«Развитие памяти у дошкольников с этнокультурным содержанием» | Петина Альбина Юрьевна. Работа №342173
В статье «Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством использования дидактического материала с этнокультурным содержанием" расскрывается, как через игры с этнокультурным содержанием педагог может донести до сознания детей, что они являются носителями своей народной культуры, той территории, где они проживают, а это в свою очередь, помогает развивать память и мышление ребенка.
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста
посредством использования
дидактического материала с этнокультурным содержанием»
Воспитатель
Петина Альбина Юрьевна
МБДОУ ОВ «Детский сад «Золотой ключик»
п.Копьево, Республика Хакасия
Память – основа развития всех психических процессов. Это необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной…. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью-это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяют нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память. Для того, чтобы что-то придумать, проанализировать, воспринять и переработать информацию, ребёнку приходится задействовать память – вспомнить образы, названия, запомнить последовательность или указания взрослого. Чем слабее развита память, тем больше времени и сил уходит у ребёнка на выполнение какого-либо действия, следовательно, и интерес быстро пропадает.
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели, поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка, необходимо помнить:
- Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
- Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.
- Дети очень любят соревнование, игру.
- Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание, это связанно с физиологическим развитием ребенка).
Развивать память важно в любом возрасте. Для этого существует множество способов: тренировочные упражнения, мнемотехники, специальное питание и лекарства. Но для дошкольников эффективнее развитие памяти через различные занимательные игры. К таким играм относятся дидактические игры
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом). Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры. В моём случае, это настольно - дидактические игры по ФЭМП, сделанные своими руками в содержание которых вошли элементы объектов хакасского декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.
Важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до ребёнка то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей. Это могут быть отдельные компоненты в уголках, организованных в групповой комнате: папки с национальными костюмами и традиционными узорами, народные куклы в национальных костюмах, художественная литература, образцы росписи, бытовые предметы, альбомы с фотографиями города, села, природы, животным миром, растениями и др.
Система дидактических игр этнокультурного содержания, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы.
Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти. Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога. К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:
• Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.
• Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр, к самодельным играм дети относятся более бережно и охотно участвуют в ролевых играх.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством приобщения детей к национальным традициям. Играя в эти игры, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами, стараются узнать больше о своей культуре, сравнивают, чем одни народы похожи друг на друга, чем отличаются. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания: играют в народные игры; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать, украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают. У детей формируются толерантные отношения, положительные представления и отзывы о других людях. И хочется надеяться, что в будущем эти представления, отзывчивость, так и останутся у них на всю жизнь.