Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством цифровых и инновационных методов в библиотеке | Парфенова Екатерина Юрьевна. Работа №364114
Современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста требуют особого внимания к формированию познавательного интереса. В век цифровизации перед педагогами стоит сложная задача — привлечь внимание ребенка к чтению и сделать этот процесс увлекательным. Одним из способов достижения данной цели является создание детской библиотеки в дошкольном образовательном учреждении.
Тема: «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством
цифровых и инновационных методов в библиотеке»
Автор: Парфенова Екатерина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ ЦРР-д/с №10 «Кырачаан ымыылар»
Современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста требуют особого внимания к формированию познавательного интереса. В век цифровизации перед педагогами стоит сложная задача — привлечь внимание ребенка к чтению и сделать этот процесс увлекательным. Одним из способов достижения данной цели является создание детской библиотеки в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность темы. Сегодня традиционные книги всё чаще уступают место гаджетам, которые становятся главным источником информации для детей. Однако чрезмерное использование цифровых устройств может привести к снижению интереса к книгам и ограничению кругозора ребенка. Создание современной библиотеки, объединяющей традиционные и инновационные методы работы, позволяет гармонично развивать у детей интерес к чтению, познанию и творчеству.
Целью данной работы является проверка эффективности создания детской библиотеки в повышении познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
создать детскую библиотеку, которая поможет детям расширить свой кругозор и получить новые знания;
разработать концепцию детской библиотеки, которая будет доступна для детей дошкольного возраста;
внедрить
инновационны
е методы работы с книгой, включая цифровые технологии;
формировать у детей интерес к чтению и познанию через игры, занятия и мастер-классы
;
стимулировать взаимодействие между детьми, родителями и педагогами через проведение тематических мероприятий (мастер-классы, сюжетные игры, акции).
Этапы реализации проекта: в рамках создания детской библиотеки была разработана концепция, включающая зонирование пространства и внедрение новых форм работы. Библиотеку разделили на несколько зон:
з
она чтения, где оборудованы разноуровневые места для сидения с ярким дизайном, который привлекает внимание детей.
и
гровая зона, предназначенная для проведения интерактивных мероприятий.
з
она работы с гаджетами, где дети под контролем педагогов осваивают цифровые технологии.
Для привлечения интереса детей и родителей в библиотеке внедрены современные методики:
Сторисек
– э
то
комплект, включающий книгу, игрушку и творческие задания, который ребенок берет домой для совместного выполнения с родителями.
Сторителлинг
–
это увлекательный способ передачи информации через рассказывание и придумывание историй.
Скрайбинг
– э
то эффективный инструмент визуализации, которую мы применяем для работы с детьми в библиотеке.
Работа с нейросетью
– в
библиотеке нейросеть используется как инструмент для творческого развития.
Использование
VR
-
очков
,
видеокруиз
— это комплексное мероприятие, где дети погружаются в удивительный мир знаний и фантазии с помощью
видеоматериалов,
и современных технологий
.
«
Книжкина
больница» - с
южетно - ролевая игра направлена на обучение детей бережному отношению к книгам: не рвать, не рисовать на книгах, по мере необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших. А также позволяет развивать познавательную деятельность детей.
Буккроссинг
– о
бмен книгами среди родителей и детей стал важной частью жизни библиотеки, стимулируя интерес к новым изданиям.
Проведение
разных
акций
:
«Читательская ленточка», «Возьми с собой птичку снегиря», «Подари книжку малышку», «
Библиоселфи
», волонтерство и т.д.
Поощрительная система. За посещение библиотеки дети получают наклейки с символом детского сада — снегирем. В конце года самые активные участники награждаются дипломами и подарками.
На этапе начала проекта мы провели анкетирование родителей, чтобы понять их отношения к чтению с детьми и к необходимости создания библиотеки в детском саду. Результаты анкетирования показали, что лишь половина родителей регулярно читают с детьми, большинство родителей отметили, что они не ходят с детьми в библиотеку; и все родители выразили мнение, что библиотека необходима в детском саду.
С целью диагностики начального уровня познавательного развития у дошкольников использовали педагогический мониторинг Н.В.Верищагиной, которая проводится в 2 этапа. Первый этап проводила в начале учебного года и по результатам диагностики познавательного развития необходимо отметить, что для большинства детей требуется дополнительная работа по коррекции познавательного развития, с использованием различных методов и подходов, направленных на улучшение познавательных процессов. Провели второй этап мониторинга познавательной активности детей, результаты которого показали значительный рост показателей: высокий уровень познавательного интереса увеличился до 45%, средний — сохранился у 50% детей, а количество дошкольников с низким уровнем интереса снизилось до 5%.
Кроме того, наблюдения педагогов подтвердили, что после внедрения интерактивных методов работы дети стали активнее взаимодействовать с книгами, проявлять инициативу в выборе литературы, задавать больше вопросов и самостоятельно сочинять истории.
Детская библиотека стала важной частью образовательного процесса. Дети с радостью посещают библиотеку, участвуют в мероприятиях и мастер-классах. Родители отмечают, что совместное выполнение заданий из сторисеков сближает их с детьми и помогает привить любовь к чтению. В перспективе планируется расширение библиотечного фонда, проведение новых тематических акций и мастер-классов, а также углубление работы с цифровыми технологиями. Создание детской библиотеки в дошкольном учреждении — это не просто новый проект, а важный шаг к воспитанию поколения, которое будет ценить знания, творчество и книги.