Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста | Быченко Наталья Викторовна. Работа №336699
Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам[Логинова с.65]
Патриотическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу[Лунина с.5]
Никонова Л.Е. даёт такое определение патриотическому развитию – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [ Рычашкова с. 67]
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое развитие имеют свои особенности и задачи:
· формировать духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, её традициям, детскому саду, городу, его истории и достопримечательностям;
· формировать бережное отношение к природе и всему живому;
приобщать детей к культурному наследию своего народа, праздникам, традициям, художественно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору. О важности того чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа написано очень много. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, искусство, верования, историю предков. Именно знание истории народа, его родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением отнестись к истории и культуре других народов[Маханева с.3].
· организовать творческую продуктивную и игровую деятельность детей в которой дети могут проявлять сочувствие и заботу о людях, растениях и животных.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - доброта, вежливость, бескорыстие, тактичность, верность, трудолюбие, отзывчивость, коллективизм, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали, чувство собственного достоинства и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества закладываются и берут своё начало именно в дошкольном возрасте.
В развитии патриотизма детей старшего дошкольного возраста можно выделить несколько этапов:
· Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах : «Я люблю Родину, за что не знаю сам».
· Потребность в любви к ближним. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», писал Коменский Я.А. [Свадковский с.50].
· Привязанность к окружающей природе, климату, играм с первых лет жизни.
· Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, родному языку. Мысль об уважительном отношении к родному языку высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич писала, что родной язык «… как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [Мухина с.50].
· Объективная оценка «родного». Общие интересы будничной жизни обеспечивают духовную связь членов семьи.
· Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.
Все участники процесса: семья, педагоги, коллектив, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся единой системой оказывающей влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Таким образом, следует, что патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса положительных качеств личности. Основой, фундаментом этого развития является эмоционально – личностный компонент. Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – процесс неразрывно связанный с развитием духовности, нравственности. Это очень трудный и деликатный процесс неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога ведущего эту кропотливую работу.
Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам[Логинова с.65]
Патриотическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу[Лунина с.5]
Никонова Л.Е. даёт такое определение патриотическому развитию – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [ Рычашкова с. 67]
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое развитие имеют свои особенности и задачи:
формировать духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, её традициям, детскому саду, городу, его истории и достопримечательностям;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
приобщать детей к культурному наследию своего народа, праздникам, традициям, художественно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору. О важности того чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа написано очень много. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, искусство, верования, историю предков. Именно знание истории народа, его родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением отнестись к истории и культуре других народов[Маханева с.3].
о
рганизовать творческую продуктивную и игровую деятельность детей в которой дети могут проявлять сочувствие и заботу о людях, растениях и животных.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - доброта, вежливость, бескорыстие, тактичность, верность, трудолюбие, отзывчивость, коллективизм, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали, чувство собственного достоинства и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества закладываются и берут своё начало именно в дошкольном возрасте.
В развитии патриотизма детей старшего дошкольного возраста можно выделить несколько этапов:
Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах
:
«Я люблю Родину, за что не знаю сам».
Потребность в любви к
ближним
. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», писал Коменский Я.А. [
Свадковский
с.50].
Привязанность к окружающей природе, климату, играм с первых лет жизни.
Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, родному языку. Мысль об уважительном отношении к родному языку высказывали многие писатели и педагоги. Так,
Алаиза
Пашкевич писала, что родной язык «… как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [Мухина с.50].
Объективная оценка «родного». Общие интересы будничной жизни обеспечивают духовную связь членов семьи.
Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.
Все участники процесса: семья, педагоги, коллектив, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся единой системой оказывающей влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Таким образом, следует, что патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса положительных качеств личности. Основой, фундаментом этого развития является эмоционально – личностный компонент. Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – процесс неразрывно связанный с развитием духовности, нравственности. Это очень трудный и деликатный процесс неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога ведущего эту кропотливую работу.