Развитие познавательной активности дошкольников | Шевелева Наталия Васильевна. Работа №339068. Номер работы: №339068
Развитие познавательной активности посредством экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Детство – яркий период в жизни человека, в который формируются необходимые ребёнку умения и навыки, закладывается основной багаж знаний. Именно поэтому в этот период, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребёнка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности ДОО является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательной активности посредством экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Детство – яркий период в жизни человека, в который формируются необходимые ребёнку умения и навыки, закладывается основной багаж знаний. Именно поэтому в этот период, наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии личности ребёнка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности ДОО является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Развивая познавательную деятельность, воспитатель не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций. Существенную роль в этом направлении играет поиково-познаватеьная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.
Дошкольнику, как известно, не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой, желая узнать, как можно больше, проникнуть в самую суть доступных ему явлений. Он сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Дети в дошкольном возрасте уже умеют систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы. Вопросы, задаваемые детьми, демонстрируют пытливость ума, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых знаний и объяснений. Психологами отмечен интересный факт: чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние самого объекта. Психологи также подчеркивают, что для развития ребенка важным является тип деятельности, в которой знания приобретались. И здесь взрослому важно в процессе обучения, поддерживать познавательную активность, создавая детям условия для самостоятельного поиска информации.
Современные исследователи отмечают большое значение деятельности экспериментирования для развития у детей дошкольного возраста, как умственных способностей, так и социально-личностной сферы (Н.Н. Подьяков, А.Н. Подьяков, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, И.С. Фрейдкин и другие) [5].
Особенность познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, заключается в том, что ребёнок знакомится и познаёт объект в процессе практической деятельности с ним. Эти действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию и создают условия, при которых раскрывается содержание данного объекта. Ведь ребёнок усваивает прочно и надолго всё, если видит, слышит и делает сам. В своей работе я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. И вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг!
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Первоначально познавательные задачи возникают у ребёнка в связи с игровой и практической деятельностью. Но постепенно у старшего дошкольника познавательная задача может вступить в её собственном содержании, как задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои понятия о действительности.
Таким образом, задачами познавательно-исследовательской деятельности является необходимость:
- Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержне образующую для познавательного развития ребёнка.
- Обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира).
- Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу- рассуждению.
- Развивать познавательную инициативу дошкольников, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счёт партнёрства с взрослым.
- Расширять кругозор ребёнка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Подводя итог выше сказанному с уверенностью можно утверждать, что опытно-экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей в развитии познавательной активности детей.