Развитие патриотизма у детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности | Козлова Светлана Петровна. Работа №345805. Номер работы: №345805
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность. Особое внимание уделяется роли рисования, лепки и аппликации в формировании у детей базовых представлений о родине, символах страны и культуре. Изобразительная деятельность выступает как эффективный инструмент для воспитания эмоционального отношения к родной стране и её традициям.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, воспитание, родина, символы, культура, творческое развитие.
РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Козлова Светлана Петровна, воспитатель
ФКДОУ «Детский Сад №143» Минобороны России г.Саратов
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность. Особое внимание уделяется роли рисования, лепки и аппликации в формировании у детей базовых представлений о родине, символах страны и культуре. Изобразительная деятельность выступает как эффективный инструмент для воспитания эмоционального отношения к родной стране и её традициям.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, воспитание, родина, символы, культура, творческое развитие.
Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста является важным элементом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. На этом этапе формирования личности закладываются основы нравственности, любви к родине и уважения к её истории и культуре. Патриотическое воспитание начинается с простых, но важных представлений о своей стране, её символах и традициях, которые ребёнок может освоить через познавательные и творческие занятия. Одним из наиболее эффективных средств для формирования патриотических чувств у дошкольников является изобразительная деятельность, в процессе которой дети могут выразить своё отношение к окружающему миру, родной стране и её символам.
Патриотическое воспитание в младшем дошкольном возрасте начинается с формирования у детей элементарных представлений о родной стране, её символах и культуре. Важнейшую роль в этом процессе играет воспитатель, который через занятия и творческую деятельность помогает детям осознать и почувствовать любовь к своей родине. Задача педагога — создать условия, в которых ребёнок сможет развить чувство привязанности к родным местам, уважения к традициям и интерес к истории страны.
На этапе младшего дошкольного возраста дети ещё не способны воспринимать абстрактные понятия в полной мере, поэтому патриотическое воспитание должно строиться на основе конкретных образов и символов. Эффективными средствами для этого являются изображения флага, герба, природы родной страны, традиционной одежды и других культурных символов, которые дети могут воспроизводить в процессе рисования или лепки.
Изобразительная деятельность является естественным и доступным способом для детей выразить свои эмоции и осознание того, что связано с родиной. В процессе творчества ребёнок формирует своё восприятие окружающего мира, учится сопоставлять увиденное с собственными эмоциями и знаниями, что становится важным шагом в его личностном развитии.
Изобразительная деятельность предоставляет широкие возможности для воспитания у детей чувства патриотизма. В процессе рисования, лепки и других видов творчества ребёнок может не только научиться передавать свои впечатления о родной стране, но и углубить свои знания о её символах и культуре. Важнейшую роль в этом процессе играет педагог, который может направлять деятельность детей, помогая им осознавать значение изображаемых объектов.
Рисование как одна из наиболее доступных форм изобразительной деятельности позволяет детям выразить свои первые представления о родине. Например, через изображение флага или природы своей страны ребёнок осваивает базовые патриотические образы, которые остаются в его памяти и формируют эмоциональное отношение к этим символам. Важно, чтобы воспитатель не только показывал детям, как выглядят те или иные символы, но и объяснял их значение, помогая детям осознать их важность для общества и культуры.
Лепка и аппликация также являются эффективными средствами для развития патриотических чувств у детей. В процессе создания объёмных изображений дети могут более глубоко воспринять и осознать символы и объекты, связанные с родной страной. Лепка, как форма работы с материалом, способствует развитию тактильных ощущений и даёт ребёнку возможность создать своё собственное изображение родной страны или её символов, что усиливает эмоциональную связь с изображаемым объектом.
Изобразительная деятельность способствует развитию у детей эстетического восприятия родной культуры. В процессе творчества ребёнок учится не только воспроизводить окружающий мир, но и анализировать его, искать в нём красоту и гармонию. Это помогает детям более глубоко проникнуться любовью к родной стране, осознать её уникальность и значимость.
Для эффективного патриотического воспитания через изобразительную деятельность важно правильно организовать учебный процесс. Педагог должен использовать различные формы творчества, которые соответствуют возрастным особенностям детей и помогают им осознавать значение патриотических образов. Одной из ключевых задач воспитателя является создание условий, при которых дети могут свободно выражать свои эмоции и мысли, используя доступные им средства изображения.
Организация тематических занятий, посвящённых родной стране, её природе и символам, является важным элементом патриотического воспитания. Например, педагог может предложить детям нарисовать или слепить флаг своей страны, изобразить природу или создать аппликацию, посвящённую родным местам. В процессе таких занятий важно не только обучать детей технике рисования или лепки, но и объяснять им значение изображаемых объектов, развивая у них интерес к истории и культуре родины.
Воспитатель также может использовать коллективные формы творчества, которые помогают детям осознать свою принадлежность к коллективу и обществу. Совместные творческие проекты, такие как создание большого панно с изображением символов родной страны, способствуют развитию у детей чувства единства, сотрудничества и коллективной ответственности. Это помогает формировать у дошкольников не только патриотические чувства, но и навыки социального взаимодействия.
Изобразительная деятельность является важным инструментом для развития патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. Через творчество дети осваивают базовые патриотические образы, учатся выражать своё отношение к родной стране и её символам. Роль воспитателя заключается в том, чтобы направлять этот процесс, создавая условия для эмоционального и творческого развития детей, объясняя им значение изображаемых объектов и символов. Воспитание патриотизма через изобразительную деятельность помогает формировать у детей чувство принадлежности к обществу, уважение к родной культуре и любовь к своей родине, что является важной задачей современного дошкольного образования.
Список литературы
1. Гиниятова С. Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Ю. Гиниятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 389-390.
2. Носаева И. А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И. А. Носаева // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 6 (18). — С. 141–143.