Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. | Плахота Галина Владимировна. Работа №211849
Автор: Плахота Галина Владимировна
Это обобщение опыта работы вспитателя- Плахота Галины Владимировны по развитию основ логического мышления дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Тема:
«Развитие основ логического мышления
у старших дошкольников на занятиях
по формированию элементарных
математических представлений».
(Опыт работы воспитателя Плахота Г.В.,
воспитателя МДОУ дI с №18 п.Ишалино)
2017 г – 2018 г
Содержание
1.Общие сведения
2.Портрет.
3. Папка профессиональных достижений.
4.Папка достижений воспитанников.
5. Глоссарий.
Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста
1.2 Этапы развития мышления в дошкольном возрасте
1.3 Специфика развития основ логического мышления детей дошкольного возраста
Вывод по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста
2.1 Методы и результаты исследования
2.2 Развивающая работа
2.3 Результат развивающей работы
Вывод по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности. Попробую ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большинство дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и величины предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.
В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Приблизительно к 14 годам мышление ребёнка приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребёнок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Важность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развитие основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений. »
Для того чтобы начать работу по развитию логического мышления у детей, перед собой поставила следующие задачи:
1.Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения
3. Выравнивания стартовых возможностей детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.
4. Развитие позитивного отношения к школе и себе
5. Воспитание любви к математике
Зачастую родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка мыслить. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
На первом этапе изучила теоретические аспекты развития логического мышления, познакомилась с публикациями в интернете, изучила литературу: Алябьева Е. В. «Игры для детей 5-7лет: развитие логического мышления и речи», Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для детей», Савенков А.В. «Маленький исследователь: развитие логического мышления: для детей 6-7 лет», «Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет». Составитель: Шевелев К.В., Козырева Л.М. «Развиваем логического мышления для детей 6-7 лет».
ГЛАВА І. Теоретические аспекты развития логического мышления детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Ж. Пиаже утверждал, что «Мышление человека... также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера».
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация)
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление».
В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».
Механизм логического мышления заключается в операциях логического мышления, основывающихся на четырёх законах логики: тождества, не противоречия, исключённого третьего, достаточного основания
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развитии я детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной
действительности.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в про-цессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи,
проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека. Логические
законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию, они являются отражением связей и отношений вещей материального мира.
Л. М. Фридман в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения математике в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:
- длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;
- недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;
- вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;
-включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний.
Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим
оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые
обеспечивают целостное функционирование логического мышления.
Взаимосвязь формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. Наиболее значительным исследованием в этой области явилась работа Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка» (1941), в которой автор достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия о числе у ребенка (а также и понимания смысла арифметических операций) коррелятивно развитию самой логики (формированию логических структур, в частности, формированию иерархии логических классов, т.е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т.е. качественных сериаций).
В современной науке существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что процесс структуризации логического мышления происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию логического мышления.
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.
Эксперименты по изучению детских рассуждений, понимания детьми причинно-следственных отношений, образования у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений.
Хорошо развитое логическое мышление «способных учащихся» позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе. Феномены детского мышления лишь свидетельствуют о стихийности его развития в мыслительной деятельности детей.
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако, возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.
А.А. Столяр реализуя идеи простейшей логической подготовки до-школьников разработала методику введения детей в мир логико-математических представлений о свойствах, о множестве, операций над ними
Непомнящая Р.Н. утверждает, что применение наглядных моделей при формировании математических представлений служит средством перевода детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.
«Любознательность ребенка - это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости. Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст является сензитивным для обучения опирающегося на наглядность» - так говорила Белошистая А.В.
С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований как анализ, внутренний план действий, рефлексия, синтез, обобщение. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнение, выделение существующих и несуществующих признаков, обобщение, определения понятий и т.д.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приёмов мышления также имеет определённую последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приёмов мышления существует строгая взаимосвязь, один приём строится на другом.
1.2 Этапы развития мышления в дошкольном возрасте
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Наглядно – действенное мышление
Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия. Маленький ребенок в период раннего детства буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств. Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький. Он еще не всегда может понять трехмерность вещей .
Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле. В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.
Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе .
Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления. Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой "помощи" маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной "развивающей" игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи. В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких "поделок" и любых других результатов.
Наглядно – образное мышление
Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.
В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.
Словесно - логическое мышление
В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель. Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент. К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет "диван" – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия . Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы. Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу "раннего развития", как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.
1.3. Специфика развития основ логического мышления детей дошкольного возраста
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
В литературе логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для ребенка как с общеобразовательной точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.
Практически все исследования психологов, тема которых – анализ способов и условий развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка
Академик В.В. Давыдов в этой связи отмечал: развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают геометрическое содержание. Суть проблемы в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание – системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику – активно влияет на математическое развитие дошкольника. Педагогу необходимо применять такие приемы как сериация, анализ, синтез, сравнение, конструирование, обобщение и др.
Сериация – построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации – матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации детям можно предоставить по размеру – длине, высоте, ширине, если предметы одного типа: куклы, палочки, ленты, камешки. Если же предметы разного типа, то по «величине», которая характеризует их различия (с указание, что считать «величиной»), например игрушки, отличающиеся по росту. Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.
Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы объектов по определенному признаку. Например, задается признак: все предметы кислые. Сначала у объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».
Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется раньше чем к анализу, и развивать ее активно можно с помощью конструирования. На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования, затем по памяти. Наконец, усваивает способ самостоятельно восстанавливать построение уже готового объекта. Следующий этап заданий носит уже творческий характер. Ребенок должен построить к примеру, высокий дом, гараж, но все без образца, по представлению и – самое главное – придерживаться заданных параметров (например, сложить гараж для конкретной машины).
Для конструирования используются мозаика, конструктор, кубики, разрезные картинки, рекомендуемые для каждой возрастной группы. Педагог в этих играх выполняет роль ненавязчивого помощника, его цель – способствовать окончанию работы, т.е. выполнить задуманное.
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.
например
A. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года):
Возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.
Б. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку (2-4 года): Выбери все мячики. Выбери круглые, но не мячики.
B. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам (2-4 года):
Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик [4, с. 35].
Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.
Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка в методике рекомендуют задания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. Способом организации такого всестороннего (или по крайней мере многоаспектного) рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними (предмет, явление, группа предметов), выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других, а также для установления количественных отношений
Процесс развития приема «сравнение» включает формирование следующих умений дошкольников:
· умение определять объекты сравнения;
· умение выделять признаки объектов сравнения;
· умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации;
· умение определять аспект сравнения объектов;
· умение определять причины различия или сходства объектов сравнения;
· умение формулировать результаты сравнения.
Т.Д. Рихтерман рекомендует в работе с детьми 5-6 лет по овладению логическим приемом сравнения введение алгоритма сравнения:
1) Внимательно рассмотри предметы и все, что знаешь о них, расскажи себе. Подумай, что с чем будешь сравнивать.
2) Внимательно посмотри и скажи, чем они похожи.
3) Внимательно посмотри и скажи, чем они различаются.
На начальном этапе обучения приему сравнения дети осознают смысл операции, практически учатся анализировать сравниваемые объекты и выделять признаки для сравнения. На этом этапе используются такие методы обучения как наблюдение и практическая деятельность старших дошкольников. На следующем этапе формирования приема сравнения дети учатся использовать этот прием для решения различных задач. На этом этапе большое значение приобретает дидактическая игра. Например, игра «Что изменилось?» требует тщательного анализа ситуации и выделения признаков сходства и различия. На третьем этапе прием сравнения от предметных, практических действий переходит к речевой сфере; он становится необходимым условием логических знаний и умений.
Наиболее эффективный метод обучения – игра-задание, в ходе которого следует найти сходство (или различие) по указанным признакам, например определить, какой из предметов – мяч или медведь – большой и малый. Или что может быть большим, желтым и круглым? Но вот на что следует обратить внимание: ребенок должен понять и роль ведущего. Только тогда он научится отвечать на вопросы, требующие умения охарактеризовать предмет (арбуз большой, круглый, зеленый; солнце круглое, желтое, горячее; лента синяя, длинная, блестящая, шелковая) или давать общие признаки (белое, холодное, рассыпчатое).
Сначала необходимо учить сравнивать два объекта, затем группу. Дошкольнику легче сначала определить признаки различия, затем сходства. Поэтому можно предложить такую последовательность:
1.задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие), требующие сравнения;
2. игры (вида «Найди такой же»), направленные на формирование умения сравнивать. Однако для детей 2-4 лет набор признаков, по которым он должен отыскать сходство, должен быть ясно опознаваем. Со старшими по возрасту детьми 5-6 лет – количество и характер признаков сходства можно широко варьировать.
Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию проводят либо по заданному основанию , либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как он требует определенного уровня сформированности операций – анализа, сравнения, обобщения). При классификационном разделении множества полученные подмножества попарно не пересекаются, их объединение должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество, и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основание групп.
Классификацию можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.п.);
- по размеру (в одной группе большие мячи, в другой – маленькие; в одной коробке длинные карандаши, в другой – короткие и т.п.);
- по цвету ( в одной коробке красные пуговицы, в другой – синие и т.п.);
- по форме ( в одной коробке квадраты, в другой – кружки; в третьей – кубики, в четвертой – кирпичики и т.п.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно, а что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме, кто в лесу; что бывает летом, а что зимой; что растет в огороде, а что в лесу и т.п.
Перечисленные примеры - это классификация по заданному основанию: педагог сообщает – дети разделяют. В другом случае классификация выполняется по основанию, которое дети определяют самостоятельно. Педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов). Дети самостоятельно ищут соответствующее основание. При этом основание может быть определено в нескольких вариантах.
В работе Л.Ф. Тихомировой выделены составляющие умения классифицировать. Это следующие умения:
· умение выделять свойства и признаки объектов;
· умение объединять объекты в группы на основе общего признака;
· умение определять, к какой из групп принадлежит изучаемый объект;
· умение выделять объект, не принадлежащий к данной группе по какому-либо признаку;
· умение формулировать основание классификации объектов;
· умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием.
Обобщение – оформленное в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения- формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и формировать общий признак двух и более объектов. Дети хорошо понимают этот процесс в том случае, если результат деятельности, например классификации, произведен ими самостоятельно. Операции классификации и сравнения завершаются обобщением.
Затем дошкольники способны обобщать результаты своей деятельности даже эмпирически. Но для этого педагог должен подбирать объекты деятельности, задавать вопросы и следовать разработанной последовательности, чтобы подвести к необходимому обобщению. Формируя обобщение помогать детям строить предложения, подбирать нужные термины, словесные обороты.
Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.
Вывод по первой главе.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста.
Взаимозависимость математического развития и развития логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
А.А. Столяр реализуя идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработала методику введения детей в мир логико-математических представлений о свойствах, о множестве, операций над ними.
Непомнящая Р.Н. утверждала, что «Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».
Практическая часть
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста
2.1 Методы и результаты исследования
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, в связи с этим при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:
- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;
Следующим этапом был изучен уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностического обеспечения:
- метод наблюдения
- диагностика групповая и индивидуальная
В начале практического исследования в области развития логического мышления у дошкольников я провела констатирующий эксперимент.
Цель: выявление уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Исследование проводилось с детьми подготовительной группы в количестве 24 человек в сентябре 2012года
Детям предлагалось выполнить 10 разных заданий, требующих применения логических приёмов умственных действий: анализ, синтез, классификацию, сериацию, сравнение, обобщение
Задание 1. «Подбери недостающую фигуру» (Анализ)
Задание : Из фигур, представленных на карточках, расположенных ниже черты выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса
Задание 2 «Найди одинаковые фигуры ». (Анализ)
Задание: Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам
Задание 3 «Сложи треугольник» (Синтез)
.
Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)».
Задание 4 « Сложи целую картинку из частей» (Синтез)
Задание: сложи целую картинку из частей
Задание 5 «Найди среди своих фигур похожую на яблоко» (Сравнение)
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)».
Задание 6 «Составь группу» (Сравнение)
Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)». Ребенок составляет группы, соединяя линиями подходящие фигуры. « Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)».
Задание 7 «Раздели фигуры на две группы» (Классификация)
Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).
Задание: «Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать?» (По цвету)
Задание 8 «Раздели фигуры на две группы» (Классификация)
Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются.
Задание: «Попробуй снова разделить фигуры на две группы». Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: «Эти - круги, эти – квадраты». Взрослый обобщает: «Значит, разделили по форме».
Задание 9 «Найди лишнюю фигуру» (Обобщение)
1 2 3 4 5 6
Задание: «Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 5, у неё пять углов)» «Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)»
Задание 10 «Собери пирамидку» (сериация)
Задание: «Посмотри на эти овалы и попробуй собрать пирамидку»
Дети показали следующие результаты выполнения заданий
№
Имя
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Уровень
1
РусланА
-
+
+
-
+
-
+
+
-
+
ср
2
Лия
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
ср
3
Рина
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
низ
4
Марсель
-
+
-
+
+
-
+
+
-
+
ср
5
Юля
-
-
-
+
-
-
+
-
-
+
низ
6
Эмиль
-
-
-
+
-
-
+
-
+
-
низ
7
ДаринаГ
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
8
Даша
-
-
-
+
-
-
+
-
-
+
низ
9
Настя
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
10
Радмир
-
+
-
+
-
-
+
-
+
+
ср
11
ДаринаК
-
+
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
12
Динияр
-
+
-
+
+
+
+
+
-
+
ср
13
Вова
-
-
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
14
РусланИ
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
15
Алёна
-
+
+
+
+
-
+
-
-
+
ср
16
Самира
-
-
-
-
+
-
+
-
-
-
низ
17
Никита
-
+
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
18
Ярослав
-
-
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
19
Дима
-
+
-
+
+
+
+
-
+
+
ср
20
Имир
-
-
-
+
+
-
-
-
-
-
низ
21
Милена
-
+
+
-
+
+
+
+
+
+
выс
22
Регина
-
+
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
23
Сабина
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
24
Луиза
-
+
+
-
+
-
+
-
+
+
ср
Уровни развития и баллы:
8-10 заданий = 3 балла – высокий уровень;
4-7 заданий = 2 балла – средний уровень;
0-3 задания = 1 балл – низкий уровень
Итог диагностики:
Высокий уровень - 5 человек -20.8%
Средний уровень – 13 человек-54.2%
Эти дети при выполнении заданий допускали не точности и ошибки, при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе, проявляли старательность, не отвлекались.
Низкий уровень – 6 человек -25%
При выполнении заданий допускали много ошибок, не были заинтересованы в работе, оставляли задания не доделав до конца, плохо понимали помощь педагога, отвлекались
-высокий уровень
- 20,8%
-средний уровень
- 54,2%
-низкий уровень
-25%
2.2 Развивающая работа
Результаты диагностики меня не порадовали. Детей с высоким уровнем развития выявлено всего 5 человек. Остальные дети испытывали трудности даже при выполнении казалось бы простых заданий. Такие результаты были получены возможно потому, что работа по развитию логического мышления детей идет не достаточно систематически, мало внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. Для того чтобы перевести детей на более высокий уровень развития я решила провести коррекционно-развивающую работу, систематично, целенаправленно и последовательно используя дидактические игры , упражнения и задачи
Формирующий эксперимент
Цель: определение условий способствующих эффективному развитию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Я составила перспективный план работы с детьми по развитию логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Перспективный план работы с детьми по развитию логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Содержание
работы (тема)
Задачи
Дидактические игры
Октябрь
Количество и счет
Числа и цифры от 1 до 4.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки + и -.
«Разложи правильно»,
«Куда вставить карточку?»
«Найди свою пару»,
«Сосчитай и построй»,
«Игры с мячом»,
«Сделай поровну»,
«У кого столько же?»
«Пересчитай предметы»,
«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина.
Величина.
Большой, маленький, поменьше.
«Разноцветные листья»,
«Узнай грибок»,
«Катя и Катенька»,
«Кому - что?»
Ориентировка во времени.
Знакомство с названием осенних месяцев.
«Кто работает рано утром?»,
«Путешествие ночью»,
«Было - будет»,
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка на листе бумаги.
«Кто идет в гости к Белоснежке?»,
«Кому звонит Айболит?»,
«Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук»,
«Веселый бельчонок»,
«Волшебная яблоня»,
Геометрические
фигуры
Соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.
«Магазин без продавца»,
«Покажи фигуру»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Достань названный предмет»,
«Угадай, что спрятали»,
«Конструктор»,
«Разноцветные подносы»,
«Вот какие овощи»,
Ноябрь
Количество и счет
Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.
«Сколько?»
«Рассеянный художник»,
«Сколько?»,
«Зайчата- плутишки»,
«Назови и напиши цифру»,
«Напиши правильно знаки»,
«Смотри, слушай, делай».
Величина
Длинный, короче, еще короче, самый короткий
«Какой?»,
«Фрукты большие и маленькие»,
«Деление на команды»,
«Кто быстрее?»
Ориентировка в пространстве.
Понятия:: лево - право, впереди, сзади.
«Лабиринт»,
«Помоги мышке добраться к сыру»,
«Сравни комнаты по плану»,
«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,
«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,
«Что где находится?»
«Найди и исправь ошибки»,
«Слуховой диктант».
Ориентировка во
времени.
Повторение названий осенних
месяцев. Части суток.
«Вчера, сегодня, завтра»,
«Когда это бывает?»,
«Какой сегодня день?»
Геометрические фигуры
Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.
«Какие фигуры видишь?»
«Заполни пустые квартиры»,
«Кто лишний и почему?»,
«Каких фигур недостает?»,
«Найди место»,
«Собери бусы».
Декабрь
Количество и счет
Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.
«Мальчики»,
«Какой цифры не стало?»,
«Сколько?»,
«Путаница»,
«Разложи лекарства»,
«Наведи порядок»
Величина
Часть и целое.
«Снеговики»,
«Подбери куклам одежду для прогулки»,
«Как зовут мальчиков?»
Ориентировка во времени и в пространстве
Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.
«Назови дни недели»,
«Назови скорее»,
«Назови пропущенное слово»,
«Круглый год»,
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Нарисуй картинку»,
«Покажи где?»,
Геометрические фигуры
Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.
«Разложи по коробкам»,
«Строители»,
«Продавцы»,
Январь
Количество и счет
Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.
«Исправь ошибку»,
Убираем цифры»,
«Задумай число»,
«Число, как тебя зовут?»,
«Составь цифру»,
«Сосчитайте по порядку»,
«Кто внимательный?»
«Наведи порядок»,
Ориентировка во времени и в пространстве
Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.
«Клумба»,
«Покупки»,
«Новоселье»,
Величина.
Деление предметов на 4 части.
Сравнение целое и части.
«Мишка и мишутка»,
«Башни для мишек»,
«Забор»,
«Разные дома»,
Геометрические
фигуры.
Овал. Прямоугольник, квадрат,
треугольник, круг.
«Сколько треугольников?»,
«Танграм»,
«Волшебный круг»,
«Платье для Наташки»,
«Кто где живет?»
Февраль
Количество и счет
Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.
«Что изменилось?»,
«Которой игрушки не стало?»,
«Считай, не ошибись»,
«Садовник»,
«Письмо».
Геометрические фигуры
Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция.
Повторение названий геометрических фигур.
«Колумбово яйцо»,
«Игры с разноцветными прищепками»
«Игры со счётными палочками»
Ориентировка во времени и пространстве.
Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.
«Расскажи про свой узор»,
«Путешествие по комнате»,
«Двенадцать месяцев»,
Величина.
Высокий- низкий. Часть и целое.
«Лото»,
«Где, чей дом?»
Март
Количество и
счет.
Решение задач. Соотнесение
числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.
«Заполни пустые клетки»,
«Вычислительная машина»,
«Игры с разноцветными прищепками»
Величина
Сравнение предметов по всем показаниям величины.
«Сравни пояса»,
«Подбери обувь»,
«Дорога».
Геометрические фигуры
Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур
«Гусеница»,
«Найди такую же»,
«Я найду, а ты продолжи»,
«Гном строит дом»,
«Платья для кукол»,
Ориентировка во времени и в пространстве.
Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем- март. Характерные приметы времен года.
«Лови, бросай, дни недели называй»,
«Неделя стройся!»,
«День и ночь- сутки прочь»,
«Подбери картинки»,
Апрель
Количество и счет
Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.
«Примеров много- ответ один»,
«Сколько?»
«Игры с разноцветными прищепками»
Геометрические фигуры
Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник.
«Мастерская»,
«Укрась коврик»,
«Что на что похоже?»,
«Посмотри и назови».
Ориентировка во времени и в пространстве
Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
«Комната для кукол»,
«Бабочки»,
«Запомни и выложи»,
«Времена года»,
«Игры с разноцветными прищепками»
Май
Количество и счет.
Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.
«Напиши цифру»,
«Составь задачу и запиши»,
«Помоги другу»,
«Соберемся в школу»,
Геометрические фигуры
Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.
«Сравни грузы»,
«Разбитая ваза»,
«Составь картинку из фигур»,
«На какую фигуру похож предмет?»,
«Нарисуй правильно»,
Ориентировка в пространстве и во времени.
Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.
«Поездка на трамвае»,
«Соседи медвежонка»,
«Назови скорее»,
«Нарисуй правильно»,
«Слушай и рисуй».
Эти дидактические игры были частью занятий по развитию элементарных математических представлений. Приходилось к каждому занятию готовить много дидактических материалов для индивидуального выполнения заданий.
В свободное время с детьми низкого уровня развития логического мышления проводила индивидуальные занятия
Раздел
Задачи
Игры
Количество и счет
Развивать самостоятельность, активность, закреплять умение вести счёт в пределах 10, совершенствовать навыки счета, счет предметов слева направо, согласовывать числительные с сущ. в роде, числе. Закреплять математические знаки +,-,=, <,>,и их написание. Упражнять в составлении числа из 2-х меньших. Закреплять умение соотносить числа от 0 до 9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствовать навыки счета, формировать устойчивый интерес к математическим знаниям, развивать внимание, память.
«Назови следующее, предыдущее число»,
«Назови соседей»,
«Назови меньше на 1, больше на 1»,
«Вверх, вниз по числовой лестнице»,
«Составь и реши задачу»
Геометрические фигуры
Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображать фигуры в тетради в клетку, составлять символических изображений животных из геометрических фигур. Развивать элементарное логическое мышление.
«Назови предметы данной формы»,
«Что общего и чем отличаются фигуры»,
«Найди предмет
такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм».
Определение величины.
Закреплять умение делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. Развивать мыслительную активность у детей
«Подбери шарф для куклы»,
«Подбери мебель для 3-х медведей»,
« Что выше?»,
«Построим забор».
Ориентировка во времени
Уточнять и закреплять знания о временах года, месяцах, днях недели.
«Вчера, сегодня, завтра»,
«Дни недели»,
«Режим дня»,
«Когда это бывает?»,
«Что перепутал художник?»
Решение логических задач
Развивать у детей приемы мыслительной активности(анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
Кубики Никитина,
«Волшебный квадрат», «Волшебный круг», «Волшебный треугольник»
Кроссворды и задачи в стихах
Кроме того проводила коррекционно-развивающую работу, где использовала разные дидактические игры. Работу проводила по подгруппам (4-6 детей)
Дидактические игры
Дидактическая игра №1. «Нарисуй!»
Цель: развитие знаний детей о форме.
Материал: лист бумаги и карандаш.
Ход: Дети выполняют следующее задание.
Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы
- прямоугольник находился внутри круга;
- круг находился в прямоугольнике.
Дидактическая игра № 2. «Слушай и рисуй»
Цель: развитие знаний детей о форме.
Материал: лист бумаги и карандаш.
Ход: Дети выполняют следующее задание.
Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы
- прямоугольник и круг пересекались;
- прямоугольник и круг находились рядом.
Дидактическая игра №3. «Соедини точки»
Цель: развитие ориентировки в пространстве, знаний о геометрических фигурах.
Материал: лист бумаги с нарисованными точками, набор цветных карандашей.
Дети выполняют следующее задание:
- соедините нарисованные точки
- какая фигура получилась
- сколько сторон у фигуры
- сколько углов у фигуры
- закрасьте углы красным цветом.
Дидактическая игра №4. «Графический диктант»
Цель: развитие ориентировки в пространстве, анализа и синтеза мышления.
Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.
Ход: Графический диктант. Дети рисуют по клеткам, под диктовку педагога.
Поставьте точку. От нее 2 клетки →, 1 клетка ↓, 2 клетки →, 2 клетки ↑, 3 клетки →,2 клетки ↓, 2 клетки →,4 клетки ↑, 2 клетки →, 1 клетка ↓, 1 клетка ←, 4 клетки ↓, 4 клетки ←, 2 клетки ↑, 1 клетка ←, 2 клетки ↓, 4 клетки ←, 1 клетка ↑, 1 клетка ←, 1 клетка ↑.
Дидактическая игра №5. «Чего не хватает?»
Цель: развитие знаний о геометрической форме, анализа мышления.
Материал: лист бумаги с нарисованными фигурами, цветные карандаши.
Ход: Дети выполняют следующее задание педагога.
Заполните таблицу и внесите недостающую фигуру.
Дети дорисовывают недостающую фигуру.
Раскрасьте круги красным цветом, треугольники зеленым цветом, квадраты синим цветом.
Дидактическая игра №6. «Заколдованный путник»
Цель: развитие временных представлений детей, логического мышления.
Материал: секундомер.
Ход: играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:
«Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три секунды лишь пройдет,
Путник снова оживет!»
Можно назначать различные промежутки времени. С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.
Дидактическая игра №7. «Когда это бывает?»
Цель: развитие временных представлений детей, логики.
Материал: не требуется.
Ход: Педагог загадывает время суток и показывает, что они в это время делают.
Задача наблюдавшего определить, что делает ведущий, и назвать время суток.
Дидактическая игра№8. «Время года»
Цель: ориентировка детей во времени.
Материал: лист бумаги и цветные карандаши.
Ход: педагог читает детям стихотворения о времени года, и после прочтения задает вопрос.
1) « Начало года.
Силен его мороз,
Уснула вся природа,
Теперь уж не до гроз.»
Какой это месяц года?
2) «Начало лета.
Зазолотились все луга,
В нем столько солнца, столько света,
Что сном нам кажутся снега.»
Какой это месяц года?
Задание: зарисуйте времена года о которых мы говорили.
Дидактическая игра №9. «Что-где стоит?»
Цель: ориентировка в пространстве, развитие анализа и синтеза мышления.
Материал: план-схема комнаты, лист бумаги и карандаши.
Ход: Детям показывают план-схему комнаты. Они проговариваю вместе с педагогом какой предмет где находится. Педагог убирает план-схему и дети должны нарисовать ее по памяти.
Дидактическая игра №10
Цель: развитие анализа и синтеза мышления.
Материал: карточка- чертёж с нарисованными треугольниками
Ход: Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырёхугольник
Дидактическая игра №11
Цель. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей - набор фигур к игре "Танграм", образец
Логические задачи для детей 5-7лет.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Саша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Саша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?
5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?
7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?
8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?
9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?
10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?
11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
12.Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
13.Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую.
Оле - не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек?
14. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой, а что под березой?
15.Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?
16.Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя?
17.Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, а черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
18.Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
19. Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
20. Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике.
В каких домиках жили звери?
21. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Желтая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка?
22. У Кати три коляски разного цвета: Красная, желтая и зеленая. Еще у Кати три игрушки: кукла, мишка и зайка. В красной коляске она повезет не куклу и не мишку. В желтой - не зайку и не куклу. Что повезет Катя в каждой из колясок?
23. Гусеница едет не в первом и не в последнем вагоне. Утенок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут гусеница и утенок?
24. Бабочка сидит не на цветке и не на листке. Жук сидит не на грибке и не на цветке. Пчелка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше всё нарисовать)
25. Котенок, утенок и цыпленок живут в трехэтажном доме. Котенок живет не на первом этаже и не на третьем. Утенок живет не на втором этаже и не на первом. На каком этаже живет каждый из них?
26. Кате, Тане и Оле мама купила сумки. Кате купила не зеленую и не красную. Тане - не зеленую и не желтую. Оле - не желтую и не красную. Какую сумку купила мама каждой из девочек?
27. В трех коробках лежат разные овощи. Огурцы лежат не в синей и не в красной коробке. Помидоры не в синей и в желтой коробке. В какой коробке лежит чеснок? А помидоры и огурцы?
2.3 Результат развивающей работы
Контрольный эксперимент
Цель: выявить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы.
В данном эксперименте я использовала те же методики и диагностические задания, что и в констатирующем эксперименте. Результаты эксперимента я занесла в таблицу
Дети показали следующие результаты выполнения заданий
№
Имя
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Уровень
1
РусланА
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
2
Лия
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
3
Рина
-
+
-
-
+
-
+
-
+
+
ср
4
Марсель
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
5
Юля
-
+
+
+
+
-
+
-
+
+
ср
6
Эмиль
-
+
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
7
ДаринаГ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
8
Даша
-
+
-
+
+
-
+
-
+
+
ср
9
Настя
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
10
Радмир
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
11
ДаринаК
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
12
Динияр
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
13
Вова
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
14
РусланИ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
15
Алёна
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
16
Самира
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
ср
17
Никита
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
18
Ярослав
-
+
-
+
+
-
+
+
+
+
ср
19
Дима
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
выс
20
Имир
-
+
-
+
+
+
+
+
-
+
ср
21
Милена
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
22
Регина
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
23
Сабина
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
24
Луиза
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
выс
Уровни развития и баллы:
8-10 заданий = 3 балла – высокий уровень;
4-7 заданий = 2 балла – средний уровень;
0-3 задания = 1 балл – низкий уровень
Итог диагностики:
Высокий уровень - 17 человек -70.8%
Средний уровень – 7 человек-29.2%
Эти дети при выполнении заданий допускали не точности и ошибки, при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе, проявляли старательность, не отвлекались.
Низкий уровень – 0 человек -0%
С низким уровнем развития детей не выявлено, так как работа проводилась целенаправленно, систематически и последовательно.
-высокий уровень
-70,8%
-средний уровень
-29,2%
-низкий уровень
-0%
Поэтому поэтапное обучение и правильно подобранные игры и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленные действия педагога, правильный подбор заданий и упражнений помогают ребенку в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления
Список используемой литературы
1. Михайлова З. И. Игровые и занимательные задания для дошкольников. – М., 1985.
2 Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.
3. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В.- М., 1953.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1997.
5. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное воспитание. – 1982. - №1.
6. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.
7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.; Педагогика, 1977.
8. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.
9. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.
10. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
11. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников – М. 2004.
12. Дурова Н.В., Новикова В.П. 200 упражнений для подготовки детей к школе. М.,2000.
13. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.
14. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., 1999.
15.Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1990.
16. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей. Новосибирск 2008.
17. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.
18. Белошистая А.В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2002, №6
19. Подготовительная к школе группа в детском саду: Кн. Для воспитателя. /Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение,1972. - 319с
20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. Ред. М.А. Васильева. - 9-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1982.- 160с.
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными (ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 лет).
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (
Двое
.)
Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (
Положить ее на угол стола
.)
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (
6
.)
На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (
Переложить крайнюю
.)
Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (
Положить их в угол стола
.)
Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (
По 5 км
.)
Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (
2 кг
.)
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (
Четверо
.)
Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (
Одна должна взять яблоко вместе с корзиной
.)
Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (
Ни одного. На березах яблоки не растут
.)
Может ли дождь идти 2 дня подряд? (
Не может. Ночь разделяет дни
.)
На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (
4
.)
Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (
7
.)
У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (
У кольца
.)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (
Нельзя, улетит
.)
Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.) Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.) Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.) В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.) Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.) В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.) 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.) Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.) Много рук, а нога одна. (Дерево.) Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.) Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.) Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)