Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательной активности учеников на уроках математики | Бувина Анна Николаевна. Работа №345301. Номер работы: №345301

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие познавательной активности учеников на уроках математики. Описаны основные стратегии, которые помогают мотивировать учащихся к изучению математических дисциплин и повышают интерес к предмету. Особое внимание уделено интерактивным методам, проблемно-диалогическому обучению и использованию игровых технологий. Эти подходы способствуют формированию у учащихся активной позиции в учебном процессе и развитию самостоятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, урок математики, интерактивные методы, мотивация, игровые технологии, проблемно-диалогическое обучение.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Бувина Анна Николаевна,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №8 им. А. А. Матюшина» г. Калуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие познавательной активности учеников на уроках математики. Описаны основные стратегии, которые помогают мотивировать учащихся к изучению математических дисциплин и повышают интерес к предмету. Особое внимание уделено интерактивным методам, проблемно-диалогическому обучению и использованию игровых технологий. Эти подходы способствуют формированию у учащихся активной позиции в учебном процессе и развитию самостоятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, урок математики, интерактивные методы, мотивация, игровые технологии, проблемно-диалогическое обучение.

 

Познавательная активность учеников — один из ключевых факторов успешного обучения, особенно на уроках математики, где часто возникают сложности в восприятии материала. Математика требует от учащихся логического мышления, внимания и умения применять полученные знания на практике. Поэтому задача учителя — не только донести информацию, но и сделать процесс познания интересным и мотивирующим. Развитие познавательной активности на уроках математики способствует улучшению результатов обучения, формированию устойчивых знаний и умений у школьников.

Познавательная активность — это готовность учащихся активно воспринимать и обрабатывать новую информацию, стремление к самостоятельному решению задач и поиску ответов на вопросы. В условиях традиционного обучения многие школьники проявляют пассивное отношение к математике, рассматривая её как сложную и абстрактную науку. Для того чтобы изменить эту установку, необходимо создать условия, при которых учащиеся будут воспринимать математику как увлекательную и полезную дисциплину.

Выделим на что влияет развитие познавательной активности:

п

овышение уровн

я мотивации к изучению предмета;

у

крепление навыков

самостоятельного поиска решений;

ф

ормирование устойчивого интереса к

исследовательской деятельности;

р

азвитие критического мышлен

ия и аналитических способностей;

м

етоды развития познавательной активности на уроках математики

.

Для повышения познавательной активности на уроках математики учителя могут использовать различные методические приёмы и технологии. Рассмотрим наиболее эффективные из них.

Интерактивные методы способствуют вовлечению учеников в процесс обучения. Одним из таких методов является использование цифровых образовательных ресурсов, таких как интерактивные доски, обучающие программы и приложения для решения математических задач. Они помогают визуализировать сложные математические концепции и делают процесс обучения более наглядным и доступным.

Другим эффективным интерактивным методом является организация групповой работы. При решении задач в группах учащиеся учатся обмениваться мнениями, вырабатывать совместные решения и проявлять активность. Такая форма работы помогает развивать коммуникативные навыки и уверенность в своих силах.

Проблемно-диалогическое обучение — это метод, основанный на постановке перед учениками проблемных вопросов, на которые они должны найти решение. Вместо того чтобы просто давать готовые ответы, учитель создает условия для обсуждения и анализа возможных решений. Это стимулирует познавательный интерес и активное участие школьников в обсуждении.

Примером может служить постановка задач, связанных с реальными жизненными ситуациями. Например, задача на вычисление процентов может быть связана с расчетом скидок в магазине, что делает математические знания более прикладными и понятными для учеников.

Игровые технологии позволяют превратить урок математики в увлекательное занятие. Введение элементов игры способствует не только повышению познавательной активности, но и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Учитель может использовать математические викторины, квесты и конкурсы для мотивации учащихся.

Игра, как метод обучения, особенно актуальна в начальной школе, где дети активно воспринимают информацию через игровой опыт. Однако игровые технологии могут быть эффективно применены и в средней школе для сложных тем, требующих повышенной концентрации.

Проектная деятельность позволяет ученикам самостоятельно исследовать математические проблемы и применять полученные знания на практике. При выполнении проектов школьники анализируют информацию, планируют свою деятельность и представляют результаты работы перед классом. Это не только развивает познавательную активность, но и способствует формированию навыков самостоятельной работы.

Несмотря на эффективность указанных методов, существуют и определенные проблемы. Учителя часто сталкиваются с нехваткой времени для внедрения инновационных методов на уроках математики, а также с недостаточной технической оснащенностью школ. Кроме того, не все учащиеся имеют одинаковый уровень мотивации, что затрудняет работу по активизации познавательного интереса.

Перспективы развития познавательной активности заключаются в интеграции новых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная реальность и геймификация. Эти инструменты помогут сделать процесс обучения более интерактивным и мотивирующим.

В заключение отметим, что развитие познавательной активности учеников на уроках математики является важным элементом успешного обучения. Использование интерактивных методов, проблемно-диалогического обучения, игровых технологий и проектной деятельности помогает вовлечь учащихся в процесс обучения и стимулировать их интерес к математике. Важно, чтобы учителя продолжали искать новые подходы к развитию познавательной активности, адаптируя учебные методы к современным требованиям образования.

 

Список литературы

 

Балакирева, О. В. Методы повышения познавательной активности на уроках математики // Педагогика и образование. 2019. № 5. С. 22-28.

Громова, Т. А. Интерактивные технологии в математическом образовании // Вопросы современной педагогики. 2021. № 3. С. 14-19.

Зайцева, Е. И. Игровые технологии на уроках математики: опыт и перспективы // Современная школа. 2020. № 6

. С. 31-37.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×