Развитие памяти детей с использованием наглядных средств | Юдина Светлана Викторовна. Работа №338457
Аннотация. Статья посвящена развитию памяти у детей младшего школьного возраста, учитывая особенности их учебной деятельности. Автор подчеркивает важность использования наглядных средств обучения в процессе усвоения информации и предлагает практические рекомендации по их применению.
Ключевые слова: развитие памяти, дети младшего школьного возраста, наглядные средства обучения, игры , визуальная память.
В процессе учебной деятельности дети младшего школьного возраста сталкиваются с огромным объемом информации, которую им необходимо усваивать и запоминать. Поэтому, развитие памяти становится одним из ключевых аспектов в их обучении.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Юдина Светлана Викторовна, учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя школа №7», г. Мариуполь
Аннотация. Статья посвящена развитию памяти у детей младшего школьного возраста, учитывая особенности их учебной деятельности. Автор подчеркивает важность использования наглядных средств обучения в процессе усвоения информации и предлагает практические рекомендации по их применению.
Ключевые слова: развитие памяти, дети младшего школьного возраста, наглядные средства обучения, игры , визуальная память.
В процессе учебной деятельности дети младшего школьного возраста сталкиваются с огромным объемом информации, которую им необходимо усваивать и запоминать. Поэтому, развитие памяти становится одним из ключевых аспектов в их обучении.
Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста играют важную роль в формировании и развитии их памяти. В первую очередь, это объем и разнообразие учебного материала, с которым они работают. Чтение текстов, выучивание правил, изучение новых слов – все это требует усилий от памяти ребенка. Учебные задания и задачи, которые предлагаются им в школе, также представляют сложную нагрузку на память, поскольку требуют запоминания и последовательной обработки информации.
Но не только объем материала, но и его наглядность имеет влияние на развитие памяти у детей младшего школьного возраста. Использование наглядных средств обучения, таких как рисунки, диаграммы, таблицы, карты и модели, существенно облегчает процесс запоминания информации. Визуальные образы помогают детям представить материал более наглядно и запомнить его с большей легкостью. Кроме того, использование наглядных средств также способствует развитию внимания и мышления у детей.
Дети младшего школьного возраста особенно реагируют на игровые элементы в учебной деятельности. Игры, подвижные игровые упражнения и игровые задания помогают им не только запоминать информацию, но и развивать логическое мышление, внимание, координацию и концентрацию внимания. Это особенно важно для детей с низкой устойчивостью внимания, которые могут испытывать трудности с запоминанием информации.
Наглядные средства обучения обладают свойством привлекать внимание детей и создавать интерес к предмету изучения. Когда учащийся видит конкретные изображения или предметы, ему легче удерживать в памяти информацию о них. Например, использование моделей на уроках истории может помочь детям запомнить временные периоды и ключевые события.
Наглядные средства также облегчают структурирование информации и помогают детям организовывать свои мысли. Например, использование диаграмм или таблиц позволяет учащимся представить информацию в упорядоченном и логичном виде. Это помогает им запомнить и связать факты и идеи.
Кроме того, использование наглядных средств обучения способствует развитию визуальной памяти у детей. Различные визуальные материалы помогают тренировать способность запоминать и воспроизводить изображения.
Важным аспектом использования наглядных средств обучения является их связь с реальным опытом детей. Когда учащиеся видят предметы из реальной жизни или конкретные примеры, им легче установить связь между новой информацией и их собственным опытом. Например, использование наглядных материалов на уроках математики позволяет детям увидеть, как математические концепции применяются в реальной жизни.
Однако, наряду с использованием наглядных средств, важно также развивать и другие аспекты памяти, например, слуховую и оперативную память. Для этого могут быть использованы игры, задачи на развитие слуховой памяти, тренировки на удержание и последовательное воспроизведение информации.
Далее рассмотрим практические рекомендации по использованию наглядных средств обучения для развития памяти у детей.
1. Используйте картинки и иллюстрации. Дети хорошо воспринимают информацию через визуальные образы. Подбирайте яркие и четкие картинки, чтобы они привлекали внимание ребенка и помогали запоминать новую информацию.
2. Играйте в игры с использованием наглядных средств. Например, можно использовать карточки с изображениями и попросить ребенка находить парные картинки. Это упражнение развивает внимание и память.
3. Создавайте ассоциации. Показывайте ребенку наглядные средства, которые тесно связаны с темой, которую он изучает. Например, если изучается растительный мир, покажите картинку цветка и спросите ребенка, что он знает про это растение. Таким образом, вы поможете укрепить связи в его памяти.
4. Используйте аудиовизуальные средства. Это может быть презентация с картинками и звуковыми эффектами или видеоролики на тему урока. Комбинирование визуальной и аудио информации помогает детям лучше запоминать и улучшает их память.
5. Разнообразьте формы наглядных средств. Используйте не только картинки, но и модели, макеты, флеш-карты, пазлы и др. Разношерстное визуальное представление информации помогает закрепить её в памяти.
6. Делайте повторения. Регулярно возвращайтесь к уже изученной информации. Повторение помогает закрепить материал и улучшает запоминание.
Пользуясь вышеуказанными рекомендациями, родители и педагоги могут эффективно использовать наглядные средства для развития памяти у детей младшего школьного возраста. Комбинируя различные наглядные средства и игры, можно создать интересные и эффективные задания, которые способствуют улучшению памяти и развитию умственных способностей детей.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2010.
2. Давыдова Е.С. Проблемы формирования памяти в процессе учебной деятельности // Е.С. Давыдова. – М, 2012. – №1.
3. Литвякова, М. В. Особенности развития смысловой памяти у младших школьников / М. В. Литвякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 180-181.