Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности». | Падалко Алёна Михайловна. Работа №362790

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач педагога в детском саду.             Я работаю по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности». Детское экспериментирование  является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениям, у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач педагога в детском саду. Я работаю по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности». Детское экспериментирование  является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениям, у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши  дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы  наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути.

В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей,  склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

       ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.        

Зачастую ребёнок открывает окружающий мир через личные ощущения, действия, переживания. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами.                                                                                                                      

Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.

На практике взрослые больше всего используют в своей деятельности с дошкольниками  форму прямого обучения, ведь гораздо проще самим рассказать детям определенные сведения по занятию, чем спроектировать и организовать процесс, направленный на самостоятельное обследование объекта и постепенное получение дошкольником  положительного или отрицательного результата. Такое обучение можно назвать пассивным, во время которого ребенок просто слушает, запоминает, но сам в  изучении и непосредственном обследовании объекта не участвует. Если использовать  способ пассивного обучения, то  у детей не имеется шансов повысить  познавательную самостоятельность. Следовательно, в дальнейшем у них будет слабо развита  познавательная активность.

Наряду с этим, наблюдается противоречие между объективной потребностью в развитии познавательной активности дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности.

Содержание опыта работы по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» поможет преодолеть вышеназванное противоречие.  

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством  широкого внедрения в образовательный процесс детского сада экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема опыта работы, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности познавательной активности детей.

На формирующем этапе была проведена  проверка эффективности использования метода экспериментирования в процессе развития познавательной активности дошкольников.

На заключительном этапе проводился анализ и обработка полученных результатов работы.  Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Формирование  познавательной активности дошкольников, как один из главных факторов всестороннего развития постоянно привлекает внимание учёных и исследователей - практиков. 

В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику моей работы. Поэтому целью моей работы является создание условий для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста по средствам опытов и экспериментов. Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира, знакомить с различными свойствами веществ.

2. Расширять представления детей о признаках и свойствах объектов живой и не живой природы;

3. Развивать наблюдательность, любознательность, умение делать простейшие умозаключения;

4. Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру, развивать творческую, исследовательскую активность у детей среднего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.   

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.

Новизна опыта состоит в создании системы  применения методов и приёмов экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие познавательной активности дошкольников.

Из практических методов обучения  использовала следующие:

ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из СЛОВЕСНЫХ  МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использовала в своей работы следующие:

Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

 ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

Свою работу строила на основе следующих принципов:

Принцип научности:

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип  целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип  активного обучения

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Содержание работы реализуется в трех блоках педагогического процесса:

- специально организованная образовательная деятельность образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы», с включенными опытами по заданной теме (НОД);

- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»

А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее представления.

        Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

        В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

       Важнейшим условием при проведении НООД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и обеспечить содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

       Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

При проведении опытов соблюдается следующая структура:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов.

Такая система работы помогает  активизировать мыслительную           деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям.

Формы работы по опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с привлечением родителей.

В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, они практически безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный момент (почему так?);

- ситуация выбора.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Волшебница - Вода» проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Делаем фонтан», «Очистим воду», «Цветные льдинки» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Давала время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например: фиксирование результатов, графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования. На завершающем этапе с детьми проводилась диагностика для того, чтобы выявить полученный результат, итог целенаправленной и систематической работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности.

Основные диагностические методы, которые использовались при проведении диагностики по выявлению познавательной активности детей в ходе опытно-экспериментальной деятельности:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

Результаты итогового диагностирования на конец года показали, что у детей в ходе организации опытно-экспериментальной деятельности преобладают высокий и средний уровни познавательной активности: в шесть раз увеличилось количество детей с высоким уровнем познавательной активности, не стало детей с низким уровнем.

Таким образом, благодаря внедрению инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность, к концу проекта большинство детей в самостоятельной деятельности стали выбирать опыты и эксперименты, проявляя познавательную активность в ходе ее реализации.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Вывод:  детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка- на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.  Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Воспитатель постоянно должен совершенствовать своё мастерство. В своей работе использую достижения педагогической науки и передовой практики. Я повышают свою профессиональную компетентность путём участия в дистанционных курсах по данной теме.

Я активно принимаю участие в семинарах, конференциях, педагогических советах, что позволяет транслировать свои педагогические находки и расширять границы профессионального роста.

Литература.

1.  ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

3.  Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»

4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-128с.

8.  Бостельман А., Финк М. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. «Экспериментируем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду.

9. Интернет сайты.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз