"Развитие певческих навыков дошкольников" | Мирошниченко Альбина Анатольевна. Работа №316617
Развитие вокальных способностей дошкольников требует поэтапной работы, необходимой частью которого является речевой этап. Дыхательные упражнения развивают органы дыхания,и артикуляционные упражнения укрепляют мышцы языка, лицевые мышцы, речевые игры развивают фонематический, ритмический и интонационный слух, формируют правильное звукообразование, улучшают дикцию, укрепляют голосовые связки., ритмодекламации, скороговорки в игровой форме понятной и интересной детям развивают голосовой аппарат детей и подготавливают его к вокализации звуков. Активное использование вышеперечисленных игровых форм помогает провести занятие пением интересно и легко и непринужденно осуществить переход от речевого к песенному этапу обучения пению.
Развитие певческих способностей детей.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Развитие вокальных способностей детей, а особенно детей дошкольного возраста состоит из двух этапов: речевого и певческого. Такой подход к вопросу обучения пению опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи.
Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным.
Прежде чем петь высоко и выразительно, ребенок сначала учится говорить высоко и выразительно. Стадия речи, как подготовительная стадия, сначала предшествует, а затем идет параллельно стадии пения. Основными видами музыкальной деятельности на речевом этапе являются вокальные упражнения и речевые игры.
Вокальные упражнения.
«Нет искусства без упражнений, ни упражнения без искусства» Протагор
Упражнения с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, куковать и т.д.), “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)
В основе упражнений и игр с голосом лежат игровые ситуации разработанные педагогами-вокалистами Е.Е. Емельяновым, Н.В Рыбкиной в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от каких-либо традиций и эстетики. В играх такого рода они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма: ребенок может сначала крикнуть, а потом запищать при этом он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.
Вокальные упражнения, как вид музыкальной деятельности, направлены на формирование и развитие речевого и певческого дыхания, способности изменять силу и высоту голоса, правильному восприятию звуков и их сочетаний, способствуют умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Начальным видом упражнений являются двигательные упражнения.
Двигательные упражнения способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки. [18]
Певческая установка – правильная поза при пении:
– сидеть (стоять) ровно;
– не сутулиться;
– корпус и шею не напрягать
– голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
–дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
– петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
– рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
Певческая установка способствует организации певческого дыхания и резонанса, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.
В процессе пения постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность исполнения.
На данном этапе обучения пению удобно и легко работать над формированием певческого дыхания.
Певческое дыхание – один из основных факторов голосообразования. На основе элементарного овладения певческим дыханием идет работа над выработкой напевности звучания. Певческое дыхание влияет на чистоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения пению он сводится к овладению плавным и равномерным выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох зависит от верно взятого вдоха. Поэтому очень важно уметь правильно и в нужном месте брать дыхание.
Научить детей спокойному вдоху помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»). После вступления к песне детям жестом дается команда сделать вдох «понюхать цветок» и сразу начать петь.
Развитию певческого дыхания способствуетигра в «Академию певческих наук». «Дошкольникам-академикам» от лица персонажа (например, Знайки-Зазнайки) задается вопрос: «Зачем мне учиться дышать по-новому? Буду делать столько вдохов, сколько смогу». Детям предлагается спеть фразу любой песни, делая частые вдохи, кажется, что песня «запыхалась», как дети, которые быстро бежали. Дошкольники экспериментально приходят к выводу, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски, вдох нужно делать в начале фразы, и после ее окончания.
Овладеть навыками певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на:
-упражнения без звука (вдох и выдох, «Трубочка», «Насос», «Обнимашки» и т. д.);
-звуковые («Воздушный шар», «Лыжник»», «Ворона», «Ёжик» (проговаривание звуков, слогов, словосочетаний различных по продолжительности);
-упражнения под музыку («Паровоз», «Пружинка», «Веселые шаги»).
Опыт свидетельствует, что в начале, полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного). Или всем «раздаем» шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте». Затем удлиняем выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колес машины, сердится кошка и т. д. Далее переходим на выдох самого закрытого гласного звука «у»: самолет, поезд: снижаем и набираем высоту голоса, изменяем громкость.
Весьма полезны дыхательные упражнения на опору дыхания. Например, в игре «Птичий двор» дети воображают, что попали на птичий двор и зовут уток: «уть-уть-уть», петушка: «петь-петь-петь», глубей: «гуль-гуль-гуль», вдруг появилась кошка: «кис-кис-кис», дети кричат: «брысь-брысь-брысь».
Дыхательные упражнения разогревают мышцы дыхательного аппарата и подготавливают его к пению.
Вокальные упражнения, применяемые на данном этапе, способствуют развитию четкой артикуляции и дикции.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Работа над дикциейначинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в песнях, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции используются упражнения артикуляционной гимнастики по системе В. Емельянова («Машина», «Заборчик», «Паровоз», «Страшная сказка» и т.д.), скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Артикуляционная гимнастика не отнимает много времени, но эффективно вовлекает дошкольников в игровую ситуацию, активизируя голосовой аппарат, помогая устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Артикуляционные упражнения для детей доступны и интересны, если в игровой форме погрузить ребенка в определенные обстоятельства, сказочную историю, игру-путешествие.
Например, путешествуя по зоопарку, дети встречают слона — упражнение «Хобот». Губы сложить трубочкой и как можно больше вытянуть вперед, затем в исходное положение и т. д. Из небольшого бассейна появляется любопытный морж — «Морж усами шевелит». Губы сложить трубочкой и, не вытягивая вперед, шевелить из стороны в сторону. Даже волк приветствует детей своей песенкой — «Песенка волка». Вытянуть шею из плеч вытянуть губы трубочкой «ууу…» А пони (упражнение «Лошадка скачет» — цокать языком) приглашает детей прокатиться по зоопарку и побывать в гостях у филина («Ухает филин». «Ух»), короля всех зверей льва («Лев зевает». Открывать рот как при зевке.) «Верблюд трясет губами». Расслабить губы и на выдохе трясти губами. «Уточка крякает». Низко опуская челюсть и широко открывая рот, крякать.
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. Этому способствуют упражнения: «Удивленный бегемот» ( отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается легко и свободно), «Горячая картошка» ( положить в рот воображаемую горячую картошку и сделать закрытый зевок; губы при этом сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена). Активизировать работу языка помогут упражнения: «Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед. Медленно двигается вправо-влево), «Уколы» ( острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, нижняя челюсть- неподвижна), «Самый длинный язычок» (высунуть язычок и пытаться достать им до кончика носа и до подбородка) и т.д.
Для укрепления голосовых связок детей, подготовки их к пению В.Емельяновым и М.Картушиной разработаны фонопедические упражнения, которые способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. Так же эти упражнения корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох. Например, в игре «Капризка» дети кричат «а-а-а», воют «у-у-у», визжат «и-и-и» , в упражнении «Езда на автомобиле» с помощью голоса изображают езду на автомобиле по ровной дороге, потом по плохой дороге, затем автомобиль занесло в кювет и т.п. развивая таким образом голос и его вибрацию.
Исследователи отмечают, что нахождение "места резонанса" является одним из самых сложных и индивидуальных моментов постановки певческого голоса.
В то же время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию, — это то его качество, сформировать которое позволяют анатомо-физиологические особенности певческого аппарата ребенка-дошкольника и которое является ведущей характеристикой эталонного звучания детского певческого голоса. Упражнения «Белочка», «Дятел», «Звуковые прятки» с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение «Колокол» («Бом, бом»), во время которых возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогают найти место «головного резонирования». Старшие дошкольники уже могут ощутить вибрацию и зафиксировать резонирование звука. Они учатся сохранять резонирование и во время пения с открытым ртом [20].
Таким образом, вокальные упражнения, как вид музыкальной деятельности, подготавливает органы речи и слуха воспитанников к восприятию правильного звука и правильному артикуляционному укладу. Данные упражнения способствуют формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривает развитие интонационной выразительности речи, обогащение эмоционального воображения.
Значение музыкально-речевых игр в развитии детей
Интересным и важным видом музыкальной деятельности направленным на развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста являются музыкально-речевые игры.
Развивающие речевые игры – вид музыкальной деятельности речевого периода обучения пению. Они подготавливают речевой аппарат к вокализации голосовых звуков.
Речевые игры дают возможность послушать свой голос, поиграть с ним. Развивают фонематический, ритмический и интонационный слух, формируют правильное звукообразование, улучшают дикцию, укрепляют голосовые связки.
В основе речевых игр лежит слово, словосочетание или фраза, «играя» с которой дети развивают свои голосовые возможности.
Сначала можно использовать для этого имена детей, приветственные слова, названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Ваня-Ванечка, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).
Во время игр отдельные слова или небольшой текст, произносятся по-разному: тихо и громко; при этом изменяется регистр голоса: высоко, низко; темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением. В процессе таких игр дети учатся управлять своим голосом, передавать с его помощью различные змоции и настроения. Текст можно произнести громко, как рассказчик, тихо, как ябида, пискляво, басом и т.д.
Далее детям предлагается «поиграть» используя потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.
Дети очень нравится игра “Слова на ладошках”, Е. Попляновой, в которой выполняют различные виды заданий, начиная от простых к более сложным.
Во время речевых игр можно использовать традиционные "звучащие жесты": коленопреклонение, хлопанье по коленям, хлопанье и щелканье, а также удары ладонями по груди и бедрам. Эти приемы развивают ритмический слух. Дети, соревнуясь в воображении и изобретательности, легко придумывают различные варианты, активизирующие их творческие способности.
Большое место среди музыкально-речевых игр занимают игры направленные на развитие дикции.Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Необходимо научить детей певческой дикции, объясняя им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показать, как произносятся отдельные фразы и слова.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Работа над дикциейначинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в песнях, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
С целью развития певческих навыков хорошо предложить детям упражнения в виде песенок-игр, когда взрослый поет запев, а дети отвечают за персонажа, пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов.
Для развития навыка выразительной дикции используется способ «стенографии» Текст может произноситься в едином ритме, затем, сначала в медленном темпе, постепенно ускоряясь, с твердой атакой звука и преувеличенной активной работой губ, а также пение при звуке одной высоты.
Важным и очень интересным этапом развития дикции у детей является ритмодекламация. Ритмодекламация или речевоемузицирование – мелодичное проговаривания текста в определенном ритме и темпе. Подобные речевые игры необходимы при развитии певческих возможностей детей, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слуховым речевым слухом.
На данном этапе развития певческого мастерства необходимым элементом является работа руками. Руки "отвечают" за определенные участки коры головного мозга.
Жесты дополняют и украшают любую речь, а во время ритмодекларирования усиливают эмоциональное воздействие как на слушателя, так и на произносящего речь ребенка. Они помогают более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет добиться успеха даже с самыми слабыми детьми.
Поскольку речевые игры предваряют переход от речевого этапа к песенному, важное обратить особое внимание на игры « Рисование голосом».
Рисование голосом – это свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Эти линии могут имитировать траекторию полета пчелы, парения птицы, движения ветра, мчащегося лыжника.
Сначала движение звука и его направление педагог показывает рукой, так как простейшим запечатлением мелодии являются ручные знаки. Направление звука голоса вверх и вниз повторяет движение руки. С помощью более активного движения рук с большей или меньшей амплитудой регулируется динамика звучания голоса. Далее «рисовать» голосом можно по заранее приготовленным педагогом рисункам, потом по рисункам нарисованными самими детьми.
Рисование голосом – единственный способ игры который учит детей самостоятельно управлять своим голосом и при этом не чувствовать себя плохо поющим, что позволяет детям чувствовать себя непринужденно и расковано. А педагогу незаметно и безболезненно для самих детей расширять диапазон детского голоса, укрепить голосовые мышцы, и совершенствовать правильное дыхание. В процессе речевых игр осуществляется переход от речи к пению, которое происходит легко и понятно в игровой форме. Эта фаза продолжается с использованием игровых методов для формирования координации слуха, а теперь и певческого голоса. Эти приемы разнообразны, например, после речевой игры " имена "мы играем в" эхо", но уже с певческим голосом.
Опыт показывает, что процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и регулярности (от простого к сложному), то есть постепенного, последовательного "опережения" сначала двух, затем трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.
Все эти приемы помогают детям легко переходить границу между речью и певческой интонацией.
Таким образом, музыкальные речевые игры организуют деятельность голосового аппарата, развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков, активизируют дыхательную мускулатуру, расширяют диапазон речевого и певческого голоса. Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает провести занятие интересно и легко и непринужденно осуществить переход от речевого к песенному этапу обучения пению.