили зимленику. Около камней лижыт уш. Вдруг на двинулась тёмнайа тучя. Па лил дожть.
3.Висной пёстрый дятел прилител кбирёске. Он пробил вкаре дырочьку и стал пит сог. Вкустный и слаткий бирёзовый сог.
Хорошо тренируют учащихся правильно проверять слова с безударными гласными задания следующего вида:
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение
Певчий, запевала - п...вунья. Морщинки, морщит - м...рщины.Пчелка, пчелиный - пч...ла. Сказать, сказка - подск...зать.Корень, корешок - к...ренья. Телята, телка - т...леночек.Дальше, далеко - д...лекий. Кройка, скроить - выкр...йка.Закопал, копка - к...пать. Скалы, скалистый - ск...ла.Пестренький, запестрел - п...стреть. Земли, земляк - з...мляной.
В проверочном слове поставь ударение, вставь пропущенную букву:
козочка - к...за, кончик - к...нец, лес - л...сник, гриб - гр...бок, гололед - л...дяной, походка - х...дить, защита - защ...щать, вышагивал - пош...гал.
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву:
... - с...дло, ... - ст...лбы, ... - ц...на, ... - пл...тина, ... - с...рпы, ... - пл...хой, ... - ...грать, ... - прил...тел, ... - хв...лить, ... - с...довник, ... - б...рега, ... - в...дяной, ... - цв...тут, ... - пол...вать, ... - отп...лить.
Задания постепенно усложняются. Следующие задания просят к слову с безударной гласной подобрать по два проверочных слова, вставить пропущенную букву, поставить ударение:
... - н...га, ... - посв...тить, ... - ост...влять, ... - пок...лоть, ... - н...мецкий, ... - п...терка, ... - р...вел, ... - гл...за, ... - т...пло, ... - стр...лок, ... - в...йна, ... - н...чной, ... - выстр...ить, ... - подм...тая, ... - р...бро, ... - м...сты.
Выполняя регулярно такие упражнения, у обучающихся постепенно формируется орфографическая зоркость, вырабатываются навыки грамотного письма.
Для подбора подобных упражнений к урокам, современный учитель может пользоваться материалом различных источников. Много интересного подскажут педагогам статьи газеты и журнала “Начальная школа”, сборники диктантов и тестовых заданий разных авторов, материалы из опыта работы коллег. Главное – не лениться!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×