Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Кушнарева Екатерина Валерьевна. Работа №302404
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Это ведет к обновлению содержания педагогического процесса и диктует необходимость разработать систему мероприятий для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством реализации детско-родительских проектов
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Это ведет к обновлению содержания педагогического процесса и диктует необходимость разработать систему мероприятий для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
Стандарты ФГОС ДО предполагают, что выпускник дошкольного образовательного учреждения должен быть коммуникабельным, любознательным, проявляющим исследовательский интерес; активно познающим мир, доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера, проявляющим уважительное отношение к окружающим, готовый самостоятельно действовать, имеющим точку зрения и способный к самоорганизации.
Поэтому сейчас работа педагога строится по системе организации познавательной деятельности детей, ориентированной на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности.
Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
организация решения познавательных задач;
применение экспериментирования в работе с детьми;
использование проектирования.
При этом, хочется отметить, что формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности невозможно без тесного взаимодействия педагогов и родителей. Как считают педагоги и психологи условия для познавательно-исследовательской деятельности должны создаваться не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Поэтому педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий, которые смогут создать условия для взаимодействия ДОУ и семьи.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей.
Таким образом, актуальность вышеуказанной проблемы определила направление моей педагогической деятельности: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на основе использования современных образовательных технологий.
Выявила противоречие:
- между многообразием современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста и выбором наиболее эффективных средств обучения и воспитания для развития познавательных способностей дошкольников с целью повышения качества образовательной деятельности.
Выделенное противоречие указывает на проблему: подобрать и внедрить технологии, которые будут способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Цель данного направления:
Создание условий, отвечающих требованиям ФГОС ДО и обеспечивающих развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством реализации детско-родительских проектов.
Реализация цели возможна при решении следующих задач:
1. Реализовать инновационные технологии, в частности проектный метод, для повышения качества образовательной деятельности.
2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, для создания условий по повышению качества образовательной деятельности.
3. Создать условия активизации сотрудничества всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей с целью познавательного развития детей дошкольного возраста.
4. Повышать степень открытости своей педагогической деятельности через использование современных приемов презентации своей деятельности: фотоотчеты, видеороликов, участие в конкурсах разного уровня.
Планируемый результат:
Дети:
положительная динамика в освоении образовательной области «Познавательное развитие»;
сформированы интеллектуально-творческие способности и познавательная активность
;
дети инициативны, самостоятельны, способны
к самореализации и саморазвитию.
Родители:
повышена педагогическая компетентность
в области познавательного развития дошкольников;
родители удовлетворены
качеством организации образовательного процесса;
активно участвуют
в реализации совместных образовательных проектов.
Педагоги:
повышен уровень
педагогической компетенции в области «Современные педагогические технологии дошкольного образования»;
проектируют образовательный процесс
с учетом ФГОС ДО;
внедряют современные образовательные технологии
.
Для осуществления своей педагогической деятельности и решения обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);
Письмо Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях» (от 17.11.2011г. № 03-877);
Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);
Устав муниципального автономного дошкольного образовательног
о учреждения – детский сад
;
Основная общеобразовательная программа дош
кольного образования МАДОУ
.
Методологическую основу и теоретическую базу данной работы составляют идеи народной педагогики: педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского о развитии познавательной активности у дошкольников, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волкова; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной), отдельные аспекты детского экспериментирования (работы Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой); возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (работы Н.Б. Шумаковой, О.В. Дыбиной, Л.Н. Прохоровой, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир).