Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста | Быченко Наталья Викторовна. Работа №336699

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

    Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

        В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам[Логинова с.65]

        Патриотическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу[Лунина с.5]

        Никонова Л.Е. даёт такое определение патриотическому развитию – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [ Рычашкова с. 67]

         На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое развитие имеют свои особенности и задачи:

·        формировать духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, её традициям, детскому саду, городу, его истории и достопримечательностям;

·        формировать бережное отношение к природе и всему живому;

        приобщать детей к культурному наследию своего народа, праздникам,         традициям, художественно-прикладному искусству, устному         народному творчеству, музыкальному фольклору. О важности того         чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа         написано очень много.  Детям необходимо знать уклад жизни, быт,         искусство, верования, историю предков. Именно знание истории         народа, его родной культуры поможет в дальнейшем с большим         вниманием, уважением отнестись к истории и культуре других         народов[Маханева с.3].

·        организовать творческую продуктивную и игровую деятельность детей в которой дети могут проявлять сочувствие и заботу о людях, растениях и животных.

        Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное         качество не может быть сформировано окончательно -  доброта,         вежливость, бескорыстие,  тактичность, верность, трудолюбие,         отзывчивость, коллективизм, бережное отношение к природе,         постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали, чувство         собственного достоинства и патриотизм. Тем не менее, практически все         нравственные качества закладываются и берут своё начало именно в         дошкольном возрасте.

        В развитии патриотизма детей старшего дошкольного возраста можно выделить несколько этапов:

·        Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах : «Я люблю Родину, за что не знаю сам».

·        Потребность в любви к ближним. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», писал Коменский Я.А. [Свадковский с.50].

·        Привязанность к окружающей природе, климату, играм с первых лет жизни.

·        Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, родному языку. Мысль об уважительном отношении к родному языку высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич писала, что родной язык «… как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [Мухина  с.50].

·         Объективная оценка «родного». Общие интересы будничной жизни обеспечивают духовную связь членов семьи.

·        Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.

        Все участники процесса: семья, педагоги, коллектив, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся единой системой оказывающей влияние на формирующуюся личность ребёнка.

        Таким образом, следует, что патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса  положительных качеств личности. Основой, фундаментом этого развития является эмоционально – личностный компонент. Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – процесс неразрывно связанный с развитием духовности, нравственности. Это очень трудный и деликатный процесс неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога ведущего эту кропотливую работу.

 

 

 

Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

    Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам[Логинова с.65]

        Патриотическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу[Лунина с.5]

        Никонова Л.Е. даёт такое определение патриотическому развитию – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [ Рычашкова с. 67]

         На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое развитие имеют свои особенности и задачи:

формировать духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, её традициям, детскому саду, городу, его истории и достопримечательностям;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

        приобщать детей к культурному наследию своего народа, праздникам,         традициям, художественно-прикладному искусству, устному         народному творчеству, музыкальному фольклору. О важности того         чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа         написано очень много.  Детям необходимо знать уклад жизни, быт,         искусство, верования, историю предков. Именно знание истории         народа, его родной культуры поможет в дальнейшем с большим         вниманием, уважением отнестись к истории и культуре других         народов[Маханева с.3].

о

рганизовать творческую продуктивную и игровую деятельность детей в которой дети могут проявлять сочувствие и заботу о людях, растениях и животных.

        Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное         качество не может быть сформировано окончательно -  доброта,         вежливость, бескорыстие,  тактичность, верность, трудолюбие,         отзывчивость, коллективизм, бережное отношение к природе,         постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали, чувство         собственного достоинства и патриотизм. Тем не менее, практически все         нравственные качества закладываются и берут своё начало именно в         дошкольном возрасте.

        В развитии патриотизма детей старшего дошкольного возраста можно выделить несколько этапов:

Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах

:

«Я люблю Родину, за что не знаю сам».

Потребность в любви к

ближним

. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», писал Коменский Я.А. [

Свадковский

с.50].

Привязанность к окружающей природе, климату, играм с первых лет жизни.

Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, родному языку. Мысль об уважительном отношении к родному языку высказывали многие писатели и педагоги. Так,

Алаиза

Пашкевич писала, что родной язык «… как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [Мухина  с.50].

 Объективная оценка «родного». Общие интересы будничной жизни обеспечивают духовную связь членов семьи.

Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.

        Все участники процесса: семья, педагоги, коллектив, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся единой системой оказывающей влияние на формирующуюся личность ребёнка.

        Таким образом, следует, что патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса  положительных качеств личности. Основой, фундаментом этого развития является эмоционально – личностный компонент. Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – процесс неразрывно связанный с развитием духовности, нравственности. Это очень трудный и деликатный процесс неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога ведущего эту кропотливую работу.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×