Развитие оркестровых навыков у обучающихся в классе народных инструментов | колесникова светлана сергеевна. Работа №303705
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дубровская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Развитие оркестровых навыков у обучающихся в классе народных инструментов»
Автор: Преподаватель 1 категории Колесникова С.С.
Дубровка
Содержание.
1. Введение.
2. Распределение обучающихся по оркестровым группам.
З. Этапы работы над музыкальным произведением:
- ознакомление с музыкальным произведением;
- детальный разбор;
- работа над художественно-выразительным исполнением.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
Введение.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
Среди обязательных предметов, входящих в программу обучения в детской школе искусств, особое место занимает класс оркестра, ансамбля. Игра в оркестре русских народных инструментов непосредственно воздействует на развитие музыкально-творческих способностей, стимулирует детей к активной деятельности.
Работа руководителя детского оркестра школы искусств очень сложна и многогранна. Преподавателю оркестрового класса приходится сочетать в своей работе различные стороны деятельности: педагогическую, творческую, воспитательную, он предстает и как дирижер, и как преподаватель по классу музыкального инструмента. Преподаватель имеет дело с обучающимися различной степени одаренности, ему приходится развивать исполнительские навыки, укладываясь в жесткие временные рамки занятий. Очевидно, что руководитель детского русского народного оркестра должен обладать не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и быть хорошим воспитателем, уметь найти правильный подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, решать те или иные вопросы в самых различных ситуациях.
Требования Государственного образовательного стандарта гласят, что руководитель детского оркестра должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию), стремиться к творческой самореализации, т.е. уметь осознанно и ответственно осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности, переосмысливать и перестраивать свой личностно-профессиональный опыт.
Распределение учащихся по оркестровым группам.
Особое место в организации работы детского оркестра является распределение обучающихся по оркестровым группам. Вопрос этот очень важный и к нему необходимо подходить с большой ответственностью, поскольку правильное распределение является важным условием эффективности обучения. Здесь учитываются специфические особенности инструмента, музыкальные и физические данные каждого ученика, интересы и потребности коллектива (в частности укомплектованность всех групп оркестра). Принимаются во внимание и имеющиеся практические навыки игры на каком-либо инструменте. Задача эта решается при условии, если дирижер будет иметь достаточно полное представление о способностях, потенциальных и реальных возможностях каждого обучающегося (слух, чувство ритма, музыкальная память), а также с физические данные для игры на том или ином инструменте.
Чувство ритма можно проверить, простучав сначала несложный ритмический рисунок с постепенным усложнением и попросив начинающего воспроизвести его. Музыкальная память проверяется также, как и музыкальный слух, только сыграть надо неизвестные фразы (один-два такта) и попросить пропеть их голосом.
Во время прослушивания музыкальных данных каждого обучающегося педагог может узнать довольно много о музыкальных способностях ребенка, особенностях его характера, интересах. Однако важно помнить, что результаты, полученные при прослушивании, не являются окончательными. Возможно, что в силу каких-то обстоятельств ребенок не смог проявить себя в полной мере и показал только минимум своих способностей. Нередко такие дети в дальнейшем смогут показать хорошие результаты, намного обогнав тех, которые при прослушивании проявили себя ярче,
Если в школьный оркестр приходят дети старших классов, то определить у них уровень профессиональных качеств можно присутствуя на технических зачетах и академических концертах в течение учебного года.
Ребята собрались для того, чтобы учиться играть на музыкальных инструментах. И с самого начала они хоть немного, но должны поиграть на них. На первом же занятии руководитель демонстрирует ребятам инструменты, знакомит с их устройством, играет на них, показывает, как нужно сидеть, держать малую домру и балалайку приму, способ держания медиатора, организацию кисти, способы звукоизвлечения (одинарные, двойные удары, тремоло). Затем он просит ребят по очереди попробовать повторить эти приемы на домре и балалайке. У некоторых эти приемы, даже тремоло, получаются свободно и естественно (конечно не в смысле владения ими, а потенциальных возможностей). Таким образом, выясняется свобода или зажатость кисти правой руки, быстрая приспособляемость к новым видам движений. У некоторых ребят лучше получаются мелкие движения кисти на домре, у других обнаруживается способность к размашистым, бросковым движениям правой руки при игре на балалайке, третьи не «схватывают» сразу специфику ни тех, ни других движений. Можно показать ребятам игру «с рук»: сыграть простенькую мелодию из 2-х-З-х звуков, скажем, русские народные песни «Во саду ли, в огороде», «Ходит зайка по саду».
Время от времени, руководитель меняет инструменты у участников, наблюдает за ними, выявляет их возможности овладения тем или иным инструментом. Кроме того, и участники практически знакомятся с несколькими инструментами и обнаруживают свои склонности.
Таким образом, дирижеру необходимо выяснить природные музыкальные данные детей и, главное, степень их развития, определить физические способности обучающихся (величина и сила рук, пальцев). Это знание поможет ему правильно строить свою работу при распределении музыкальных инструментов среди участников оркестра.
При распределении обучающихся по оркестровым группам дирижеру необходимо учитывать индивидуальные различия детей, обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника.
Чтобы звучание оркестра было качественным во всех оркестровых партиях, можно распределить учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество детей как менее способных, так и более сильных, имеющих навыки устойчивой интонации и ритмической выдержки. Такое распределение имеет психологическое значение, так как оно исключает у исполнителей вторых голосов чувство неравенства по отношению к играющим партию первого голоса, в результате чего более слабый ученик, опираясь на сильного, постепенно обретает уверенность, «дотягивается» до него. Более сильный, в свою очередь, учится вести за собой, не поддаваясь ошибкам партнера, приобретает концертмейстерский навык.
Обучающихся, занимающихся в школе по специальности на баяне, домре или балалайке приме нужно оставить на своих инструментах, поскольку это способствует быстрому росту мастерства оркестра в целом. Обычно, оркестрантам, игравшим ранее на домрах, рекомендуют играть на домрах; пробовавшим свои силы на балалайках дают балалайки примы, а игравшим на гитарах рекомендуют взять балалайку секунду или альт. Ведущие инструменты оркестра, такие как домры малые, альтовые, балалайки примы и баяны следует поручать ребятам с хорошим слухом, чувством ритма, быстро «схватывающим» и усваивающим учебный материал,
На балалайку секунду и альт можно посадить участников, начинающих впервые знакомиться с музыкальными инструментами, с игрой в оркестре, Эти инструменты не требуют подвижности, беглости, техника игры на них достаточно проста, Обычно за 2-3 месяца обучения участники играют партии аккомпанемента средней трудности,
Особенно ответственна в оркестре партия контрабаса. Это фундамент, опора всего оркестра, причем не только гармоническая, но и ритмическая. На бас и особенно контрабас лучше посадить детей более высокого роста, с хорошими физическими данными (сильные руки и пальцы), так как на контрабасе прижимать струны к ладам сможет не каждый учащийся.
Ударные инструменты следует поручать музыканту, имеющему ярко выраженное чувство ритма. Ни один из инструментов оркестра, даже контрабас, сыгравший партию неточно (ритмически, гармонически, мелодически), не оказывает такого отрицательного влияния на ритм оркестра в целом, как ударные инструменты. Поэтому, если в оркестре нет человека, отвечающего всем предъявляемым требованиям к играющим на ударных инструментах, в первое время нужно играть или без ударника, или приглашать на ударные инструменты подготовленного музыканта. В противном случае ни оркестр, ни дирижер не застрахованы от различных срывов, как на репетиции, так и во время концертного выступления.
На клавишные гусли желательно подобрать участника, который хорошо знаком с фортепианной клавиатурой. Игра на гуслях проста, не требует беглости, больших усилий, поэтому на них можно назначить любого желающего, имеющего хороший музыкальный слух.
На первом занятии необходимо разъяснить участникам цели, задачи, порядок и формы работы оркестра. Дирижер должен объяснить значение каждого инструмента в оркестре, преимущества коллективной игры.
Важность правильного проведения организационного занятия коллектива определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений участников и управления этим процессом и т.д. Словом, создаются условия для многогранного воспитательного воздействия на личность, для формирования высоких эстетических вкусов, нравственного поведения, культуры общения, творческой активности.
Таким образом, детский народный оркестр представляет собой сложный механизм, со своими специфическими сторонами, своей психологией, вкусами и традициями.
Этапы работы над музыкальным произведением.
Важную роль в процессе развития оркестровых навыков играет работа над музыкальным произведением. Благодаря своему содержанию она активно привлекает внимание обучающихся, пробуждает их творческие возможности, стимулирует развитие их исполнительского мастерства. В процессе работы над музыкальным произведением важно раскрыть перед обучающимися богатые возможности ансамблевой игры в познании классической, народной музыки, воспитать чувство органической потребности игры в коллективе.
Способы разучивания произведения с детским оркестром разнообразны. Выбор этих способов зависит от многих факторов, таких как: условия репетиционной работы, характер, форма и степень сложности произведения, уровень общей и музыкальной подготовки обучающихся и др.
Каждый дирижер, работая с детским народным оркестром, должен знать требования, необходимые для успешной работы над музыкальным произведением, например:
- нотный материал должен соответствовать уровню подготовки обучающихся;
- работу над разделами произведения целесообразно проводить последующим укрупнением;
- при каждом исполнении следует активизировать внимание детей с помощью постановки определенных задач (например, показ движения мелодии, подголоска или аккомпанемента, уточнение звукового баланса между группами оркестра, анализ динамики и т.д.).
Работу над произведением можно условно разделить на следующие этапы:
- ознакомление;
- детальный разбор;
- работа над художественно-выразительным исполнением.
Однако на практике эти этапы резко не разграничиваются, каждый последующий этап должен опираться на достижения предыдущих.
Ознакомление с музыкальным произведением.
Первое знакомство с произведением - важный этап, от которого зависит заинтересованность обучающихся предстоящей работой и успех последующих репетиций. Знакомство с произведением желательно проводить при полном составе оркестра. Познакомить детей с произведением дирижер может разными способами, например:
— воспользоваться звукозаписью;
— проиграть произведение на инструменте.
При исполнении произведения необходимо выразительно показать его мелодическую линию, основные темы, усиливая художественное и эмоциональное воздействие с помощью дирижерской пластики и мимики, чтобы оно увлекло оркестр, а у детей появилось желание его исполнять.
Ознакомление с музыкальным произведением лучше проводить от общего к частному, то есть сначала рассказать о характере музыки, об образе и только после этого перейти к характеристике его тем. Во время рассказа для большей убедительности и наглядности желательно иллюстрировать свои слова игрой на инструменте. Проводя такую беседу, дирижер не должен упустить из вида главную ее цель вызвать у обучающихся интерес к произведению.
Детальный разбор произведения.
После общего ознакомления с произведением можно приступать к его детальному разбору. Грамотно продуманный, музыкально осмысленный разбор создает основу для дальнейшей, продуктивной работы. На этом этапе изучаются технические приемы, выбираются выразительные средства исполнения. Начиная работать, дирижеру следует заранее инструментовать его для своего состава оркестра, продумать штрихи, в партиях расставить единые динамические оттенки, аппликатуру и т.д.
Время, отведенное разбору произведения, может быть различным. Это зависит от разных причин, таких как количество обучающихся в каждой оркестровой группе, музыкальные способности учащихся, характер, форма и степень сложности произведения. Для детальной работы над произведением необходимо раздать ноты каждому ученику на дом, чтобы он подробнее ознакомился с нотным текстом.
На занятиях оркестра желательно проводить работу как индивидуально с каждым ребенком, так и отдельно с разными группами оркестра, например, с домрами малыми и альтовыми, с аккомпанирующей группой оркестра и т.п.
Характерная черта данного этапа, это кропотливая работа над небольшими частями произведения, относительно законченными построениями, дольше останавливаясь над более трудными, отдельными его фразами. «Владеть фразировкой — значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль».
Нельзя допускать неряшливости, небрежного отношения к встречающимся ошибкам. При начальной стадии работы над произведением дирижеру следует уделять особое внимание следующим моментам, а именно:
работа над ритмом;
работа над штрихами;
работа над динамикой;
работа над качеством звука;
работа над темпом и его изменениями.
Работа над ритмом.
Важной на этой стадии изучения произведения является работа над ритмом. Для достижения хорошего ритмического ансамбля в оркестре нужно добиться:
1) одинакового и точного понимания и исполнения ритмической записи музыкального текста всеми исполнителями;
2) согласованности внутри группы голосов, объединенных общим ритмом;
З) ритмической слаженности между различными элементами фактуры (например, мелодией и сопровождением).
Игра в детском народном оркестре требует предельно точного ритмического исполнения. «Обычно в оркестре дети ускоряют, если им легко играть, и замедляют, если играть становится труднее или если появляется нюанс piano.
Ритм необходимо выделять отчетливо. Когда он ощущается слабо, то произведение теряет свою динамичность, эмоциональность, исполнение становится вялым и расплывчатым, что бывает особенно заметно, когда вся домровая группа играет приемом тремоло. Часто этому способствует и чрезмерно грузная инструментовка.
Развитие у обучающихся ритмической устойчивости совершенно необходимо, так как нарушения ритма могут явиться серьезной помехой общему звучанию оркестра. Например, для того чтобы точно исполнить одинаковые ритмические фигуры, встречающиеся в разных голосах, можно их поучить в унисон с разными группами оркестра.
Игра в оркестре требует особого внимания и к точному выполнению штрихов каждой группы и отдельно каждого инструмента оркестра. Любое отклонение от единых штрихов той или иной группы нарушает целостность ансамблевого восприятия. Естественно, применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, нюанса, темпа и ритмического рисунка.
Работа над динамикой.
Динамическая гибкость и выразительность являются одним из важнейших качеств, определяющих исполнительское мастерство любого оркестра, как профессионального, так и учебного. «Одним из наиболее распространенных недостатков, присущих начинающим оркестрам, является отсутствие определенности и тонкости в динамике: преобладающая у них манера игры — «ни громкая, ни тихая». Важность точного соблюдения динамики каждым юным участником оркестра должна быть осознана с первых занятий оркестра. Нельзя допускать и формального исполнения. Для примера во время занятий полезно иногда предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения, изменив всю его динамику. Результаты такого исполнения «наоборот», как правило, очень убеждают учеников.
Особую трудность представляет исполнение таких динамических указаний, как акценты, crescendo, diminuendo в нюансе piano, поскольку очень часто такие обозначения выполняются небрежно, безотносительно к указанному нюансу. Бережное отношение к piano очень сложная, но необходимая работа дирижера в области воспитания культуры звука, Еще один очень важный момент, который должен знать дирижер детского народного оркестра, это то, что нюансы нередко становятся причиной изменений темпов, когда, например: forte обучающиеся исполняют — быстрее, piano - медленнее, crescendo ускоряя, diminuendo замедляя. Если с первых занятий не обращать внимание на эти ошибки, то в дальнейшем они преодолеваются с трудом.
Работа над качеством звука.
Особенности работы над качеством звука детского оркестра являются непременным условием решения технических и художественно - исполнительских задач. Это требует от дирижера последовательности и терпения. При разучивании произведения, освоении технических трудностей тех или иных мест оркестровой партии, внимание обучающихся к качеству звука ослабевает. Это проявляется в исполнении, например, позиционных скачков, сложного ритма, быстрых пассажей, использования подцепов при переходе на другую струну (в струнной группе) и т.д.
Для того чтобы исправлять эти недочеты дирижеру надо знать причины, влияющие на качество звука исполнителей:
• неточное попадание пальцев на лады;
• учащиеся недостаточно сильно прижимают струны к ладам;
• тесситура альтовой домры требует значительно большую растяжку пальцев;
• в басовой группе, особенно у балалаек контрабасов, прижимать третью струну к ладу с нужной силой и точностью представляет определенную трудность, которая преодолевается вместе с накоплением практических навыков и физическим развитием исполнительского аппарата;
• использование верхнего регистра инструментов оркестра (особенно в басовой группе) связано с дополнительными физическими усилиями, поэтому при распределении обучающихся на инструменты, а также при подборе репертуара этот момент должен учитываться;
• при игре на балалайке альт и отчасти на балалайке секунде, для исполнения интервалов малая и особенно большая секста, нужна большая растяжка пальцев, умение найти нужное положение левой руки и ее кисти (качества, которыми дети младших классов еще не обладают). Поэтому необходимо время и настойчивость, чтобы добиться чистого звучания при игре этих интервалов;
• техническое состояние инструмента: деформация грифа и деки, большой износ ладовых планок, слишком низкая или, наоборот, слишком высокая подставка для струн и т.д., отрицательно сказываются на звучании инструмента;
• качество медиатора также в значительной степени влияет на характер звука;
Темп и его изменения.
Одной из задач, стоящих перед обучающимися в процессе работы над произведением, является умение найти его правильный темп. Это не всем удается одинаково легко, особенно в начальный период обучения, Темп играет важную роль в трактовке музыкального произведения и непосредственно связан с его эмоциональным содержанием, настроением, стилем и другими особенностями. В первую очередь внимание учеников следует обратить на авторское обозначение темпа. Если оно на итальянском или другом иностранном языке, его необходимо перевести.
В процессе детального разбора произведения умение точно воспроизвести правильный темп не всем удается одинаково легко. Особенно это сложно для обучающихся младших классов, поскольку ученики еще не обладают необходимыми техническими навыками. В процессе изучения произведения возникает комплекс исполнительских задач, одновременное решение которых трудно дается на первых порах малоопытным участникам оркестра. Разучивая произведение, не следует вначале брать настоящий темп. Можно работать с группой в замедленном темпе. В этом случае создаются более благоприятные условия для комплексного усвоения исполнительских задач, в том числе и темпа.
Когда штрихи, ритмические рисунки гармонических голосов станут на свое место, скорость темпа можно постепенно довести до нормальной.
Дирижеру необходимо стремиться к тому, чтобы привить обучающимся навык исполнения произведения в разных темпах, как в медленных, так и в быстрых. Руководителю приходится определять темп по своему усмотрению, руководствуясь личным вкусом, а также возможностями исполнителей. В трактовке музыкальных произведений не может быть стандарта, каждый дирижер, исполнитель передает содержание произведения по-своему. Однако общим правилом является необходимость простоты и искренности, отказ от погони за внешними эффектами.
Работа над художественно-выразительным исполнением.
Работа над художественно-выразительным исполнением произведения - это самый продолжительный и ответственный период работы дирижера с детским оркестром. По словам Г. Нейгауза: «Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента... Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру («содержанию») данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую -бодро, торжественную - торжественно и т.д. и довел бы свое художественномузыкальное намерение до полной ясности»,
Сложность этого периода определяется тем, что репетиции желательно проводить полным составом оркестра. К этому времени нотный текст должен быть уже достаточно усвоен, овладение основными техническими трудностями в основном завершено. Эти два обстоятельства чрезвычайно важны для сокращения вынужденных минут бездействия какой-либо группы во время общей репетиции. Характерной особенностью этого периода изучения произведения является и то, что играть надо уже более крупные части произведения и чаще проигрывать все произведение целиком.
Очень важно правильно определить репетиционный темп исполнения. Он должен быть не слишком быстрым, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения всех задач, но и не слишком медленным, ибо это может привести к выработке несоответствующих конечной цели исполнительских приемов и характера звука. Столь же продуманно нужно подходить и к установлению градаций силы звука. Если в пьесе есть соло, то следует объяснить обучающимся, что оркестр лишь аккомпанирует, поэтому все должны слушать солиста. Можно предложить сыграть это место в произведении без солиста. Дети должны понять, что, играя на piano в аккомпанементе, оркестр должен звучать так же хорошо, как и при игре на forte.
Дирижеру необходимо организовать работу с оркестром так, чтобы каждый обучающийся научился слышать как соседа по пульту, всю группу в целом, так и возможно большее количество голосов всего оркестра. Юные исполнители постепенно должны научиться произведения охватывать слухом всю многообразную фактуру (мелодию, гармонию, бас, различные подголоски, и т.д.). Для этого необходимо постоянно направлять слуховое внимание детей на все особенности исполняемого произведения. Высокая сыгранность любого коллектива, особенно детского, всегда является результатом правильно сбалансированного соотношения этих факторов. Особенно трудно сыграть вместе начало каждой фразы, поэтому, чем больше будет отрабатываться этот навык, тем более аккуратным будет совпадение звучания инструментов, как отдельных групп, так и всего коллектива в целом. Во многом это зависит от жеста дирижера.
На этом этапе работы с произведением большое значение имеет «способ «раздвинутых проигрываний» как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов, частей. Это значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый промежуток времени, достаточный для того, чтобы непосредственные следы от игровых ощущений успевали сгладиться, и следующее проигрывание происходило опять как бы «заново», то есть носило характер «первого», а не «второго» проигрывания.
Таким образом, художественные задачи, стоящие перед детским оркестром на каждой из ступеней его обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести вперед, способствовать его художественному росту. Пути разучивания произведений в каждом коллективе могут быть различны, как не одинаковы по своему мастерству и опыту их руководители, но основополагающие принципы остаются всегда общими. Главный из них — единство художественных и технических приемов».
Заключение.
В настоящее время школа искусств является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Преемственность лучших отечественных традиций русского народного оркестра всегда обусловлена обучением, так как именно в ДШИ на самом раннем образовательном уровне существует возможность целенаправленного музыкально-эстетического воспитания детей. Занятия в оркестровом классе способствуют проявлению и развитию индивидуальных творческих сил ребенка, активизируют эмоциональное восприятие музыки, расширяют кругозор, развивают память, речь и слух, воспитывают дисциплину и ответственность оркестрантов.
Многоплановость работы руководителя детского русского народного оркестра требует оптимального, органичного сочетания творческих, организационных, психологических и педагогических знаний и навыков, Недооценка любого из этих качеств, сразу отрицательно сказывается на работе оркестра в целом.
Вот почему на современном этапе развития образования вопросы, связанные с повышением требований к квалификации художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя со стороны государства и общества, получают все большую актуальность, Установление взаимосвязи между получением знаний, умений и навыков работы и их реализаций в практической работе с детским русским народным оркестром является одним из способов улучшения их подготовки.
Важной задачей является постоянный поиск наиболее результативных методов и приемов работы с оркестром.
Вполне естественно, что все проблемы, которые могут встретиться в практической работе с детским русским народным оркестром в ДШИ, предусмотреть едва ли возможно. «Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.»
Можно досконально изучить разносторонние знания специфики дирижерского искусства, но не суметь их реализовать в практической деятельности. Здесь многое зависит от личности дирижера, от его таланта, знаний, умений, мастерства и воли.
Список используемой литературы.
1) Гинзбург Л.М. «О работе над музыкальным произведением» М.: Музыка, 1981 г.
2) Кан Э. «Элементы дирижирования» Л.: Музыка, 1980г.
З) Колчева МС. «Методика преподавания дирижирования оркестром народных инструментов» Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, М., 1983г.
4) Нейгауз ГГ. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» 5-е изд. М.: Музыка, 1988г.
5) Сидельников Л,С. «Симфоническое исполнительство» М.: Советский композитор, 1991 г.
Дубровская детская школа искусств
Методическая разработка
Развитие оркестровых навыков у обучающихся в классе народных инструментов
Автор: Преподаватель 1 категории Колесникова С.С.
Дубровка
Содержание.
Введение.
Распределение обучающихся по оркестровым группам.
З. Этапы работы над музыкальным произведением:
- ознакомление с музыкальным произведением;
- детальный разбор;
- работа над художественно-выразительным исполнением.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них
В.Г. Белинский.
Среди обязательных предметов, входящих в программу обучения в детской школе искусств, особое место занимает класс оркестра, ансамбля. Игра в оркестре русских народных инструментов непосредственно воздействует на развитие музыкально-творческих способностей, стимулирует детей к активной деятельности.
Работа руководителя детского оркестра школы искусств очень сложна и многогранна. Преподавателю оркестрового класса приходится сочетать в своей работе различные стороны деятельности: педагогическую, творческую, воспитательную, он предстает и как дирижер, и как преподаватель по классу музыкального инструмента. Преподаватель имеет дело с обучающимися различной степени одаренности, ему приходится развивать исполнительские навыки, укладываясь в жесткие временные рамки занятий. Очевидно, что руководитель детского русского народного оркестра должен обладать не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и быть хорошим воспитателем, уметь найти правильный подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, решать те или иные вопросы в самых различных ситуациях.
Требования Государственного образовательного стандарта гласят, что руководитель детского оркестра должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию), стремиться к творческой самореализации, т.е. уметь осознанно и ответственно осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности, переосмысливать и перестраивать свой личностно-профессиональный опыт.
Распределение учащихся по оркестровым группам.
Особое место в организации работы детского оркестра является распределение обучающихся по оркестровым группам. Вопрос этот очень важный и к нему необходимо подходить с большой ответственностью, поскольку правильное распределение является важным условием эффективности обучения. Здесь учитываются специфические особенности инструмента, музыкальные и физические данные каждого ученика, интересы и потребности коллектива (в частности укомплектованность всех групп оркестра). Принимаются во внимание и имеющиеся практические навыки игры на каком-либо инструменте. Задача эта решается при условии, если дирижер будет иметь достаточно полное представление о способностях, потенциальных и реальных возможностях каждого обучающегося (слух, чувство ритма, музыкальная память), а также с физические данные для игры на том или ином инструменте.
Чувство ритма можно проверить, простучав сначала несложный ритмический рисунок с постепенным усложнением и попросив начинающего воспроизвести его. Музыкальная память проверяется также, как и музыкальный слух, только сыграть надо неизвестные фразы (один-два такта) и попросить пропеть их голосом.
Во время прослушивания музыкальных данных каждого обучающегося педагог может узнать довольно много о музыкальных способностях ребенка, особенностях его характера, интересах. Однако важно помнить, что результаты, полученные при прослушивании, не являются окончательными. Возможно, что в силу каких-то обстоятельств ребенок не смог проявить себя в полной мере и показал только минимум своих способностей. Нередко такие дети в дальнейшем смогут показать хорошие результаты, намного обогнав тех, которые при прослушивании проявили себя ярче,
Если в школьный оркестр приходят дети старших классов, то определить у них уровень профессиональных качеств можно присутствуя на технических зачетах и академических концертах в течение учебного года.
Ребята собрались для того, чтобы учиться играть на музыкальных инструментах. И с самого начала они хоть немного, но должны поиграть на них. На первом же занятии руководитель демонстрирует ребятам инструменты, знакомит с их устройством, играет на них, показывает, как нужно сидеть, держать малую домру и балалайку приму, способ держания медиатора, организацию кисти, способы звукоизвлечения (одинарные, двойные удары, тремоло). Затем он просит ребят по очереди попробовать повторить эти приемы на домре и балалайке. У некоторых эти приемы, даже тремоло, получаются свободно и естественно (конечно не в смысле владения ими, а потенциальных возможностей). Таким образом, выясняется свобода или зажатость кисти правой руки, быстрая приспособляемость к новым видам движений. У некоторых ребят лучше получаются мелкие движения кисти на домре, у других обнаруживается способность к размашистым, бросковым движениям правой руки при игре на балалайке, третьи не схватывают сразу специфику ни тех, ни других движений. Можно показать ребятам игру с рук: сыграть простенькую мелодию из 2-х-З-х звуков, скажем, русские народные песни Во саду ли, в огороде, Ходит зайка по саду.
Время от времени, руководитель меняет инструменты у участников, наблюдает за ними, выявляет их возможности овладения тем или иным инструментом. Кроме того, и участники практически знакомятся с несколькими инструментами и обнаруживают свои склонности.
Таким образом, дирижеру необходимо выяснить природные музыкальные данные детей и, главное, степень их развития, определить физические способности обучающихся (величина и сила рук, пальцев). Это знание поможет ему правильно строить свою работу при распределении музыкальных инструментов среди участников оркестра.
При распределении обучающихся по оркестровым группам дирижеру необходимо учитывать индивидуальные различия детей, обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника.
Чтобы звучание оркестра было качественным во всех оркестровых партиях, можно распределить учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество детей как менее способных, так и более сильных, имеющих навыки устойчивой интонации и ритмической выдержки. Такое распределение имеет психологическое значение, так как оно исключает у исполнителей вторых голосов чувство неравенства по отношению к играющим партию первого голоса, в результате чего более слабый ученик, опираясь на сильного, постепенно обретает уверенность, дотягивается до него. Более сильный, в свою очередь, учится вести за собой, не поддаваясь ошибкам партнера, приобретает концертмейстерский навык.
Обучающихся, занимающихся в школе по специальности на баяне, домре или балалайке приме нужно оставить на своих инструментах, поскольку это способствует быстрому росту мастерства оркестра в целом. Обычно, оркестрантам, игравшим ранее на домрах, рекомендуют играть на домрах; пробовавшим свои силы на балалайках дают балалайки примы, а игравшим на гитарах рекомендуют взять балалайку секунду или альт. Ведущие инструменты оркестра, такие как домры малые, альтовые, балалайки примы и баяны следует поручать ребятам с хорошим слухом, чувством ритма, быстро схватывающим и усваивающим учебный материал,
На балалайку секунду и альт можно посадить участников, начинающих впервые знакомиться с музыкальными инструментами, с игрой в оркестре, Эти инструменты не требуют подвижности, беглости, техника игры на них достаточно проста, Обычно за 2-3 месяца обучения участники играют партии аккомпанемента средней трудности,
Особенно ответственна в оркестре партия контрабаса. Это фундамент, опора всего оркестра, причем не только гармоническая, но и ритмическая. На бас и особенно контрабас лучше посадить детей более высокого роста, с хорошими физическими данными (сильные руки и пальцы), так как на контрабасе прижимать струны к ладам сможет не каждый учащийся.
Ударные инструменты следует поручать музыканту, имеющему ярко выраженное чувство ритма. Ни один из инструментов оркестра, даже контрабас, сыгравший партию неточно (ритмически, гармонически, мелодически), не оказывает такого отрицательного влияния на ритм оркестра в целом, как ударные инструменты. Поэтому, если в оркестре нет человека, отвечающего всем предъявляемым требованиям к играющим на ударных инструментах, в первое время нужно играть или без ударника, или приглашать на ударные инструменты подготовленного музыканта. В противном случае ни оркестр, ни дирижер не застрахованы от различных срывов, как на репетиции, так и во время концертного выступления.
На клавишные гусли желательно подобрать участника, который хорошо знаком с фортепианной клавиатурой. Игра на гуслях проста, не требует беглости, больших усилий, поэтому на них можно назначить любого желающего, имеющего хороший музыкальный слух.
На первом занятии необходимо разъяснить участникам цели, задачи, порядок и формы работы оркестра. Дирижер должен объяснить значение каждого инструмента в оркестре, преимущества коллективной игры.
Важность правильного проведения организационного занятия коллектива определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений участников и управления этим процессом и т.д. Словом, создаются условия для многогранного воспитательного воздействия на личность, для формирования высоких эстетических вкусов, нравственного поведения, культуры общения, творческой активности.
Таким образом, детский народный оркестр представляет собой сложный механизм, со своими специфическими сторонами, своей психологией, вкусами и традициями.
Этапы работы над музыкальным произведением.
Важную роль в процессе развития оркестровых навыков играет работа над музыкальным произведением. Благодаря своему содержанию она активно привлекает внимание обучающихся, пробуждает их творческие возможности, стимулирует развитие их исполнительского мастерства. В процессе работы над музыкальным произведением важно раскрыть перед обучающимися богатые возможности ансамблевой игры в познании классической, народной музыки, воспитать чувство органической потребности игры в коллективе.
Способы разучивания произведения с детским оркестром разнообразны. Выбор этих способов зависит от многих факторов, таких как: условия репетиционной работы, характер, форма и степень сложности произведения, уровень общей и музыкальной подготовки обучающихся и др.
Каждый дирижер, работая с детским народным оркестром, должен знать требования, необходимые для успешной работы над музыкальным произведением, например:
- нотный материал должен соответствовать уровню подготовки обучающихся;
- работу над разделами произведения целесообразно проводить последующим укрупнением;
- при каждом исполнении следует активизировать внимание детей с помощью постановки определенных задач (например, показ движения мелодии, подголоска или аккомпанемента, уточнение звукового баланса между группами оркестра, анализ динамики и т.д.).
Работу над произведением можно условно разделить на следующие этапы:
- ознакомление;
- детальный разбор;
- работа над художественно-выразительным исполнением.
Однако на практике эти этапы резко не разграничиваются, каждый последующий этап должен опираться на достижения предыдущих.
Ознакомление с музыкальным произведением.
Первое знакомство с произведением - важный этап, от которого зависит заинтересованность обучающихся предстоящей работой и успех последующих репетиций. Знакомство с произведением желательно проводить при полном составе оркестра. Познакомить детей с произведением дирижер может разными способами, например:
— воспользоваться звукозаписью;
— проиграть произведение на инструменте.
При исполнении произведения необходимо выразительно показать его мелодическую линию, основные темы, усиливая художественное и эмоциональное воздействие с помощью дирижерской пластики и мимики, чтобы оно увлекло оркестр, а у детей появилось желание его исполнять.
Ознакомление с музыкальным произведением лучше проводить от общего к частному, то есть сначала рассказать о характере музыки, об образе и только после этого перейти к характеристике его тем. Во время рассказа для большей убедительности и наглядности желательно иллюстрировать свои слова игрой на инструменте. Проводя такую беседу, дирижер не должен упустить из вида главную ее цель вызвать у обучающихся интерес к произведению.
Детальный разбор произведения.
После общего ознакомления с произведением можно приступать к его детальному разбору. Грамотно продуманный, музыкально осмысленный разбор создает основу для дальнейшей, продуктивной работы. На этом этапе изучаются технические приемы, выбираются выразительные средства исполнения. Начиная работать, дирижеру следует заранее инструментовать его для своего состава оркестра, продумать штрихи, в партиях расставить единые динамические оттенки, аппликатуру и т.д.
Время, отведенное разбору произведения, может быть различным. Это зависит от разных причин, таких как количество обучающихся в каждой оркестровой группе, музыкальные способности учащихся, характер, форма и степень сложности произведения. Для детальной работы над произведением необходимо раздать ноты каждому ученику на дом, чтобы он подробнее ознакомился с нотным текстом.
На занятиях оркестра желательно проводить работу как индивидуально с каждым ребенком, так и отдельно с разными группами оркестра, например, с домрами малыми и альтовыми, с аккомпанирующей группой оркестра и т.п.
Характерная черта данного этапа, это кропотливая работа над небольшими частями произведения, относительно законченными построениями, дольше останавливаясь над более трудными, отдельными его фразами. Владеть фразировкой — значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль.
Нельзя допускать неряшливости, небрежного отношения к встречающимся ошибкам. При начальной стадии работы над произведением дирижеру следует уделять особое внимание следующим моментам, а именно:
работа над ритмом;
работа над штрихами;
работа над динамикой;
работа над качеством звука;
работа над темпом и его изменениями.
Работа над ритмом.
Важной на этой стадии изучения произведения является работа над ритмом. Для достижения хорошего ритмического ансамбля в оркестре нужно добиться:
одинакового и точного понимания и исполнения ритмической записи музыкального текста всеми исполнителями;
согласованности внутри группы голосов, объединенных общим ритмом;
З) ритмической слаженности между различными элементами фактуры (например, мелодией и сопровождением).
Игра в детском народном оркестре требует предельно точного ритмического исполнения. Обычно в оркестре дети ускоряют, если им легко играть, и замедляют, если играть становится труднее или если появляется нюанс piano.
Ритм необходимо выделять отчетливо. Когда он ощущается слабо, то произведение теряет свою динамичность, эмоциональность, исполнение становится вялым и расплывчатым, что бывает особенно заметно, когда вся домровая группа играет приемом тремоло. Часто этому способствует и чрезмерно грузная инструментовка.
Развитие у обучающихся ритмической устойчивости совершенно необходимо, так как нарушения ритма могут явиться серьезной помехой общему звучанию оркестра. Например, для того чтобы точно исполнить одинаковые ритмические фигуры, встречающиеся в разных голосах, можно их поучить в унисон с разными группами оркестра.
Игра в оркестре требует особого внимания и к точному выполнению штрихов каждой группы и отдельно каждого инструмента оркестра. Любое отклонение от единых штрихов той или иной группы нарушает целостность ансамблевого восприятия. Естественно, применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, нюанса, темпа и ритмического рисунка.
Работа над динамикой.
Динамическая гибкость и выразительность являются одним из важнейших качеств, определяющих исполнительское мастерство любого оркестра, как профессионального, так и учебного. Одним из наиболее распространенных недостатков, присущих начинающим оркестрам, является отсутствие определенности и тонкости в динамике: преобладающая у них манера игры — ни громкая, ни тихая. Важность точного соблюдения динамики каждым юным участником оркестра должна быть осознана с первых занятий оркестра. Нельзя допускать и формального исполнения. Для примера во время занятий полезно иногда предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения, изменив всю его динамику. Результаты такого исполнения наоборот, как правило, очень убеждают учеников.
Особую трудность представляет исполнение таких динамических указаний, как акценты, crescendo, diminuendo в нюансе piano, поскольку очень часто такие обозначения выполняются небрежно, безотносительно к указанному нюансу. Бережное отношение к piano очень сложная, но необходимая работа дирижера в области воспитания культуры звука, Еще один очень важный момент, который должен знать дирижер детского народного оркестра, это то, что нюансы нередко становятся причиной изменений темпов, когда, например: forte обучающиеся исполняют — быстрее, piano - медленнее, crescendo ускоряя, diminuendo замедляя. Если с первых занятий не обращать внимание на эти ошибки, то в дальнейшем они преодолеваются с трудом.
Работа над качеством звука.
Особенности работы над качеством звука детского оркестра являются непременным условием решения технических и художественно - исполнительских задач. Это требует от дирижера последовательности и терпения. При разучивании произведения, освоении технических трудностей тех или иных мест оркестровой партии, внимание обучающихся к качеству звука ослабевает. Это проявляется в исполнении, например, позиционных скачков, сложного ритма, быстрых пассажей, использования подцепов при переходе на другую струну (в струнной группе) и т.д.
Для того чтобы исправлять эти недочеты дирижеру надо знать причины, влияющие на качество звука исполнителей:
неточное попадание пальцев на лады;
учащиеся недостаточно сильно прижимают струны к ладам;
тесситура альтовой домры требует значительно большую растяжку пальцев;
в басовой группе, особенно у балалаек контрабасов, прижимать третью струну к ладу с нужной силой и точностью представляет определенную трудность, которая преодолевается вместе с накоплением практических навыков и физическим развитием исполнительского аппарата;
использование верхнего регистра инструментов оркестра (особенно в басовой группе) связано с дополнительными физическими усилиями, поэтому при распределении обучающихся на инструменты, а также при подборе репертуара этот момент должен учитываться;
при игре на балалайке альт и отчасти на балалайке секунде, для исполнения интервалов малая и особенно большая секста, нужна большая растяжка пальцев, умение найти нужное положение левой руки и ее кисти (качества, которыми дети младших классов еще не обладают). Поэтому необходимо время и настойчивость, чтобы добиться чистого звучания при игре этих интервалов;
техническое состояние инструмента: деформация грифа и деки, большой износ ладовых планок, слишком низкая или, наоборот, слишком высокая подставка для струн и т.д., отрицательно сказываются на звучании инструмента;
качество медиатора также в значительной степени влияет на характер звука;
Темп и его изменения.
Одной из задач, стоящих перед обучающимися в процессе работы над произведением, является умение найти его правильный темп. Это не всем удается одинаково легко, особенно в начальный период обучения, Темп играет важную роль в трактовке музыкального произведения и непосредственно связан с его эмоциональным содержанием, настроением, стилем и другими особенностями. В первую очередь внимание учеников следует обратить на авторское обозначение темпа. Если оно на итальянском или другом иностранном языке, его необходимо перевести.
В процессе детального разбора произведения умение точно воспроизвести правильный темп не всем удается одинаково легко. Особенно это сложно для обучающихся младших классов, поскольку ученики еще не обладают необходимыми техническими навыками. В процессе изучения произведения возникает комплекс исполнительских задач, одновременное решение которых трудно дается на первых порах малоопытным участникам оркестра. Разучивая произведение, не следует вначале брать настоящий темп. Можно работать с группой в замедленном темпе. В этом случае создаются более благоприятные условия для комплексного усвоения исполнительских задач, в том числе и темпа.
Когда штрихи, ритмические рисунки гармонических голосов станут на свое место, скорость темпа можно постепенно довести до нормальной.
Дирижеру необходимо стремиться к тому, чтобы привить обучающимся навык исполнения произведения в разных темпах, как в медленных, так и в быстрых. Руководителю приходится определять темп по своему усмотрению, руководствуясь личным вкусом, а также возможностями исполнителей. В трактовке музыкальных произведений не может быть стандарта, каждый дирижер, исполнитель передает содержание произведения по-своему. Однако общим правилом является необходимость простоты и искренности, отказ от погони за внешними эффектами.
Работа над художественно-выразительным исполнением.
Работа над художественно-выразительным исполнением произведения - это самый продолжительный и ответственный период работы дирижера с детским оркестром. По словам Г. Нейгауза: Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента... Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное исполнение было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру (содержанию) данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую -бодро, торжественную - торжественно и т.д. и довел бы свое художественномузыкальное намерение до полной ясности,
Сложность этого периода определяется тем, что репетиции желательно проводить полным составом оркестра. К этому времени нотный текст должен быть уже достаточно усвоен, овладение основными техническими трудностями в основном завершено. Эти два обстоятельства чрезвычайно важны для сокращения вынужденных минут бездействия какой-либо группы во время общей репетиции. Характерной особенностью этого периода изучения произведения является и то, что играть надо уже более крупные части произведения и чаще проигрывать все произведение целиком.
Очень важно правильно определить репетиционный темп исполнения. Он должен быть не слишком быстрым, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения всех задач, но и не слишком медленным, ибо это может привести к выработке несоответствующих конечной цели исполнительских приемов и характера звука. Столь же продуманно нужно подходить и к установлению градаций силы звука. Если в пьесе есть соло, то следует объяснить обучающимся, что оркестр лишь аккомпанирует, поэтому все должны слушать солиста. Можно предложить сыграть это место в произведении без солиста. Дети должны понять, что, играя на piano в аккомпанементе, оркестр должен звучать так же хорошо, как и при игре на forte.
Дирижеру необходимо организовать работу с оркестром так, чтобы каждый обучающийся научился слышать как соседа по пульту, всю группу в целом, так и возможно большее количество голосов всего оркестра. Юные исполнители постепенно должны научиться произведения охватывать слухом всю многообразную фактуру (мелодию, гармонию, бас, различные подголоски, и т.д.). Для этого необходимо постоянно направлять слуховое внимание детей на все особенности исполняемого произведения. Высокая сыгранность любого коллектива, особенно детского, всегда является результатом правильно сбалансированного соотношения этих факторов. Особенно трудно сыграть вместе начало каждой фразы, поэтому, чем больше будет отрабатываться этот навык, тем более аккуратным будет совпадение звучания инструментов, как отдельных групп, так и всего коллектива в целом. Во многом это зависит от жеста дирижера.
На этом этапе работы с произведением большое значение имеет способ раздвинутых проигрываний как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов, частей. Это значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый промежуток времени, достаточный для того, чтобы непосредственные следы от игровых ощущений успевали сгладиться, и следующее проигрывание происходило опять как бы заново, то есть носило характер первого, а не второго проигрывания.
Таким образом, художественные задачи, стоящие перед детским оркестром на каждой из ступеней его обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести вперед, способствовать его художественному росту. Пути разучивания произведений в каждом коллективе могут быть различны, как не одинаковы по своему мастерству и опыту их руководители, но основополагающие принципы остаются всегда общими. Главный из них — единство художественных и технических приемов.
Заключение.
В настоящее время школа искусств является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Преемственность лучших отечественных традиций русского народного оркестра всегда обусловлена обучением, так как именно в ДШИ на самом раннем образовательном уровне существует возможность целенаправленного музыкально-эстетического воспитания детей. Занятия в оркестровом классе способствуют проявлению и развитию индивидуальных творческих сил ребенка, активизируют эмоциональное восприятие музыки, расширяют кругозор, развивают память, речь и слух, воспитывают дисциплину и ответственность оркестрантов.
Многоплановость работы руководителя детского русского народного оркестра требует оптимального, органичного сочетания творческих, организационных, психологических и педагогических знаний и навыков, Недооценка любого из этих качеств, сразу отрицательно сказывается на работе оркестра в целом.
Вот почему на современном этапе развития образования вопросы, связанные с повышением требований к квалификации художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, преподавателя со стороны государства и общества, получают все большую актуальность, Установление взаимосвязи между получением знаний, умений и навыков работы и их реализаций в практической работе с детским русским народным оркестром является одним из способов улучшения их подготовки.
Важной задачей является постоянный поиск наиболее результативных методов и приемов работы с оркестром.
Вполне естественно, что все проблемы, которые могут встретиться в практической работе с детским русским народным оркестром в ДШИ, предусмотреть едва ли возможно. Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.
Можно досконально изучить разносторонние знания специфики дирижерского искусства, но не суметь их реализовать в практической деятельности. Здесь многое зависит от личности дирижера, от его таланта, знаний, умений, мастерства и воли.
Список используемой литературы.
Гинзбург Л.М. О работе над музыкальным произведением М.: Музыка, 1981 г.
Кан Э. Элементы дирижирования Л.: Музыка, 1980г.
З) Колчева МС. Методика преподавания дирижирования оркестром народных инструментов Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, М., 1983г.
Нейгауз ГГ. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога 5-е изд. М.: Музыка, 1988г.
Сидельников Л,С. Симфоническое исполнительство М.: Советский композитор, 1991 г.