Развитие певческих навыков посредством игровых приемов | Хомякова Татьяна Андреевна . Работа №313060
В моей статье говориться о развитии вокальных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Вокальные навыки развиваюся с использование музыкаль - дидактических игр. Также в данной статье подобрана картотека различных игр на певческое дыхание, различные упражнения. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки …»
Развитие певческих навыков посредством игровых приемов.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.
Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.
В свою очередь я разработала занятия с использованием различных игровых методик для обучения пению.
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:
1. «Душистый цветок!»
На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.
2. «Не погаси свечу».
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
3. Надуваем шарик!»«
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
4. «Петушок»
Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:
Петя,Петя,Петушок
Целый день учил стишок.
Наклоны головы вперед-назад:
А запомнил он строку
Лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!»
На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе:»Ку-ка-ре-ку!»
5.»Комарик»
Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.
6.«Лягушки!
Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.
Мы лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы….
Шелестит трава.
КВА!
Красным помидором
Месяц встал над бором,
Гукает сова…
КВА!
Под ногами кочки,
У пруда цветочки.
В небе – синева
КВА!
Месяц лезет выше,
Тише. тише, тише,
Чуть-чуть-чуть,едва:
КВА!
7.»Музыка дышит»
Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается
РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ
. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.
1. Попевка «Скок- поскок»
Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
(Низходящая поступенная мелодия, игрушкой птички - дрозда, образно можно показать движение вниз)
2. Попевка «Зимние забавы»
Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)
И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)
(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)
3. Сказка «Лесенка»
Автор В. Шейн
В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»
(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)
4. Игры- повторялочки
Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально.
5.«Мелодическое эхо»
Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить.
Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни а капелла.
ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
1.»Ниточка»
. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.
2. «Карниз»
Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз
Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз
3. «Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
4. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас, другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может
поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.
ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ
Четкая дикция- непременное условие вокального исполнения. Прежде всего дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить.
Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.
»
«Язычок и зубки»
Артикуляционное упражнение – игра на основе 10 упражнений работы В. В. Емельянова
«Фонопедический метод развития голоса»
Влево-вправо (протыкаем языком щеку слева и щеку справа,
Раз-два (опять слева) (опять справа).
Вверх-вниз
Вверх-вниз (протыкаем языком верхнюю губу и нижнюю)
Язычок не ленись!
Губки просыпайтесь, (вибрируем губами)
Ротик открывайся! (очень широко открываем рот!
Язычок покажись (кусаем кончик своего языка,
И зубов не страшись! (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом
покусывая всю поверхность языка!
А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы. (кусаем нижнюю губу).
Кусаются, кусаются
И не унимаются. (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы) То сильно обижаются. (выворачиваем нижнюю губу, обиженное выражение). То весело хохочут,
То снова обижаются!
Зубам надоело кусать -(жуем язык боковыми зубами).
Стали язык жевать
Язычок- не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, (проводим языком между верхней губой и зубами).
Хорошенечко умойтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами)
Не сердитесь,
Не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь! ((улыбаемся)
Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Статические артикуляционные упражнения:
Должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.
Динамические артикуляционные упражнения: В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе
1. Упражнение «Ручеек»
Быстрое движение вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка
2. Упражнение «Улыбка- трубочка»
- На «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный.
Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.
Скороговорки
Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы
:
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и Медведь,
Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.)
2. Проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость.
3. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь глубоко под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
4. Игра «Щенок»
.М. Картушина,., сл. С. Маршака
Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку.
«Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока»
У кого после окончания пения окажется щетка. Тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.
Все вышеперечисленные вокальные навыки развиваются постепенно Работа над ними ведется одновременно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. ИГРЫ-СКАЗКИ
«Прогулка»
автор - О. Ю. Херувимова
Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. (Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза, застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза, пролетел жук (звук «ж» продолжительный, за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно, она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)
«Обезьянки»
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри