Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной деятельности | Скрипченко Елена Алексеевна. Работа №348367. Номер работы: №348367
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность. Рассматриваются ключевые аспекты, способствующие активному познанию окружающего мира, описываются методы и приемы, используемые в работе с детьми. Подробно анализируется роль игровой деятельности и опытов в формировании у детей исследовательских навыков и творческого мышления. Приведены практические рекомендации для воспитателей, а также примеры занятий, направленных на развитие познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность, дошкольный возраст, опытно-экспериментальная деятельность, исследование, игровая деятельность, методы обучения.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скрипченко Елена Алексеевна, старший воспитатель
МБОУ «Центр образования № 29» Богородского городского округа Московской области
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность. Рассматриваются ключевые аспекты, способствующие активному познанию окружающего мира, описываются методы и приемы, используемые в работе с детьми. Подробно анализируется роль игровой деятельности и опытов в формировании у детей исследовательских навыков и творческого мышления. Приведены практические рекомендации для воспитателей, а также примеры занятий, направленных на развитие познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность, дошкольный возраст, опытно-экспериментальная деятельность, исследование, игровая деятельность, методы обучения.
Познавательная активность детей дошкольного возраста — это одно из основных направлений в обучении и воспитании, которое способствует формированию у ребенка исследовательского подхода к окружающему миру. В этом возрасте дети проявляют живой интерес к всему новому, стремясь понять природу явлений, обогащая свои знания и представления. Одним из эффективных способов стимулирования познавательной активности является опытно-экспериментальная деятельность, которая открывает перед детьми мир науки, помогает развивать критическое мышление и творческие способности.
Познавательная активность — это форма деятельности, направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков по изучаемым предметам, а также на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. В соответствии с особенностями психического развития дошкольников, данное направление воспитания включает в себя разнообразные формы и методы, которые делают процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным.
Опытно-экспериментальная деятельность занимает ключевое место в развитии познавательной активности, так как она предоставляет детям возможность непосредственно взаимодействовать с предметами и средой. Данная деятельность включает в себя:
Наблюдения — дети изучают явления природы, свойства предметов и материалов.
Эксперименты — осуществление различных опытов, где дети могут самостоятельно проверять свои гипотезы и делать выводы.
Исследования — планирование и проведение исследований по заданной теме.
Эти формы деятельности позволяют детям не только усваивать новые знания, но и развивать самостоятельность, ответственное отношение к результатам проводимых опытов.
Методы и приемы работы
Игровые методы. Для успешного внедрения опытно-экспериментальной деятельности важно использовать игровые методы и приемы, которые адаптированы под возрастные особенности детей. Быть вовлеченными в игровой процесс, дети легче воспринимают информацию, и у них повышается мотивация к обучению. Примеры игровых методик включают:
Ролевые игры — дети могут выступать в роли исследователей, ученых, которые проводят опыты.
Игры-практикумы — организуются мини-лаборатории, где дети под руководством воспитателя проводят эксперименты.
Проектный метод позволяет детям более глубоко изучать интересующие их темы. В процессе работы над проектами дети учатся планированию, совместной деятельности, что развивает как их познавательную активность, так и социальные навыки.
Важно использовать разнообразные наглядные пособия — от природных материалов до экспериментальных наборов, которые помогут сделать занятия более наглядными и интересными.
Примеры опытно-экспериментальной деятельности
«Цвета в природе». В данном занятии дети исследуют, какие цвета нас окружают. Для этого можно организовать выезд на прогулку, где дети собирают разные природные материалы: листья, цветы, шишки. Затем они могут создать «палитру природы», обсуждая, откуда берутся те или иные цвета, что приводит к исследованию дальнейших вопросов — почему у одних растений листья зеленые, а у других — желтые.
«Свет и тень». Занятие направлено на изучение света и его свойств. Используя фонарики и различные предметы, дети исследуют, как создаются тени, и как их форма зависит от угла освещения. Это занятие не только развивает познавательную активность, но и способствует развитию мышления, способности к абстракции.
«Как варится вода». В процессе этого эксперимента дети могут изучить, что происходит с водой при нагревании. Дети наблюдают за изменениями состояния (жидкость — пар) и обсуждают, какие физические явления происходят.
Воспитатель играет важную роль в организации опытно-экспериментальной деятельности. Он должен:
Создавать благоприятную атмосферу для исследования, поддерживать инициативу детей.
Предоставлять необходимые материалы и оборудование для проведения опытов.
Сопровождать детей, задавая направляющие вопросы и помогая анализировать результаты.
Обеспечивать безопасность проведения экспериментов.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая требует не только применения разнообразных методов и приемов, но и активного участия воспитателей. Опытно-экспериментальная деятельность предоставляет уникальные возможности для активного познания мира, укрепления исследовательского духа, а также формирования у детей творческого мышления и инициативы.
Список литературы
Гималетдинова Гульнара Камилевна, Созинова Анастасия Андреевна Организация экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-eksperimentalnoy-deyatelnosti-na-zanyatiyah-s-doshkolnikami-teoreticheskiy-obzor.
Гонина Ольга Олеговна, Новикова Светлана Борисовна Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образования.
2020. №1 (22).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-v-doshkolnom-vozraste.
Калитина Е.С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2014. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lyuboznatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-vklyucheniya-v-opytno-eksperimentalnuyu-deyatelnost