Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения | Черновенко Татьяна Анатольевна. Работа №346879. Номер работы: №346879

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В данной статье рассматривается важность развития памяти у младших школьников как одного из ключевых аспектов их обучения и общего развития. Обсуждаются различные методы и приемы, способствующие улучшению памяти, а также роль учителя в создании условий для эффективного запоминания информации. Приводятся примеры практического применения различных техник на уроках, а также рекомендации для учителей, работающих с детьми в учебно-реабилитационных центрах.

Ключевые слова: память, младшие школьники, обучение, методы запоминания, развитие, педагогические технологии.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Черновенко Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР Республиканский учебно-реабилитационный центр
Аннотация: В данной статье рассматривается важность развития памяти у младших школьников как одного из ключевых аспектов их обучения и общего развития. Обсуждаются различные методы и приемы, способствующие улучшению памяти, а также роль учителя в создании условий для эффективного запоминания информации. Приводятся примеры практического применения различных техник на уроках, а также рекомендации для учителей, работающих с детьми в учебно-реабилитационных центрах.
Ключевые слова: память, младшие школьники, обучение, методы запоминания, развитие, педагогические технологии.
Развитие памяти у младших школьников – одна из важнейших задач образовательного процесса, поскольку именно память лежит в основе обучения и усвоения знаний. Память определяет способность ребенка запоминать информацию, извлекать ее из сознания и использовать в различных ситуациях. В начальной школе дети сталкиваются с большим объемом новой информации, и поэтому важно формировать у них эффективные навыки запоминания, которые помогут не только в учебе, но и в повседневной жизни.
Память можно рассматривать как многоуровневую структуру, включающую различные виды и механизмы. У младших школьников особенно актуально развивать краткосрочную и долговременную память. Краткосрочная память позволяет удерживать информацию в сознании на короткое время, тогда как долговременная память обеспечивает хранение информации на протяжении более длительного времени. Учителям важно использовать методы, которые способствуют переходу информации из краткосрочной памяти в долговременную, что в свою очередь поможет детям лучше усваивать материал.
Одним из эффективных способов развития памяти является использование игровых методик. Игры не только делают обучение увлекательным, но и активизируют процессы запоминания. Например, можно использовать карточки с картинками и словами, которые дети должны запомнить и затем воспроизвести. Игры, такие как Мемо или Найди пару, помогают развивать не только память, но и внимание, концентрацию и логическое мышление. Кроме того, такие активности создают позитивную атмосферу на уроке, что способствует лучшему усвоению материала.
Еще одной важной техникой является использование ассоциативного запоминания. Дети могут лучше запоминать информацию, если они связывают её с образами, звуками или эмоциями. Например, учитель может предложить ученикам создать ассоциации с новыми словами, используя яркие образы или истории. Чем более необычные или смешные будут ассоциации, тем легче детям будет их запомнить. Также можно использовать метод мнемотехники, который основывается на создании связей между новым материалом и уже известной информацией. Например, при изучении новых понятий можно предложить детям придумать рифмы или использовать акронимы, что помогает закрепить информацию в памяти.
К визуализации стоит уделить особое внимание. Дети в начальной школе очень восприимчивы к визуальной информации, поэтому использование диаграмм, рисунков и схем может значительно облегчить процесс запоминания. Учителя могут использовать на уроках цветные маркеры, флипчарты и другие наглядные пособия. Например, при изучении тем, связанных с природой, можно создать карту, на которой будут отмечены важные элементы, что поможет детям лучше запомнить информацию.
Важно развивать у детей навыки саморегуляции и осознанности. Упражнения на внимание и концентрацию помогут им лучше управлять своей памятью. Например, можно проводить занятия по медитации или дыхательные упражнения, которые способствуют успокоению и улучшению фокуса. Такие практики помогут детям не только развивать память, но и поддерживать эмоциональное равновесие.
Учителю стоит обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Разные дети обладают разными стилями обучения, и учителю нужно подбирать методы, которые будут наиболее эффективными для каждого ученика. Например, одни дети лучше запоминают информацию, когда она представлена в игровой форме, тогда как другие предпочитают работать с текстом или изображениями. Поэтому важно предлагать разнообразные виды деятельности, чтобы каждый ребенок мог найти свой подход к обучению.
Организация рабочего места играет ключевую роль в развитии памяти. Удобное и спокойное место для учебы, свободное от лишних раздражителей, поможет детям сосредоточиться на задачах. Кроме того, регулярные перерывы на физическую активность могут помочь детям восстановить силы и улучшить работоспособность, что позитивно скажется на их памяти.
Стимулирование интереса к учебе также является важным аспектом. Когда дети заинтересованы в предмете, они более склонны запоминать информацию. Учителям следует использовать различные формы обучения, такие как проекты, исследования и практические занятия, чтобы сделать уроки более увлекательными и значимыми для детей. Например, при изучении истории можно организовать проект, где дети исследуют свои корни и рассказывают о своих семьях. Это не только поможет им запомнить информацию, но и сделает ее более личной и актуальной.
Не менее важной задачей является вовлечение родителей в процесс обучения. Учитель может рекомендовать родителям занятия, которые помогут детям развивать память и внимание дома. Например, совместные игры, чтение книг и обсуждение прочитанного могут значительно улучшить навыки запоминания. Регулярные беседы с родителями о том, как они могут поддержать обучение своих детей, помогут создать единое информационное пространство и укрепить связь между школой и семьей.
Также стоит отметить, что развитие памяти у младших школьников не может происходить изолированно от других психических процессов. Внимание, мышление и восприятие играют важную роль в успешном запоминании информации. Поэтому учителям необходимо интегрировать различные виды деятельности, которые способствуют развитию этих навыков. Например, уроки, на которых дети учатся делать выводы, анализировать информацию и задавать вопросы, помогут не только развить память, но и улучшить критическое мышление.
Таким образом, развитие памяти у младших школьников в процессе обучения является многогранной задачей, требующей внимания и творческого подхода со стороны учителей. Использование различных методов и приемов, направленных на активизацию памяти, поможет детям успешно усваивать материал и развивать свои способности. Позитивная атмосфера на уроках, индивидуальный подход и вовлечение родителей создадут необходимые условия для формирования у детей устойчивых навыков запоминания, что в дальнейшем положительно скажется на их учебной успеваемости и общем развитии. Задача учителей – не только передавать знания, но и помогать детям осваивать эффективные стратегии запоминания, что станет важным вкладом в их будущее.
Список литературы
Букреева А.А. Коррекция памяти младших школьников // Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-pamyati-mladshih-shkolnikov
Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников // Вестник науки. 2019. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-mladshih-shkolnikov
Полтавская Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры // Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessov-razvitiya-proizvolnoy-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-didakticheskoy-igry
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×