«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» | Мой кабинет. Работа №346344
В образовательной области федерального государственного образовательного стандарта «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях».
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
В образовательной области федерального государственного образовательного стандарта «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях».
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, так как она развивает пытливость ума, любознательность, формирует устойчивые познавательные интересы.
Познавательная активность – это наиболее важная часть общего понятия активности, она отображает самое главное качество человека, отличающее его от животных, познание окружающего мира не только с целью выживания, но и стремление окунуться, проникнуть в новое мировоззрение, чтобы отразить в собственном сознании наиболее существенные понятия, их причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует отметить активность, которая проявляется в процессе познания.
Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребёнка. Происходит переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Дети 3-4 лет - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной, разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Младший дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Социальная ситуация развития
Ребенок уже не является центром своей семьи, развивается способность у него к общению с людьми, общение с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Активное мышление и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к различной деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного мышления к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи, интенсивно растет словарный запас ребенка, а также развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Дети в этом возрасте воспринимают предметы без попытки его обследования. Их восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети воспринимают до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, могут дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве и в группе.
Память у младших дошкольников непроизвольная, характеризуется образностью. В этом возрасте ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он может быстро запомнить стихотворение, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, а также сопереживать героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается надолго только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено.
В младшем дошкольном возрасте дети не способны длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, они быстро переключается с одной деятельности на другую.
На четвертом году жизни ребёнок способен лишь воссоздать образы, подчеркнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.
Также в этом возрасте для детей характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. Настроение влияет от взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Включаясь в новые системы отношений, новые виды деятельности появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с удваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребенок он учится действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний, но с другой, при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения.
Для ребёнка становиться важным его успешность или не успешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Дидактическая, или обучающая, игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
Дидактические игры помогают формировать у детей умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их, а также активизируют словарь детей, расширяют и помогают познакомить ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами.
Авторами системы дидактических игр являются: Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и другие. Педагоги и психологи считают, что соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность использовать эти игры в целях воспитания, обучения и развития дошкольников, но не открыто, а через игровую задачу. В дидактических играх и упражнениях детям предоставляется возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различии.
В дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. Когда дети играют они и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное - заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное, познавательное развитие.
Выполнила:
Воспитатель Минакова Мария Ивановна
МБДОУ Детский сад № 490