Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования | Ромащенко Дарья Николаевна. Работа №351435. Номер работы: №351435
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников через активное вовлечение их в процесс экспериментирования. Рассматриваются различные формы и методы работы, направленные на развитие познавательной активности детей, их умения ставить вопросы, искать ответы и решать задачи. Акцент сделан на важности создания условий для развития исследовательских навыков с использованием доступных материалов и простых научных экспериментов. В статье также освещены примеры практических действий, способствующих формированию у детей основ научного познания и креативного мышления.
Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, дошкольники, экспериментирование, познавательная активность, научные эксперименты, развитие мышления, творческое исследование.
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Ромащенко Дарья Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад 55» комбинированного вида «Чудесница»
г. Воркута
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников через активное вовлечение их в процесс экспериментирования. Рассматриваются различные формы и методы работы, направленные на развитие познавательной активности детей, их умения ставить вопросы, искать ответы и решать задачи. Акцент сделан на важности создания условий для развития исследовательских навыков с использованием доступных материалов и простых научных экспериментов. В статье также освещены примеры практических действий, способствующих формированию у детей основ научного познания и креативного мышления.
Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, дошкольники, экспериментирование, познавательная активность, научные эксперименты, развитие мышления, творческое исследование.
Дошкольный возраст — это период активного формирования базовых когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Одним из важнейших аспектов этого этапа развития является развитие познавательной активности, любознательности и исследовательских навыков у детей. В связи с этим важной задачей воспитателя становится создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов, который позволяет детям не только узнать о природных явлениях, но и учит их искать ответы на свои вопросы, пробовать разные подходы к решению задач. Эксперимент как форма познания помогает ребенку осваивать процесс научного поиска через практическую деятельность, развивая тем самым не только его познавательные способности, но и креативное, критическое мышление.
Экспериментирование представляет собой процесс практической деятельности, в ходе которого дети ставят простые научные гипотезы, наблюдают, что происходит в результате тех или иных действий, делают выводы и учатся обобщать результаты. Это не только помогает детям понять основные принципы взаимодействия явлений в природе, но и развивает их логическое и творческое мышление.
Дошкольники активно взаимодействуют с окружающим миром, и через эксперименты им предоставляется возможность задавать вопросы, искать на них ответы, а также исследовать различные свойства предметов и явлений. Экспериментальные исследования становятся основой для формирования у детей любознательности и научного подхода к решению проблем.
Поисково-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности у детей, формирует у них интерес к изучению окружающего мира. В ходе экспериментов дети учатся предсказывать последствия своих действий, развивают умение делать выводы на основе полученных результатов, а также начинают понимать причинно-следственные связи.
Эти навыки являются важными не только для интеллектуального развития детей, но и для их социальной адаптации в будущем. Умение ставить вопросы и искать ответы помогает детям становиться более самостоятельными в процессе познания, а также формирует устойчивую мотивацию к обучению.
Экспериментирование развивает у детей креативное мышление, так как процесс поиска решения часто требует нестандартного подхода. Дети учат анализировать ситуацию, пробовать разные варианты решений, а также разрабатывать собственные идеи и гипотезы.
Кроме того, критическое мышление, которое также развивается через экспериментальную деятельность, помогает дошкольникам в дальнейшем более осознанно подходить к решению задач, принимать обоснованные решения и аргументировать свою точку зрения.
Для эффективного вовлечения дошкольников в поисково-исследовательскую деятельность необходимо использовать простые, доступные и безопасные формы экспериментов, которые соответствуют возрастным особенностям детей.
Одной из самых простых и доступных форм экспериментирования является наблюдение. В процессе наблюдений дети могут исследовать природные явления, поведение животных, изменения, происходящие с растениями, и многое другое. Например:
Наблюдения за растениями: дети могут посадить семена в землю и ежедневно наблюдать за тем, как они прорастают, какие изменения происходят в процессе роста.
Наблюдения за погодой: фиксирование изменений в температуре, осадках, ветре и их воздействие на окружающую среду.
Наблюдения развивают у детей внимание, способность фиксировать изменения в окружающем мире и делать выводы на основе своих наблюдений.
Простые научные эксперименты, такие как эксперименты с водой, воздухом, светом или магнитами, помогают детям наглядно понять базовые принципы науки. Например:
Эксперименты с водой: дети могут изучать, какие предметы тонут, а какие плавают, что происходит при замораживании воды, как вода меняет свой цвет при добавлении красителей.
Эксперименты с магнитами: дети могут исследовать, какие материалы притягиваются магнитом, а какие нет.
Простейшие эксперименты с воздухом: дети могут исследовать, как воздух может двигать легкие предметы или как он влияет на форму воздушных шариков.
Такие эксперименты развивают у детей умение предсказывать, что произойдет при определенных действиях, а также учат работать с материалами, проводить наблюдения и фиксировать результаты.
Дети могут научиться выдвигать гипотезы (предположения) и проверять их в процессе экспериментов. Например:
Гипотеза о том, что теплый воздух поднимет воздушный шарик. Дети могут провести эксперимент, который покажет, как тепло влияет на предметы, что способствует развитию логического мышления и умения проверять гипотезы.
Гипотеза о том, что предметы разного цвета нагреваются по-разному. В ходе эксперимента дети могут изучить, как различные цвета воздействуют на температуру предметов при нахождении их под солнечными лучами.
Работа с гипотезами развивает у детей критическое мышление, умение формулировать предположения и проверять их через эксперименты.
Включение творческих элементов в экспериментальную деятельность стимулирует воображение и креативность детей. Например:
Создание «сказочных» экспериментальных ситуаций: в ходе экспериментов дети могут фантазировать, что их предметы — это части волшебного мира, и они могут экспериментировать с ними, проверяя различные эффекты.
Создание «цветных дождей» с помощью различных жидкостей или красителей: такие эксперименты расширяют кругозор детей, развивают фантазию и творческий подход.
Важным аспектом развития поисково-исследовательской деятельности является вовлечение детей в реальные, практические эксперименты. Например:
Исследование растений. Дети могут посадить цветы или овощи в горшки и наблюдать за тем, как они растут. Это может включать в себя такие эксперименты, как наблюдения за тем, что происходит с растениями в разных условиях (в темноте или на свету, с разной температурой).
Магнитные эксперименты. Дети могут проводить эксперименты с магнитами, изучая, какие предметы магнитятся, а какие — нет, как разные материалы влияют на силу магнитного поля.
Эти эксперименты не только дают детям знания о природе и явлениях, но и формируют у них основы научного метода — наблюдение, гипотезу, эксперимент, вывод.
В заключение можно отметить, что развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование является эффективным методом стимулирования познавательной активности детей. Эксперименты помогают детям на практике осваивать научные концепты, развивают их мышление, творческие способности и критическое восприятие окружающего мира. Важно, чтобы воспитатель создавал разнообразные условия для проведения экспериментов, учитывая возрастные особенности детей и их потребности в самостоятельном поиске ответов на вопросы. Через такие исследования дети не только развивают умение делать выводы, но и учатся работать с материалом, ставить цели, проверять гипотезы, что способствует их всестороннему развитию и подготовке к более сложным интеллектуальным задачам в будущем.
Список литературы
Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет [Текст] / Н.М. Зубков – М.: Речь, 20
20
.
Иванов, В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников [Текст]/ В.Г. Иванов. – Л.:
Изд
- во ЛГУ,
2020
.
Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]/ А. И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. -
М. :
ТЦ Сфера, 20
18
.