Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Кушнарева Екатерина Валерьевна. Работа №302404

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.  Это ведет к обновлению содержания педагогического процесса и диктует необходимость разработать систему мероприятий для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством реализации детско-родительских проектов

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Это ведет к обновлению содержания педагогического процесса и диктует необходимость разработать систему мероприятий для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.

Стандарты ФГОС ДО предполагают, что выпускник дошкольного образовательного учреждения должен быть коммуникабельным, любознательным, проявляющим исследовательский интерес; активно познающим мир, доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера, проявляющим уважительное отношение к окружающим, готовый самостоятельно действовать, имеющим точку зрения и способный к самоорганизации.

Поэтому сейчас работа педагога строится по системе организации познавательной деятельности детей, ориентированной на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности.

Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

организация решения познавательных задач;

применение экспериментирования в работе с детьми;

использование проектирования.

При этом, хочется отметить, что формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности невозможно без тесного взаимодействия педагогов и родителей. Как считают педагоги и психологи условия для познавательно-исследовательской деятельности должны создаваться не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Поэтому педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий, которые смогут создать условия для взаимодействия ДОУ и семьи.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. 

И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-исследовательскую деятельность детей,  педагогов и родителей.

Таким образом, актуальность вышеуказанной проблемы определила направление моей педагогической деятельности: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на основе использования современных образовательных технологий.

Выявила противоречие:

- между многообразием современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста и выбором наиболее эффективных средств обучения и воспитания для развития познавательных способностей дошкольников с целью повышения качества образовательной деятельности.

Выделенное противоречие указывает на проблему: подобрать и внедрить технологии, которые будут способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Цель данного направления:

Создание условий, отвечающих требованиям ФГОС ДО и обеспечивающих развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством реализации детско-родительских проектов.

Реализация цели возможна при решении следующих задач:

1. Реализовать инновационные технологии, в частности проектный метод, для повышения качества образовательной деятельности.

2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, для создания условий по повышению качества образовательной деятельности.

3. Создать условия активизации сотрудничества всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей с целью познавательного развития детей дошкольного возраста.

4. Повышать степень открытости своей педагогической деятельности через использование современных приемов презентации своей деятельности: фотоотчеты, видеороликов, участие в конкурсах разного уровня.

Планируемый результат:

Дети:

положительная динамика в освоении образовательной области «Познавательное развитие»;

сформированы интеллектуально-творческие способности и познавательная активность

;

дети инициативны, самостоятельны, способны

к самореализации и саморазвитию.

Родители:

повышена педагогическая компетентность

в области познавательного развития дошкольников;

родители удовлетворены

качеством организации образовательного процесса;

активно участвуют

в реализации совместных образовательных проектов.

Педагоги:

повышен уровень

педагогической компетенции в области «Современные педагогические технологии дошкольного образования»;

проектируют образовательный процесс

с учетом ФГОС ДО;

внедряют современные образовательные технологии

.

Для осуществления своей педагогической деятельности и решения обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н);

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);

Письмо Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях» (от 17.11.2011г. № 03-877);

Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);

Устав муниципального автономного дошкольного образовательног

о учреждения – детский сад

;

Основная общеобразовательная программа дош

кольного образования МАДОУ

.

Методологическую основу и теоретическую базу данной работы составляют идеи народной педагогики: педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского о развитии познавательной активности у дошкольников, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волкова; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной), отдельные аспекты детского экспериментирования (работы Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой); возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (работы Н.Б. Шумаковой, О.В. Дыбиной, Л.Н. Прохоровой, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×