Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательно – исследовательских способностей у дошкольников в условиях ФГОС посредством экспериментальной деятельности | Горева Светлана Валентиновна. Работа №239927

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Горева Светлана Валентиновна
В данной статье автором рассмотрено влияние экспериментальной деятельности  на формирование познавательных процессов дошкольников. Обозначена важность включения экспериментов в дошкольный процесс развития личности ребенка. На основании теоретического и методического исследования сделан вывод, что  опыты  помогают развить творческое мышление, логику, межполушарные связи, наглядно показать взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Статья: «Развитие познавательно – исследовательских способностей у дошкольников в условиях ФГОС посредством экспериментальной деятельности»

Воспитатель: Горева С.В

 

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. И одним из перспективных методов развития познавательной деятельности является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, исследования и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует у ребенка развитие речи. Следствием поисково-экспериментальной деятельности является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника .

Цель работы: развитие элементарной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи для поставленных целей : поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); развивать мышление, речь, суждение в процессе познавательно исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применении в деятельности; продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов

Особый интерес детей наблюдается к долгосрочным наблюдениям-экспериментам, а также  к занятиям, содержащим демонстрационные опыты и элементы самостоятельного экспериментирования. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственно многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?», «Почему?» требуют уже от нас, взрослых компетентности в различных областях знаний об окружающем нас мире.

        Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группах должна быть преобразована предметно-развивающая среда и должен быть центр экспериментально-поисковой деятельности.

         Познавательное развитие должно обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (с песком, водой и т.д.).

        В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, более сложные цели.

        Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребенком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребенок, как взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Этот способ дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

 

 

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×