Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие певческих способностей | Волчкова Наталья Владимировна. Работа №338318

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из интересных, доступных и любимых разновидностей музыкальной деятельности для детей всегда являлось пение, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом» – голосом. Через пение дети осуществляют огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии.

У детей развивается целостное восприятие песни: дети получают эстетическое удовольствие при восприятии и исполнении прекрасной песни, чувствуют ее характер и настроение; осознают специфику музыкальных образов песни, их взаимодействие и развитие; сравнивают образы, обобщают их по какому-либо признаку.

Развитие музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста в процессе пения
Волчкова Наталья Владимировна
МБДОУ Детский сад № 1. г. Феодосия
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), с одной стороны, значительно расширил круг задач музыкального образования и развития ребенка в период дошкольного детства:
– задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки;
– задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства;
– задачи, направленные на развитие опыта восприятия детьми музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам;
– задачи развития у детей звукового сенсорного и интонационного опыта[1].
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
С другой стороны, окружающая детей действительность не дает реального приобщения детей к хорошей песне и музыкальным произведениям. С экранов телевизоров, приемников звучат такие мелодии, которые будоражат и расшатывают психику ребенка, провоцируют детские неврозы. Данное противоречие стало актуальным для организации в нашем детском саду проекта Учимся петь красиво со старшими дошкольниками по развитию у детей музыкальных способностей в процессе певческой деятельности.
Особый акцент в проекте Учимся петь красиво сделан на использовании песни, как средства для гармоничного развития личности ребенка, формирования у детей основ музыкальной культуры, приобщения детей к миру прекрасного. В пении успешно развивается весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизируются интеллектуальные способности детей, и улучшается речь.
Целевая группа проекта:
– дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
– музыкальный руководитель;
– воспитатели;
– родители (законные представители);
– социальные партнеры.
Рассмотрим содержание проекта.
В современном мире с большой остротой обнаруживается проблема эмоциональной глухоты людей по отношению друг к другу, ведущая к социальной отчужденности. Корни этого явления во многом закладываются в раннем детстве: мамы и бабушки все реже поют песни своим детям и внукам. С раннего детства дети оставлены на попечение компьютера, телевизора, музыкального центра. Стремясь к ускоренному интеллектуальному развитию детей, родители и воспитатели детских садов добиваются навыков быстрого чтения, счета, выполнения мышечных операций, а эмоциональная сфера детей, свойственная их возрасту, не получает должной подпитки и совершенствования.
Одной из интересных, доступных и любимых разновидностей музыкальной деятельности для детей всегда являлось пение, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым музыкальным инструментом – голосом. Через пение дети осуществляют огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии.
Учитывая актуальность развития музыкальных способностей дошкольников, был разработан проект Учимся петь красиво.
Цель проекта: развитие певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
Срок реализации проекта: 1 год.
Данный проект делится на несколько этапов.
I этап – подготовительный, включает решение ряда задач.
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития певческих способностей детей.
2. Повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации по художественно-эстетическому развитию дошкольников (музыкальная деятельность) средствами корпоративного обучения (творческая мастерская, консультационный пункт, семинар-практикум, мастер-класс и другие формы работы).
3. Формирование педагогической грамотности у родителей (законных представителей) по развитию певческих способностей у детей; приобщение к конкурсному движению.
II этап – основной, решает следующие задачи.
1. Продолжать развивать у дошкольников устойчивый интерес и любовь к пению; закреплять у детей представления о вокальной музыке, о структуре песни, о некоторых способах звукоизвлечения (легато, стаккато, пунктирный ритм и других).
2. Развивать музыкальные способности детей: ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления.
3. Побуждать старших дошкольников на осознанное использование в пении музыкально-сенсорного опыта:
– различать движение мелодии: вверх, вниз, плавно, скачками;
– исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм и другие;
– свободно пользоваться в пении красотой различных динамических оттенков;
– следить за темповыми изменениями;
– использовать разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.
4. Совершенствовать у детей певческие умения, способствующие выразительному пению:
- продолжать формировать у детей правильную певческую установку;
– организовать у старших дошкольников правильное певческое дыхание: брать дыхание перед началом песни и между фразами, удерживая его до конца фразы, не нарушая целостного восприятия песни, не разрывая слова;
– развивать у детей дикцию и артикуляцию;
– вырабатывать у дошкольников точность интонирования мелодии;
– формировать у детей основы правильного звукообразования;
– совершенствовать умение детей эмоционально и выразительно исполнять песню.
5. Развивать образное мышление дошкольников, эмоциональную отзывчивость во время слушания и исполнения песен.
III этап – заключительный. Задача, решаемая на данном этапе: развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен; участию в музыкальных конкурсах.
Рассмотрим результаты проекта.
1. Дети проявляют интерес к пению; стремление к самовыражению посредством песенного творчества (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в инсценировании песен).
2. Дети понимают, осознают, разбираются в средствах музыкальной и внемузыкальной выразительности, различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
3. У детей развиты различные музыкальные творческие способности: ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые певческие представления.
4. Дети осознанно и самостоятельно используют в пении средства выразительности (музыкальной и внемузыкальной) для передачи в своем исполнительстве особенностей музыкальных образов песни:
– различают движение мелодии: вверх, вниз, плавно, скачками;
– исполняют более сложные длительности и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм и другие;
– свободно пользуются в пении красотой различных динамических оттенков;
– отмечают темповые изменения;
– используют разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.
5. У детей сформированы певческие умения:
– поют естественным, голосом, владеют приемами звуковедения, правильно используют своё дыхание (берут дыхание перед началом песни и между фразами, удерживая его до конца фразы);
– при исполнении мелодии, точно ее интонируют, исполняют ритмически верно, вовремя начинают и заканчивают пение, правильно вступают, умеют петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения;
– четко и ясно произносят слова – артикулируют при исполнении;
– бережно относятся к своему голосу, правильно его используют;
– исполняют песни в повседневной жизни в детском саду, семье, участвуют в музыкальных конкурсах
6. У детей развито целостное восприятие песни: дети получают эстетическое удовольствие при восприятии и исполнении прекрасной песни, чувствуют ее характер и настроение; осознают специфику музыкальных образов песни, их взаимодействие и развитие; сравнивают образы, обобщают их по какому-либо признаку.
7. Дети проявляет творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера. Импровизируют мелодии на заданный литературно-поэтический текст.
В ходе работы над проектом были разработаны комплексы упражнений для выработки у детей основных элементов пения на основе фонопедического метода Виктора Вадимовича Емельянова, адаптированных для детей дошкольного возраста. Комплексы включают: упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения, песенки-распевки.
Данный проект прошел апробацию на базе АНО ДО Планета детства Лада детского сада №72 Подсолнушек городского округа Тольятти в 2019-2020 учебном году. Система работы, методические материалы и песенный материал для работы с детьми выстроены на основе современных подходов к организации детской деятельности и обобщены в дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности Развитие музыкальных способностей в певческой деятельности с элементами сольфеджио Золотая нотка для детей 5-6 лет [2].
Список литературы
1. Гилязетдинова Г. Н. Цели и задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО. URL: httpsHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"://HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"nsportalHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey".HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"ruHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"/HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"userHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"/560719/HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"pageHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"/HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"zadachiHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"-HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"muzykalnogoHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"-HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"obrazovaniyaHYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"-HYPERLINK "https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey"detey (дата обращения: 16.04.2021).
2. Суворова Л. В. Золотая нотка : Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе певческой деятельности. Ульяновск : издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. 268 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×