Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения. | Юлия Владимировна Дыкина. Работа №308572
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те способности, которыми он обладает. У него есть возможность развить потенциал детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Что необходимо делать учителю? Каковы условия субъектного обучения? Почему многие учащиеся плохо усваивают учебный материал, не хотят работать на уроке? Какие способы активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать в процессе обучения?Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.
Развитие познавательной активности младших школьников
в процессе обучения.
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те способности, которыми он обладает. У него есть возможность развить потенциал детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение и отмечать их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету ;
-направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
-создавать на уроке условия для развития личности учащихся.
Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.
Условия субъектного обучения таковы:
Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения, умение слушать и слышать партнера.
Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание.
Проблемность
, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.
Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.
Самооценка собственной деятельности по достижению результата.
В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке.
Почему многие учащиеся плохо усваивают учебный материал, не хотят работать на уроке?
1.Потому что часто уроки носят однотипный характер, одинаковую структуру.
2.Чаще спрашивают тех, кто проявляет активность на уроке.
3. Навешивание «ярлыков» - разделение на сильных и слабых учеников.
4.Есть страх или барьер ответить неверно, допустить ошибку или вовсе показаться глупым и смешным
5.Атмосфера на уроке - те взаимоотношения, которые выстраивает педагог.
Познавательная активность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Таким образом, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:
1) заставляет удивляться, поражает воображение;
2) заставляет задуматься;
3) подводит учащихся к усвоению нового;
4) является основой для формирования понятий, законов, правил;
5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;
6) ориентирована на использование в практической деятельности
Не менее важную роль играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:
вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;
сопровождается мыслями: «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;
заставляет посмотреть на явление с другой стороны;
ориентирует на применение знаний в новых условиях;
включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;
развивает воображение, смекалку, логику;
предполагает элементы исследования
В процессе обучения можно использовать различные способы активизации познавательной деятельности учащихся:
1.Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки-соревнования; уроки с групповыми формами работы; уроки - пресс-конференции; театрализованные уроки, уроки, которые ведут сами учащиеся; уроки-зачеты; уроки-игры «Поле чудес», уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой и другие.
2.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.
3. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
4. Широкое применение проблемно-деятельностного подхода. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.
6. Применение новых информационных технологий
Использование на уроках компьютерных технологий и мультимедийного оборудования.
7. Систематическое использование различных средств контроля. Это контрольные работы и тесты, зачеты и диктанты, мини-экзамены и перфокарты, дидактические карточки и лабиринты, кроссворды и т.д.
8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности ученика максимального приложения сил.
9. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся.
Учитель начальных классов — это человек, который видит ребенка на протяжении всего учебного дня и способен оценить его со всех сторон. И если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если обучение вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика. По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.