Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" | Щетинина Ольга Юрьевна . Работа №320858

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сказкотерапия может рассматриваться как очень перспективный, показавший свою эффективность на практике метод развития эмоциональной стороны личности дошкольников в целом и в часности- как метод, который может успешно применяться для развития такого важного качества, как способность к эмоциональной идентификации. Новизна проекта заключается в том, что мы создаём условия для формирования предпосылок эмоционального интеллекта начиная с младшего дошкольного возраста. Именно младший дошкольный возраст является благодатным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей. 

 

МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка»

 

 

 

 

 

 

«РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАМКАХ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ДОБРЫЙ ГНОМ»»

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

Щетинина О.Ю., воспитатель

 

 

 

 

Нижневартовск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта

2. Актуальность и новизна проекта

3. Этапы реализации проекта

4. Приложение

5. Список литературы

1.Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Щетинина Ольга Юрьевна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка»

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

Современный детский сад: образовательная среда возможностей и психологического благополучия.

Направление педагогического проекта

Творческий, долгосрочный

Название (тема) педагогического проекта

Развитие понимания эмоций у детей младшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии в рамках детско-родительского клуба "Добрый гном".

Решаемая ключевая проблема

Недостаточное развитие навыков саморегуляции и управления эмоциями у детей и родителей, низкий позитивный эмоциональный фон.

Цель (-и) педагогического проекта

Формирование предпосылок развития эмоциональной сферы дошкольников младшего возраста посредством сказкотерапии.

Целевая группа

Дети дошкольного возраста от 2 до 4 лет, родители (законные представители)

Основная идея педагогического проекта

Создание детско-родительского клуба "Добрый гном" по формированию предпосылок развития эмоциональной сферы дошкольников младшего возраста посредством сказкотерапии

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Сказкотерапия на сегодняшний день может рассматриваться как очень перспективный, показавший свою эффективность на практике метод развития эмоциональной стороны личности дошкольников в целом и в частности – как метод, который может успешно применяться для развития такого важного качества, как способность к эмоциональной идентификации.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Сказкотерапия

Значимые продукты педагогического проекта

-создание детско-родительского сообщества и гармонизация отношений ребенок-родитель-педагог;

- заинтересованное, неформальное участия детей, родителей и педагогов в реализации программы ЛРОС

Личный вклад педагога в изменения в ОО

-профессиональная компетентность;

-использование

образовательных технологий;

разнообразие форм работы;

передача опыта;

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Мероприятия в рамках детско-родительского клуба "Добрый гном".

Выступление на педагогическом совете.

Выступление на родительском собрании

 

 

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка».
(Л.С. Выготский).

 

2. Актуальность и новизна проекта

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, обидой, страхом. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально- коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Новизна проекта заключается в том, что мы создаём условия для формирования предпосылок эмоционального интеллекта начиная с младшего дошкольного возраста.

Именно младший дошкольный возраст является благодатным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

У детей младшего дошкольного возраста происходит развитие начал выражения эмоций радости, грусти, злости, страха главным образом жестами и пантомимикой. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце» (отсутствие чувства), о котором писал Л.С.Выготский. Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок живет в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддается коррекции. Поэтому взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Для успешного формирования предпосылок развития эмоциональной сферы дошкольников младшего возраста, я выбрала метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева). Метод сказкотерапии уже анализировался во многих работах Т.М. Грабенко, Т. А. Дороновой,Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой  и другими авторами, которые считали, что сказка это самый простой путь к внутреннему и эмоциональному миру ребенка.

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Сказкотерапия, как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Отталкиваясь от типологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, можно представить классификацию сказок, используемых в настоящее время в сказкотерапии.

 

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

 

Сказки народов мира: «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).

 

Произведения русской классической литературы: В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном...»; А. Плещеев «Травка зеленеет...», «Уж тает снег...»; А.Пушкин «Ветер по морю гуляет...», «[...яблоко] Оно соку спелого полно...»; А. Блок «Зайчик»; И. Суриков «Первый снег пушистый...»; Л. Толстой «Была у Насти кукла...», «Пошла Катя поутру...», «Деду скучно было...», «Спала кошка на крыше...», «У Вари был чиж...», «Саша был трус...», «У Миши были сани...», «Нашли дети ежа...», «Сел дед пить чай...»; Ф. Тютчев «В небе тают облака...»; К. Ушинский «Васька», «Два коз­лика», «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор зверей»; А. Фет «Чуд­ная картина...», «Ласточки пропали...», «Кот поет, глаза прищуря...»; С. Черный «На коньках».

 

Произведения современной русской и зарубежной литературы: Я.Аким «Откуда», «Елка наряжается»; 3. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот с насиженной гнилушки...», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели...», «Мы пускаем пузыри»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Сны», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы...», «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н. Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; В. Сутеев «Цып­ленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал „мяу"?»; Я. Тайц «Кубик на кубик», «Ага»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег...», «Глубоко ли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке...», «Голуби»; С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит — убе­жит...»; Д.Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В.Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуков­ский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики сме­ются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Шабад «Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.); Д. Биссет «Га-га-га» (англ.); А. Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубин «Очки» (чеш.); У.Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик» (укр.); С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. Карем «Мой кот», «Цыпленок», «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); JI. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ф.Мугур «Рило-Иепурило и Жучок с золотыми крылышками» (рум.); Ногути Удзе «Ку­кушка» (яп.); Ю. Тувим «Где очки?» (пол.).

 

Этапы реализации проекта

Реализация проекта включает в себя три этапа:

1 этап – подготовительный:

-изучение научной литературы по теме проектного исследования;

-изучение опыта других педагогов по данному направлению;

-выбор сказок для работы с детьми по чтению, театрализации и иллюстрированию сказок;

-составление планов-конспектов открытых занятий с детьми младшего дошкольного возраста, подготовка наглядного, раздаточного материала для занятий;

- подбор диагностических инструментов и материалов для анкетирования родителей;

Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми как в ходе занятий , так и за её пределами.

Параметры для наблюдения

Критерий 1. Идентификация эмоций по мимическим признакам

Индикаторы:

Ребёнок различает мимические признаки зл

ости, страха, грусти, радости.

Определяет эти эмоции на схемах, рисунках, фотографиях и в живом общении по мимическим признакам.

Может обозначить эмоции словами.

Критерий 2. Идентификация эмоций по пантомимическим признакам и действиям

Индикаторы:

Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх) по позе, жестам, движениям.

Может сопоставить действия и эмоции

Критерий 3. Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам

Индикаторы:

Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх) в речи по лексике, интонации, громкости, темпу.

Критерий 4. Идентификация эмоций в произведениях искусства

Индикаторы:

Ребёнок может назвать, какие эмоции у него вызывают определённые произведения искусства (картина, скульптура, музыка, литературное произведение).

Ребёнок интерпретирует характер, настроение произведения, давая ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка).

Критерий 5. Понимание и использование эмоционального словаря, ментального словаря

Индикаторы:

Ребёнок верно интерпретирует эмоциональное содержание высказываний.

Ребёнок понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями.

По каждому критерию в бланк заносятся баллы от 1 до 10 в соответствии с уровнем развития компетенции.

Ф.И.О ребёнка

Идентификация эмоций

 

 

 

1.

 

 

Включенность родителей как активных участников проекта создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты помогают родителям организовывать содержательное общение с ребёнком. Совместная работа в рамках проекта помогает родителям осознанно содействовать социально-эмоциональному развитию ребёнка.

Дополнительный инструмент — экспертная оценка родителей посредством заполнения специального опросника. Анкета для родителей «Идентификация эмоций»

Насколько хорошо вашему ребенку удается распознавать и понимать

эмоции? Оцените по 10-бальной шкале каждое из утверждений

(1 – это совсем не характерно для него, 10 – он умеет это как никто другой)

УТВЕРЖДЕНИЕ

БАЛЛ (от 1 до 10)

Ребенок разбирается в эмоциях.

 

Ребенок может аргументированно объяснить, почему он считает, что другой человек испытывает ту или иную эмоцию, основываясь на внешних проявлениях

 

Ребенок может легко изображать эмоции других

 

Ребенок понимает причины своих эмоциональных состояний

 

У ребенка богатый словарный запас в области эмоций.

 

ИТОГО (СУММА БАЛЛОВ) (пожалуйста, перенесите полученную цифру в бланк анкеты)

 

 

В опросниках родители по желанию могут в свободной форме привести информацию о ребёнке и особенностях его социально-эмоционального развития, которую, по их мнению, необходимо знать педагогу. Эту информацию важно принять к сведению и учитывать при построении образовательной и воспитательной траектории развития ребёнка.

Данные опроса родителей не могут быть использованы для сравнения детей!

Результаты могут быть полезны для выделения сильных сторон конкретного ребёнка и выбора его индивидуальной траектории развития.

 

2 этап - основной.

Организация работы детско- родительского клуба «Добрый гном

Занятия в рамках детско- родительского клуба проходят 1 раз в неделю в вечернее время продолжительностью не более 15 минут. Каждый месяц дети знакомятся с новой сказкой. Рекомендуется начинать занятия с обязательного ритуала входа в сказку, для создания настроя на совместную работу и выхода из сказки, используются психогимнастические этюды, которые позволяют снять телесные и эмоциональное напряжения.

Занятия соотносятся с целевыми ориентирами ДО, к которым относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

-умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отноше­нию к окружающим.

-откликается на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

-эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

-слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выраже­нием читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, -проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

-проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы.

-пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Правила проведения занятий в рамках детско- родительского клуба «Добрый гном»

1.Центральный момент – добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.

2.Педагог должен найти адекватный способ включения детей в деятельность. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

3.При проведении занятий обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

4.Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

5.С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются

звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.

6.Важную роль играет психогимнастика. Использование данного метода

побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

7.Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый

анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям, комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь наводящими вопросами.

8.Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить

интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.

9.Требование к помещению. Занятия проводятся в удобном месте – отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.

 

Перспективное планирование работы детско- родительского клуба «Добрый гном»

Название сказки

 

Виды деятельности

сроки

Работа с родителям

1.«Курочка

Ряба»

 

- Прослушивание сказки, беседа

-развитие двигательной активности

«Курочка и цыплятки»

- художественная деятельность

«Зёрнышки для курочки и

цыпляток»/лепка, рисование/;

-пальчиковый театр совместно с родителями

 

1 неделя сентября.

 

2 неделя сентября.

3 неделя сентября.

4 неделя сентября.

 

Знакомство родителей

с понятием

«сказкотерапия»

Участие родителей в коллективной деятельности (лепка, рисование)

 

2. «Репка» -

- прослушивание сказки, беседа

- прослушивание музыкальных

этюдов по сюжетам сказки,

- работа над выразительностью речи в пальчиковом театре в исполнении детей,

- развитие двигательной активности «К дедушке в гости»

1неделя октября

2 неделя октября

3 неделя октября

4 неделя октября

Консультация

«Воспитание

сказкой»

Участие родителей в пальчиковом театре «Репка»

Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сказке.

3. «Колобок»

- прослушивание сказки, беседа

- художественная деятельность

«Колобок»/рисование, лепка/

- разучивание хоровода

« Колобок»

-Инсценировка сказки детьми.

1 неделя ноября

2 неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября

Рисование

совместно с

родителями

«Волшебная сказка»

4.«Теремок»

- прослушивание сказки, беседа

- развитие двигательной активности

/музыкально ритмические игры «У медведя во бору»/,

- кукольный театр в исполнение педагога и родителей,

- коммуникация д/и « Угадай кто кричит»

1 неделя декабря

2 неделя декабря

3 неделя декабря

4 неделя декабря

Участие родителей показе кукольного театра «Теремок»

Помощь родителей в создании медиатеки

5.«Три медведя»

- прослушивание сказки, беседа

- развитие математических

способностей «Три медведя»

/нод ФЭМП/

- прослушивание музыкальных

этюдов, музыкально ритмические игры,

-инсценировка сказки детьми с родителями

1 неделя февраля

2 неделя февраля

3 неделя февраля

4 неделя февраля

совместный показ сказки «Три медведя»

 

Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сказке.

6.«Маша и

медведь»

- прослушивание сказки, беседа

- музыкально ритмические игры по содержанию сказки,

- художественная деятельность

«Пирожки для Машеньки» /рисование, лепка/

- настольная игра «Машенька и

медведь»

- пальчиковый театр в исполнение детей и родителей

1неделя марта

2неделя марта

3 неделя марта

4 неделя марта

Участие родителей совместно с детьми в показе пальчикового театра «Маша и медведь»

7.«Лиса и заяц»

- прослушивание и беседа по сказке,

-музыкально- ритмические игры

«Зайка серый умывается»,

-художественная деятельность

«Морковка для зайки»/лепка/

- драматизация сказки детей и

родителей,

1неделя апреля

2 неделя апреля

3 неделя апреля

4 неделя апреля

Совместный показ

Спектакля «Лиса и заяц»

Консультация «Роль музыкально- ритмических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста)

8. «Лиса, кот и петух»

-прослушивание и беседа по сказке

- инсценировка сказки педагогом совместно с родителями

-Ритмическая игра «Хитрая лиса»,

- теневой театр в исполнение детей.

1 неделя мая

2 неделя мая

3 неделя мая

4 неделя мая

Участие в инсценировки сказки «Лиса, кот и петух»

Родительское

собрание

«Результаты работы детско- родительского клуба «Добрый гном»»

 

3 этап- заключительный:

-Рефлексия проекта;

-Диагностика детей;

-Анкетирование родителей;

-Создание предметно пространственной среды в группе:

1.Обновление книжного центра художественной литературой

2. Оформление театрального центра в группе

коврограф

(

фланелеграф

).

различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.

костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».

маленькая ширма для настольного театра.

атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).

атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

 

Вывод.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.   Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

 

Приложение1

Консультация для родителей: «Значение сказок в жизни человека»

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

Как итог:

- Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка ...

- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!»

Рекомендации родителям

- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

 

Используемая литература:

 

Н.Е.Вераксы

,

Т.С.Комаровой

,

М.А.Васильевой

Основная образовательная программа

От

рождения до школы Москва Мозаика-Синтез 2016 г.

2.

Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в младшей группе (3-4 лет)».

Иванова Э.И. Расскажи мне

сказку./

Сост. Э.И. Иванова. –

М:изд

.

«Просвещение»,1993.-464с.

Гербова

В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Москва Мозаика-Синтез 2014г.

Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР». — М. 2004

Зинкевич

-Евстигнеева Т.Д. Основы

сказкотерапии

. -

СПб.:

Речь, 2006

Зинкевич

-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. -

СПб.:

Речь, 2006

Зинкевич

-Евстигнеева Т.Д. Практикум по

сказкотерапии

. –

СПб.:

Речь, 2002

Короткова Л.Д. 

«

Сказкотерапия

для дошкольников и младшего школьного возраста»

 Москва: 

«ЦГЛ»

, 2004 г.

Макунина

Е. Ж.

« Придумываем

истории и сказки.» Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.

Нищева

Н. В.

« Разноцветные

сказки.» —

СПб.,

 

«Детство-пресс»

, 1999.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005 7.

Ткач Р. М.

Сказкотерапия

детских проблем. —

СПб.:

Речь; М.: Сфера, 2008.

Шорохова О.А. 

«Играем в сказку»

 ТЦ 

«Сфера»

 Москва 2006г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×