Развитие памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий | Шевелькова Анна Айгениусовна. Работа №345927. Номер работы: №345927
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий. Проанализированы основные виды памяти, подходы и методы их развития. Подчеркивается роль педагогов и родителей в создании условий, способствующих улучшению памяти у детей. Особое внимание уделяется значению игровой деятельности и обучающих методик в укреплении памяти детей.
Ключевые слова: память, дошкольный возраст, познавательные занятия, развитие памяти, игра, обучение.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Шевелькова Анна Айгениусовна,
воспитатель МДОУ ИРМО «Горячеключевской
детский сад», Иркутская область
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий. Проанализированы основные виды памяти, подходы и методы их развития. Подчеркивается роль педагогов и родителей в создании условий, способствующих улучшению памяти у детей. Особое внимание уделяется значению игровой деятельности и обучающих методик в укреплении памяти детей.
Ключевые слова: память, дошкольный возраст, познавательные занятия, развитие памяти, игра, обучение.
Дошкольный возраст – это период активного психического и когнитивного развития ребенка. Одной из важнейших познавательных функций, которая закладывает основу успешного обучения в будущем, является память. Именно в этот период у ребенка формируются базовые механизмы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти имеет огромное значение для формирования речи, мышления и воображения. Воспитатели и родители играют ключевую роль в создании условий, которые способствуют эффективному развитию памяти.
Особую роль в развитии памяти у детей играют познавательные занятия, которые должны быть организованы с учетом возрастных особенностей и потребностей ребенка. В данной статье будут рассмотрены основные виды памяти, методы и приемы, способствующие её развитию, а также предложены конкретные способы включения развивающих игр и упражнений в процесс обучения детей дошкольного возраста.
Память у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием механического запоминания, но в этот период активно развивается и смысловая память, что закладывает основы для дальнейшего обучения. Существует несколько видов памяти, которые имеют значение для дошкольников:
Наглядно-образная память. Этот вид памяти основан на запоминании зрительных, слуховых и тактильных образов. У дошкольников этот тип памяти преобладает, так как они легко запоминают яркие и эмоционально насыщенные образы.
Словесно-логическая память. Словесно-логическая память начинает формироваться у детей ближе к старшему дошкольному возрасту и базируется на понимании и запоминании слов, смыслов и логических связей. Этот вид памяти особенно важен для последующего обучения в школе.
Эмоциональная память. У детей дошкольного возраста сильное влияние на запоминание оказывает эмоциональная насыщенность информации. Эмоции играют важную роль в запоминании как позитивных, так и негативных событий.
Моторная память. Моторная (двигательная) память связана с запоминанием движений и действий. У дошкольников она активно развивается в процессе игр, танцев, физической активности, что способствует улучшению общей памяти и координации.
Рассмотрим методы развития памяти в познавательных занятиях.
Для развития памяти у детей дошкольного возраста используются различные методы и приемы, которые необходимо внедрять в образовательный процесс в форме игр и познавательных занятий.
1. Игровые методы. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, поэтому развитие памяти эффективно происходит через игровую деятельность. Игры, направленные на развитие памяти, должны быть разнообразными и включать задания на запоминание картинок, слов, последовательностей и действий.
Примеры игр:
Игра «Запомни и повтори» – детям показывают несколько картинок или предметов, после чего они должны воспроизвести их порядок или назвать отсутствующие предметы.
Игра «Что изменилось?» – перед ребенком размещают несколько предметов, затем убирают один, и ребенок должен вспомнить, что изменилось.
Игра «Ассоциации» – дети учатся запоминать слова или картинки, связывая их с яркими ассоциациями.
2. Развивающие упражнения могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Они направлены на тренировку разных видов памяти, включая зрительную, слуховую и двигательную.
Примеры упражнений:
Упражнение на развитие зрительной памяти: ребенку показывают картинку с несколькими элементами на короткое время, после чего он должен вспомнить и описать, что увидел.
Упражнение на развитие слуховой памяти: взрослый читает короткий рассказ, а затем задает вопросы по содержанию.
Упражнение на развитие моторной памяти: дети запоминают и повторяют последовательность движений, что способствует укреплению двигательной памяти.
3. Использование мнемотехник. Мнемотехники – это специальные приемы для облегчения запоминания информации. Для дошкольников эффективно использовать визуальные опоры, такие как схемы, рисунки и карточки. Например, при обучении детей новым словам можно использовать карточки с картинками, которые помогают ассоциировать слово с образом.
4. Работа с текстами и стихами. Заучивание стихов и коротких рассказов помогает развивать словесно-логическую память у детей. Стихи можно сопровождать движениями или рифмами, что способствует лучшему запоминанию. Для улучшения понимания текста важно обсуждать его содержание, что также развивает логическую память.
Педагог играет важную роль в создании условий для развития памяти у детей. Он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и организовывать занятия так, чтобы они были интересными и развивающими. Важно также мотивировать детей к участию в играх и упражнениях, которые требуют запоминания.
Эффективная работа воспитателя включает:
Регулярное использование развивающих игр и упражнений на занятиях;
Постепенное усложнение заданий для стимуляции развития различных видов памяти;
Обеспечение эмоционального комфорта, так как позитивные эмоции способствуют лучшему запоминанию.
В заключение можно отметить, что развитие памяти у детей дошкольного возраста – это важный аспект подготовки к обучению в школе. Память играет ключевую роль в усвоении новой информации, развитии речи и мышления. Для эффективного развития памяти необходимо использовать разнообразные методы и приемы, включающие игры, упражнения и мнемотехники. Роль педагога заключается в создании условий, в которых ребенок может развивать свои когнитивные способности, а также в поддержке его интереса к познавательной деятельности. Познавательные занятия, насыщенные играми и упражнениями, способствуют всестороннему развитию памяти и готовят детей к успешному обучению в будущем.
Список литературы
Волкова, Н. А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. — Москва: Педагогика, 2018.
Кузнецова, О. В. Память и мышление у детей: методические рекомендации. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2019.
Петренко, Е. Н. Познавательные занятия для дошкольников: развивающие игры и упражнения. — Казань: Университетская печать, 2020.