Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие певческих навыков для детей 4-7 лет | Барашкова Надежда Ивановна. Работа №353828

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития певческих навыков у детей дошкольного возраста (4–7 лет). Предложены подходы к организации занятий, методические рекомендации, а также приведены примеры упражнений, игр и песенного репертуара, способствующих формированию правильного певческого дыхания, звукообразования и музыкального слуха.

Ключевые слова: дети 4–7 лет, певческие навыки, вокальное развитие, дошкольное воспитание, музыкальное образование, вокальные упражнения, дыхание, слух. 

Развитие певческих навыков для детей 4-7 лет

 

Барашкова Надежда Ивановна, музыкальный руководитель

МБОУ «Бахсытская СОШ им. Д. Г. Барашкова»

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития певческих навыков у детей дошкольного возраста (4–7 лет). Предложены подходы к организации занятий, методические рекомендации, а также приведены примеры упражнений, игр и песенного репертуара, способствующих формированию правильного певческого дыхания, звукообразования и музыкального слуха.

Ключевые слова: дети 4–7 лет, певческие навыки, вокальное развитие, дошкольное воспитание, музыкальное образование, вокальные упражнения, дыхание, слух.

 

Певческие навыки – это важная составляющая музыкального развития детей дошкольного возраста, которые находятся в периоде активного освоения своей голосовой функции. В этом возрасте голосовые связки ребенка ещё формируются, что требует особого подхода к обучению вокалу. Важно учитывать как физиологические, так и психологические особенности детей, создавая благоприятную атмосферу для их музыкального самовыражения.

Одной из ключевых задач музыкального руководителя является развитие правильного певческого дыхания. У детей дошкольного возраста оно часто поверхностное, что затрудняет контроль звука и ограничивает силу голоса. Для формирования навыков диафрагмального дыхания можно использовать игровые упражнения, например: «Надуй шарик» (дети делают глубокий вдох носом, словно надувают шар, и медленно выдыхают) или «Подуй на свечу» (представляя, как задувают невидимую свечу). Эти упражнения не только помогают освоить основы дыхания, но и вызывают интерес благодаря своей игровой форме.

Еще одним важным аспектом является формирование четкой дикции. В этом возрасте у детей еще развиваются речевые аппараты, поэтому занятия должны включать упражнения на артикуляцию. Примером может служить игра «Говорящие зверята», где детям предлагается произносить звуки, имитируя животных (рычание, мурлыканье, блеяние). Такие упражнения развивают подвижность губ, языка и щек, что положительно влияет на качество произношения в песне.

При обучении пению необходимо уделять внимание развитию слуха и интонации. Дошкольники часто не могут сразу воспроизвести нужный тон, поэтому важно начинать с простых мелодий, легко запоминающихся и соответствующих диапазону детского голоса. Например, песня «В лесу родилась ёлочка» идеально подходит для тренировки интонации и мелодики, поскольку имеет плавный ритм и легко воспроизводимый диапазон.

Игра как основа обучения особенно актуальна для работы с детьми 4–7 лет. Музыкальные игры помогают увлечь детей и сделать занятия насыщенными и увлекательными. Игра «Эхо» является отличным способом тренировать слух: педагог поет или произносит короткую фразу, а дети повторяют её. Это помогает им концентрироваться на звуке и улучшать слуховое восприятие. Другая полезная игра – «Музыкальная радуга», где дети учатся различать высоту звука: низкие тона ассоциируются с землей, а высокие – с небом.

Подбор песенного репертуара играет важную роль. Важно выбирать песни, которые будут интересны детям, но при этом соответствовать их возрастным возможностям. Например, народные песни («Как под горкой под горой»), детские песенки советских композиторов («Антошка») и современные музыкальные произведения для дошкольников прекрасно дополнят программу занятий. Важно чередовать активные и спокойные песни, чтобы дети не теряли интереса.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности детей. Кто-то может стесняться петь наедине с группой, поэтому можно включать элементы индивидуальной работы, например, пение дуэтом с педагогом или в маленьких группах. Это позволит ребенку раскрыться и почувствовать уверенность в своем голосе.

Кроме того, важно, чтобы занятия включали элементы физической активности. Дети любят двигаться, поэтому музыкально-двигательные игры, такие как «Карусель» (дети кружатся под пение), помогут сделать занятия более динамичными. Связь музыки и движения развивает ритмическое чувство и способствует лучшему пониманию музыкальных фраз.

Занятия по развитию певческих навыков должны быть регулярными, но ненавязчивыми. Оптимальная длительность – 20–25 минут для младших дошкольников и до 30 минут для старших. Важно, чтобы педагог создал позитивную, поддерживающую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя свободно. Поощрение даже небольших успехов помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.

Музыкальное развитие детей требует гибкости и творчества от музыкального руководителя. Использование методик, адаптированных под возрастные особенности детей, позволяет не только формировать певческие навыки, но и развивать их эмоциональную сферу, моторику и способность к коллективному взаимодействию. Увлекательные упражнения, правильно подобранный репертуар и индивидуальный подход – это ключевые элементы, которые помогут детям полюбить пение и стать увереннее в себе.

В заключение стоит подчеркнуть, что развитие певческих навыков у дошкольников – это не только обучение вокалу, но и важный этап их общего развития. Музыкальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, способствуют гармоничному развитию и создают базу для дальнейших музыкальных успехов.

 

Список литературы

Аристова С. В. Современные технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Аристова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 268-270. — URL:

https://moluch.ru/archive/294/66798/

Курчина

В. В. Формирование устойчивых певческих навыков у детей старшего возраста посредством игровых упражнений / В. В.

Курчина

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 983-986. — URL:

https://moluch.ru/archive/104/24212/

Роговкина

Н. М.

Исходные представления о мелодии детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015.

№178.

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

ishodnye

-

predstavleniya

-

o

-

melodii

-

detey

-

mladshego

-

doshkolnogo

-

vozrasta

-

kak

-

osnova

-

razvitiya

-

pevcheskih

-

navykov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×