"Развитие певческого вибрато на уроках вокала" | Куприна Елена Николаевна. Работа №287819
Автор: Куприна Елена Николаевна
В статье речь идет о развитии вибрато (итал. vibrato из лат. vibratio — колебание) — периодические изменения высоты, силы (громкости) или тембра музыкального звука или пения. Вибрато относится к музыкальным стилистическим украшениям в вокальном искусстве при сольном пении, но не применяется в хоровой музыке, где каждый голос должен соответствовать звучанию чистых нот и звучать «как один». В своей работе я применяю упражнения для развития певческого вибрато у эстрадных вокалистов, так как считаю, что оно дает долже тембральной яркости и выразительности звучанию голоса. В статье даны основные упражнения по особождению голоса, нацеленные на формирование певческого вибрато.
Статья на тему: «Развитие певческого вибрато на уроках вокала»
( подготовила преподаватель МБУ ДОДШИ № 8 г. Ульяновска
Куприна Елена Николаевна)
Вибрато для вокалиста ценно многими качествами:
1) Избавляет певца от лишнего мышечного напряжения и утомления голоса, так как представляет собой мышечное сокращение и расслабление (отдых) для голосовых связок;
2)Вибрато в голосе - это один из критериев согласованной работы всего певческого аппарата, правильной постановки голоса;
3)Вибрато способствует хорошей полетности голоса;
4)Вибрато скрадывает неточности интонирования, потому что особенность восприятия звука с вибрато такова, что даже при незначительном колебании частоты основного тона звук кажется ровным и интонационно чистым.
5) Пение с вибрато связано с совершенствованием опоры дыхания;
6)Только «теплым» «трепетным» тембром можно достичь глубины передачи эмоционального содержания исполняемого произведения.
Для тех, кто все еще хочет научиться вибрато, вот несколько простых вокальных упражнений.
1)Гласные звуки. На выдохе пропойте «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» в любом порядке. Когда вы чувствуете одышку, постарайтесь делать записи, чтобы убедиться, что ваш голос не становится ниже или выше, и не прерывайте песню учащенным дыханием.
2)Сначала произнесите гамму «до-ре-ми-фа-соль-ла-си-до», а затем в обратном порядке (по возрастанию и по убыванию). В этом случае для навигации лучше всего выяснить источник звука, как следует произносить ноты и повторять как можно более похоже. Если удачно попасть в ноты, вы получите эффект резонанса.
3)Попробуйте стать кукушкой, чтобы развить свой голос и тон. Сделайте несколько глубоких вдохов и на следующем вдохе издайте громкое кукушечное «ох».
4)Упражнение аналогично предыдущему, но нужно постараться почувствовать себя волком, а не коротким «свистом» - на высокой высоте максимально растянуться: «У-у-у-у-у-у».
5)Вернемся снова к гласным и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У», и произношение будет достаточно коротким. Следовательно, вы переключитесь с высокой громкости на малую. Затем можно повторить в обратном порядке.
После этих упражнений голос станет ясным, а напряжение мышц уменьшится.
Упражнения стоя
1)Мысленно выпрямите позвоночник и пройдите взглядом по каждому позвонку
Проводим вибрацию по животу ладонью несколько секунд
При выдохе на слог «ха», «ха» толкаемся передней брюшной стенкой
2)Губы сжать неплотно, на выдохе издаем звук «мммм», и чувствуем легкую вибрацию на губах. Представьте себе вибрирующий звук, исходящий из глубины, но постепенно повышающийся и вибрирующий на губах.
3)В свободном теле появляется вибрация - свободными губами имитируем звук работающего двигателя - звук «бр-бр». Губы при этом расслаблены. Попробуйте расслабить мышцы горла, лица, шеи и челюсти, чтобы усилить вибрацию. Делайте упражнения на зевке.
После выполнения вибрационного упражнения нужно подключить резонатор-пробел для усиления звука. Без резонатора даже не слышно голоса друг друга.
Звуковой резонатор головы - это полость в верхней части лица, околоносовая полость, когда мы чувствуем вибрацию в носу.
Есть термин «петь в маску», что означает «резонировать в верхней части лица в карнавальной маске». Резонатор грудной полости - это грудная полость, которая усиливает звук.
Вообще говоря, все наше тело является резонатором, поэтому важно научиться чувствовать вибрацию всего тела и представлять себе, что все тело полно звука и вибрации.
Снимаем зажим в гортани
Необходимо расслабить мышцы гортани, чтобы звук был легким и свободным. Следует сделать несколько упражнений. Все мы знаем, как «петь н зевке», чтобы сделать звук более округлым.
Именно поэтому мы зеваем, но должны закрывать рты, как будто мы зеваем перед людьми, когда в комнате скучно или душно. Губы сомкнуты, нижняя челюсть опущена, мягкое небо приподнято, ноздри расширены.
В этой позиции мы молча говорим О-У-Э-А. Стараемся не менять артикуляцию и следить за положением челюсти - вперед не выдвигать. Губы сомкнуты, а вот зубы наоборот. Расстояние между зубами 2 пальца. Зев широко открыт.
Добавляем звук при выдохе, звук круглый-О, Э. Затем прикладываем ладони к губам и проверяем плавность звука.
Контролируем поток воздуха, чтобы он выходил равномерно, спокойно и медленно.
Движение может быть очень сложным: добавляем вибрационное движение, то есть заменяем вышеуказанное движение вибрирующей диафрагмой - легким подергиванием, при котором выступает передняя стенка живота.
Чтобы развить свободу гортани, преподаватель рекомендует представить горячую картошку во рту - распустившийся цветок во рту или в области зева.
Существуют способы развития певческого вибрато: механичский, дыхательный, фонетический, фонетико-механический.
Механический способ.
1.Исходное положение: стоя, ноги прямые, расставлены на ширину шага, наклониться, живот отвис. Пальцами толкать низ живота в ритме 4 восьмых, потом в ритме 6 восьмых и тянуть гласный звук «А» в фальцетном регистре. Темп быстрый.
2.Исходное положение: сесть развалившись, тянуть звук «А», качая руками живот в ритме 6 восьмых.
3. Тянуть звук «А», тряся кистами рук.
Дыхательный способ.
1) Очень быстро подышать носом и ртом (нос-вдох, рот- выдох)
2)Погасить дыханием 6 свечек за 1 секунду в ритме 6 восьмых
3)Проделать предыдущее упражнение на звуке в фальцетном регистре.
Фонетический способ ( комплекс пульсирующих упражнений)
1)Хохот на звуке с толчками живота, тело подвижно ( на украинском «га»), рот открыт, челюсть свободна и неподвижна ( «утробный» смех)
2)Упражнение с подыгрыванием на фортепиано, исполнять в грудном и фальцетном регистрах, на украинском «га») и чистом « а». Упражнение повторить в 4 тональностях: As,A,B,A.
Фонетико-механический способ
1)Исходное положение6 грудная клетка поднята и удерживается, на каждый звук живот толкается руками2)Вибрато с помощью педагога или ученика: одной рукой придерживать поющего за поясницу, а другой рукой колебать его живот снизу вверх в ритме триолей ( звук тянется на высокой ноте)
Все вышеперечисленные упражнения помогут начинающим вокалистам развить в голосе вибрато. Выполняйте эти упражнения, и вы почувствуете, что ваш голос улучшился.