Развитие памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий | Корепанова Людмила Александровна. Работа №338989. Номер работы: №338989
Аннотация. Статья рассматривает роль познавательных занятий в развитии памяти у детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает важность памяти как когнитивного процесса и описывает несколько аспектов, по которым познавательные занятия способствуют развитию памяти. Также описываются основные принципы развития памяти у детей дошкольного возраста: активное участие, повторение и систематичность, использование разнообразных методов, создание эмоционально-позитивной атмосферы, развитие внимания и концентрации.
Ключевые слова: познавательные занятия, развитие памяти, эмоционально-позитивная атмосфера, дошкольный возраст.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Корепанова Людмила Александровна, воспитатель
МАДОУ детский сад «Страна чудес»
Аннотация. Статья рассматривает роль познавательных занятий в развитии памяти у детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает важность памяти как когнитивного процесса и описывает несколько аспектов, по которым познавательные занятия способствуют развитию памяти. Также описываются основные принципы развития памяти у детей дошкольного возраста: активное участие, повторение и систематичность, использование разнообразных методов, создание эмоционально-позитивной атмосферы, развитие внимания и концентрации.
Ключевые слова: познавательные занятия, развитие памяти, эмоционально-позитивная атмосфера, дошкольный возраст.
Познавательные занятия играют важную роль в развитии памяти у детей дошкольного возраста. Ведь память является одним из ключевых когнитивных процессов, который позволяет нам запоминать, хранить и восстанавливать информацию. Детская память на ранних этапах развития является особенно уязвимой, поэтому ее развитие требует особого внимания и поддержки.
Влияние познавательных занятий на развитие памяти у детей дошкольного возраста можно объяснить несколькими аспектами.
Во-первых, познавательные занятия стимулируют детскую активность, что способствует более эффективному усвоению и запоминанию информации. Когда ребенок участвует в интересных и разнообразных упражнениях, его память активно включается в процесс обработки полученной информации.
Во-вторых, познавательные занятия развивают у детей многие когнитивные навыки, которые непосредственно влияют на работу памяти. Например, ребенок учится сосредотачиваться, анализировать информацию, запоминать последовательность событий, различать формы и цвета и т.д. Все это тренирует его память и способствует ее развитию.
В-третьих, познавательные занятия предоставляют детям возможность использовать разные типы памяти. Например, при обучении логическим играм дети активно используют оперативную память для решения задач, а при обучении чтению - визуальную память для запоминания графических символов. Таким образом, разнообразие заданий и упражнений помогает развивать различные аспекты памяти.
Наконец, познавательные занятия создают позитивную и эмоционально благоприятную атмосферу для обучения, что способствует лучшему усвоению и сохранению информации в памяти. Ребенок чувствует радость от получения новых знаний и успешного выполнения заданий, что, в свою очередь, мотивирует его к дальнейшему развитию и улучшению памяти.
Основные принципы развития памяти у детей дошкольного возраста определяются спецификой их познавательных возможностей и потребностей.
Первым принципом развития памяти является активное участие ребенка в познавательной деятельности. Дети дошкольного возраста лучше запоминают информацию, которую они сами получают и обрабатывают. Поэтому важно создавать условия для активного участия детей в занятиях: задавать им вопросы, предлагать решать задачи, игры и творческие задания.
Второй принцип - повторение и систематичность. Для успешного запоминания информации необходимо ее многократное повторение. При этом важно, чтобы повторение было систематическим и структурированным, чтобы дети видели логическую связь между уже изученным и новым материалом.
Третий принцип - использование разнообразных методов обучения и запоминания. Дети различны по своим индивидуальным особенностям, поэтому важно предлагать им разнообразные методы и приемы обучения. Некоторым детям легче запоминать визуальную информацию, другим - аудиальную, а третьим - двигательную. Поэтому необходимо предоставлять разнообразные возможности для запоминания информации: игры, рисование, моделирование, двигательные упражнения и т.д.
Четвертый принцип - создание эмоционально-позитивной атмосферы. Изучение и запоминание информации происходит лучше в атмосфере, где дети чувствуют себя комфортно, заинтересованы и мотивированы. Позитивные эмоции и успехи в обучении способствуют более эффективному запоминанию.
Пятый принцип - развитие внимания и концентрации. Для успешного запоминания информации необходимо обращать внимание и концентрироваться на задаче. Важно помочь детям развить их внимание и концентрацию, например, через игры, упражнения на развитие внимания и т.д.
Одним из эффективных методов развития памяти у детей дошкольного возраста является использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие визуальной, звуковой и вербальной памяти у детей. Например, игры на запоминание предметов, картинок или звуков могут стимулировать малышей к активному восприятию и запоминанию информации.
Также, важным методом развития памяти является использование ритмических песен, стишков и игр, которые помогают детям запоминать информацию за счет музыкальной поддержки. Это способствует формированию ассоциаций и укреплению памяти через музыкальные и ритмические элементы.
Другой эффективный метод – активное использование рассказов, сказок и интересных историй, так как рассказы обогащают словарный запас, развивают воображение и стимулируют малышей к запоминанию сюжетов и деталей историй. Включение разнообразных ролевых игр и квестов также способствует развитию памяти у детей дошкольного возраста, так как активное участие в играх помогает запоминать информацию и создавать ассоциации через опыт.
Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, могут быть представлены в различных формах. Так, например, использование игрушек-сортеров, в которых ребенок должен расположить предметы определенным образом, помогает развивать зрительную память и логическое мышление. Кроме того, проведение игр, в которых дети должны запоминать и воспроизводить последовательность различных действий и предметов, тренирует их оперативную память.
Для развития вербальной (словесной) памяти у детей можно использовать специальные игры, например, считалки, загадки и сказки с повторениями. Также полезным упражнением является повторение за взрослым пословиц и поговорок. Все это помогает детям усваивать новые слова, запоминать их значение и правильно употреблять в речи.
Таким образом, познавательные занятия играют важную роль в развитии памяти у детей дошкольного возраста. Они способствуют активизации памяти, развитию когнитивных навыков, использованию разных типов памяти и созданию благоприятной эмоциональной среды для обучения. Поэтому, родители и педагоги должны поддерживать и поощрять участие детей в познавательных занятиях, чтобы обеспечить полноценное развитие и укрепление их памяти.
Список литературы
Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. - М.:
Аркти
, 2006. – 156 с.
Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. — М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.
Кулагина И.Ю.,
Колюцкий
В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие – М.: Сфера, 2009.